Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Знакомство с хохломой»

Анжелика Гинтер
Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Знакомство с хохломой»

ЗНАКОМСТВО С ХОХЛОМОЙ.

ЭЛЕМЕНТЫ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ.

Программное содержание:

-познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, назначением, с расписанными предметами;

-учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;

-познакомить детей с элементами росписи: ягоды, цветы,

завиток, трава; с цветовой гаммой

-воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Словарная работа:

хохломская роспись, предметы быта, травка, осочки, завиток, усики,ягода.

Материалы и оборудование:

-посуда с хохломской росписью;

-акварельные краски;

-альбомные листы (шаблоны посуды);

-кисти.

Содержание

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

- И сегодня на нашем занятии мы поговорим о Хохломе. Что же это такое Хохлома?

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами отправляемся в волшебное царство Хохломы.

(показ видеоклипа «Хохлома»)

Хохлома – это декоративная роспись, выполненная чаще всего на деревянной посуде, иногда мебели. Но можно украсить хохломой все что угодно. Роспись эта выполняется на черном фоне золотистыми и красными цветами.

Хохломская роспись возникла на Руси примерно в XVII веке. Колыбелью хохломы считаются несколько деревень на левом берегу Волги – села Ковернино в Нижегородской области, Мокушино, Малые и Большие Безлели. Название хохлома получила от торгового села, в котором ремесленники продавали расписанную посуду.

Издревле традиционными элементами росписи считаются красные ягоды рябины, птицы, звери, веточки с сочными листьями. Для того чтобы подготовить изделие к нанесению рисунка, нужно пройти несколько этапов. Сначала изделие вытачивается на токарном станке, после чего его несколько раз обрабатывают раствором глины и просушивают. После этого заготовку покрывают металлическим порошком. Раньше это было серебро, потом олово, ну а сейчас чаще всего используют алюминий. И вот только после этого изделие расписывают вручную, масляными красками, сушат в печи и закрепляют лаком.

Сегодня в России есть несколько фабрик изготавливающих хохломскую роспись. Расположены они как раз в тех местах, где зародилось это древнее мастерство. В Ковернинском районе – село Сёмино и в городе Семёнове в Нижегородской области России.

2. Декоративное рисование «Элементы хохломской росписи».

– Рассмотрите хохломскую посуду. Она кажется тяжелой и массивной, но если взять ее в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет свой красоты. В работе над росписью мастера пользуются двумя приемами письма:

I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

II фоновое письмо. Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

– Ребята, какие цвета предпочитают художники? (Цветовая гамма росписи небогата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используются зеленый и желтый цвета. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.) Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки.

Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит по-новому.

(показ плаката с элементами)

-Давайте кисточкой прорисуем в воздухе элементы травки.

– Ребята, закройте глаза, послушайте стихотворение и, возможно, поэтические образы помогут вам в работе.

Удивляет, прорастая,

Как-то празднично жива,

Молодая, непростая,

Черно-красная трава,

Листья рдеют, не редеют

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

Б. Дубровский

– А теперь с помощью волшебной кисточки оживим шаблоны посуды, распишем ее красочными узорами.

Дети расписывают шаблоны посуды.

3. Физкультминутка.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

3. Актуализация опорных знаний

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома).

- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать.

Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»

4. Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей 5–6 лет. «Хохломская роспись»Дидактическая игра для детей 5–6 лет. «Хохломская роспись» Когда я работала в старшей группе и мы знакомились с хохломской росписью, я решила сделать для ребят дидактическую игру "элементы хохломской.

Знакомим дошкольников с изделиями народного творчестваЗнакомим дошкольников с изделиями народного творчества Так как я большое внимание в своей работе уделяю знакомству дошкольников с изделиями народного творчества, со временем накапливается необходимый.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Знакомство с хохломой»
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 17:47
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...