Лучший педагог года

Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе «В гостях у хозяйки медной горы»

Татьяна Фирсова
Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе «В гостях у хозяйки медной горы»

Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе

Тема : «В гостях у хозяйки медной горы»

Цель: Развивать познавательный интерес и активность детей.

Задачи:

• Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов.

Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню.

• Воспитывать бережное отношение ко живой и неживой природе.

Речевое развитие:

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе „В гостях у хозяйки медной горы“» размещена в разделах

• Развивать диалогическую форму речи.

• Закреплять умение отвечать на вопросы.

Активизация словаря: камень, вулкан, лава, кратер.

Социально-коммуникативное развитие:

• Поддерживать бодрое и радостное настроение, побуждать к активной деятельности.

• Продолжать формировать умения соблюдать элементарные правила поведения.

Физическое развитие:

• Развивать двигательную активность, координацию движений, умение сочетать слово с движением, ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа:

• Рассматривание коллекции камней.

• Беседы об этих объектах природы.

• Чтение художественный произведений (небольших рассказов, сказок).

Методы и приемы:

Практические: исследование, опыты, рассматривание.

Словесные: беседа, ситуативный разговор, чтение, вопросы.

Материалы и оборудование: ,камешки, письмо, трубочки, пемза, тазик с водой, каменный уголь

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам прислали письмо и вот эту посылку.

Хотите узнать, что в ней?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, давайте сядем на стульчики, чтобы всем было слышно,

и я начну читать письмо.

«Здравствуйте дорогие дети!

Я, Хозяйка Медной горы, отправляю вам посылку. Открыть, вы её сможете только тогда, когда отгадаете загадку:

Воспитатель: дети вы готовы отгадать загадку?

Дети: Мы любим отгадывать загадки.

Воспитатель: (читает загадку)

В серёжках у мамы огнём горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в ройке годиться на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать.

Тяжёлый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

До встречи!

Дети: Ответы детей. (камешки)

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите в посылке камни. Значит, вы правильно отгадали загадку. Теперь давайте побеседуем и рассмотрим камни.

У нашей с вами, земли есть одежда. Она состоит из камешков. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где много- много камней возвышаются горы. В воде тоже очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. А вы хотите построить маленькую гору в воде?

Ответы детей. Хотим!

(воспитатель поводит детей к столу, где стоит таз с водой и набор камешков и трубочки для коктейлей)

Экспериментирование 1.

Воспитатель: Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровно?

Дети: Потому что в воде они скользкие и гладкие.

Воспитатель: Да правильно, такими их делает вода.

(Дети строят гору)

Воспитатель: Как известно, камень очень прочен, и жизнь его долгая, но всё же не вечная. Камень может появиться на свет с огромной скалой, горой. Но время, вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем в более маленькие камни, камешки, щебёнку и, наконец, песок. Давайте возьмём трубочки, наберём воздуха и создадим бурю на море. Гора начинает разрушаться на глазах у детей.

Воспитатель: А сейчас предлагаю пройти за свои столы. На столах лежат разные камни на тарелочках.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где здесь морские камешки. Какие они? Почему они такие?

Дети: Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Гладкими их сделали морские волны.

Экспериментирование 2.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, пахнут ли камни? Возьмите два крупных камня и постучите ими друг о друга, затем понюхаем.

Дети: (Морские пахнут морем, нечем не пахнут)

Воспитатель: А теперь давайте отдохнём на нашем коврике. Воспитатель стоит в центре ковра и предлагает детям обняться. (звучит музыка, шум волн, ветра, дождика)

Физкультминутка.

Стоит гора высокая, - поднимают руки вверх

Стоит гора широкая. – разводят руки в стороны

Её ветер обдувает, - обмахивают кистями рук

Её дождик поливает, - встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает. - вдох, выдох

Камешки теряет. --- Часть детей отделяется от горы,

Катятся, катятся камешки прочь. --- Отодвигается в сторону: приседают.

Раскатись камешки, и с той поры

Ничего не осталось

От нашей горы! --- Двумя руками показывают на опустевшее место.

Воспитатель: А сейчас давайте подойдем к нашим столикам закроем глаза и представим себя морским камешком, лежащим на береге моря (звучит «Морской прибой»).

Воспитатель: Вам понравилось быть камешком?

Ответы детей. Да.

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с пористым белым камешком. Кто знает, что это за камень?

Ответы детей: (пемза).

Воспитатель: Пемза родом из кратера вулкана. Она так и называется – вулканическая порода. Возникла она во время извержения вулкана. Проснувшийся вулкан выбрасывает в воздух куски затвердевшей лавы и раскалённых газов. Лава застывает почти мгновенно после выброса. А газы, которыми она была перемешена, делают её пористой. Отсюда в пемзе столько много «дырочек». Ребята, как вы думаете, пемза тонет или нет?

Ответы детей. Да, нет.

Воспитатель: мнения у вас разделись, тогда давайте проверим?

Дети: давайте.

Экспериментирование 3.

Воспитатель: Дети берите кусочек пемзы и опускайте её в воду. Почему пемза не тонет?

Дети: пористой пемзы делает её «непотопляемой». (Дети вытирают рук.)

Воспитатель: сейчас я вас познакомлю ещё с одним очень интересным камнем. Но сначала отгадайте загадку.

С виду неприглядный камень.

Это очень – нужный камень.

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет.

Дети: (Уголь).

Воспитатель: Да это каменный уголь. Найдите его на тарелочке и возьмите его в руку. Скажите, какой он?

Дети: чёрный, пачкается, шершавый, немножко блестящий.

Воспитатель: Как вы думаете, он прочный? Давайте проверим. Воспитатель разбивает камень. Да каменный уголь твёрдый, но он не такой прочный, как, например морской камешек. Каменный уголь это не просто камень, а это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много, много лет образуется каменный уголь. А что с ним произойдет, когда мы опустим его в воду?

Предположения детей. (раствориться, вода будет черной, утонит. и т. д.).

Экспериментирование 4.

Воспитатель: Давайте проверять, опустим его в стакан с водой. Что произойдёт?

Дети: Каменный уголь утонул. Он тяжёлый.

Воспитатель: Как выдумаете, каменный уголь растворяется в воде или нет? Как можно проверить?

Дети: можно помешать палочкой.

Воспитатель: Меняет ли вода цвет?

Ответы детей (уголь не растворяется).

Воспитатель: Запомните: каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей. А теперь возьмите каменный уголь и попробуйте им нарисовать, что ни - будь на бумаге. Дети: им хорошо рисовать.

Воспитатель: правильно. Углем хорошо рисовать и эти пользуются некоторые художники.

Рефлексия

Воспитатель: сегодня мы познакомились с разными камнями. Кто может мне назвать их?

Ребенок: Морские, пемза, каменный уголь.

Воспитатель: Откуда появилась пемза?

Ребенок: Из кратера вулкана.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Но есть камешки и шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами, есть которые можно рисовать, а есть, которые не тонут – такие как пемза. А что вам особенно запомнилось?

Ответы детей. (ответы могут быть разнообразными)

Воспитатель: мне тоже понравились наши эксперименты и то как вы сегодня работали. Молодцы!

Публикации по теме:

Методическая разработка интегративной НОД с детьми седьмого года жизни «К Хозяйке Медной горы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка-детский сад № 411" г. Перми Методическая разработка.

Детский мастер-класс по аппликации из нетрадиционных материалов — фантиков «Корона для Хозяйки Медной горы»Детский мастер-класс по аппликации из нетрадиционных материалов — фантиков «Корона для Хозяйки Медной горы» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мы познакомились с творчеством уральского писателя Павла Петровича Бажова.

Конспект интегрированного занятия с использованием лупы «В гостях у хозяйки Медной горы. Формирование представления о камнях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка» Верхнеуфалейского городского.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Лёд — вода» Программное содержание: Цели: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «День рожденья Помидора» Хозяюшка: Синьор помидор! Сначала было семечко. Его посадили в землю, стали поливать. Стало греть солнышко из семечка появился росток.

Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в средней группе «Медвежонок Тучка — фокусник» Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе " Медвежонок Тучка - фокусник " Цель: узнать об особенностях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «В гостях у Белочки»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «В гостях у Белочки» Конспект открытого интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «В гостях у Белочки».

Лексико-грамматическое занятие «В гости к Королеве Медной горы» Занятие «В гости к Королеве Медной горы» Программное содержание: формировать у детей начальные знаний о неживой природе;.

Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы»Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы» Новогодний праздник "В гостях у Хозяйки Медной горы".Цареградская Анна Сергеевна, старшая группа "Б", Детский сад №59. Действующие лица:.

Сценарий новогоднего утренника для старшей и подготовительной группы «Проделки хозяйки медной горы» «Проделки хозяйки медной горы» (ст. -под.) Вед. : Дорогие наши гости! Пора праздник начинать. А для этого попросим, Дружно хором прокричать:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе «В гостях у хозяйки медной горы»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 11:51
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД