Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Лепка и роспись дымковского коня»

Елена Лях
Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Лепка и роспись дымковского коня»

Цель: Знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.

Задачи:

•Развивающая – Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к лепке из глины,

•Воспитательная – Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев

•Образовательная – Познакомить детей с росписью дымковской игрушки.

Материалы и оборудование: Иллюстрации и картинки дымковской игрушки, глина, стеки, подставка для работы с глиной, стаканчик с водой, салфетки, краски, кисти и печатки, ватные палочки.

Предварительная работа:

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- рисование элементов дымковского узора;

- разучивание стихотворений.

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие к игрушкам. Но не к обычным, а к народным. Издавна Русь славилась своими чудо-мастерами которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения. А вот в старину ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. Игрушки делали из подручных материалов, из ткани куклы (их называли тряпичные) А вот эта кукла сделана из соломы. Таких кукол делали прямо на поле во время работы. Раньше не было детских садов, вот мамы и брали ребятишек с собой на работу. Мама посадит малыша под кустом, свяжет из травы куколку, чтобы ему не скучно было, а сама идет работать. Куклу можно сделать из любого материла, какой окажется под рукой. – Посмотрите, в каждом доме есть ложка, да и платочек на голове у мамы. Вот она и делала такую вот куклу. Из дерева вырезали разных животных и лепили из глины и расписывали их очень красочными узорами. Вот такими игрушками раньше играли ваши бабушки и дедушки.

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. А знаменито это село своими игрушками дымковскими

«Дымка». А. Дьяков.

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Педагог. А какие фигурки лепили дымковские мастерицы, давайте послушаем стихотворение и посмотрим картинки.

«Дымка» Светланы Ледковой

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

Педагог. Посмотрите ребята, какие игрушки читает стих

«Индюк». И. В. Кадухина.

Вот Индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

БАРЫНЯ

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

«КОНЬ». И. В. Кадухина.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

ПТИЧКА

С виду, птичка – невеличка.

Только птичка не порхает –

В небеса не улетает.

Красотою удивляет!

Педагог: И по сей день, дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам. Дымковские мастера работали в одиночку, у себя дома. А потом построили большой светлый дом. Дружно там работают мастера. Старые учат молодых, а вместе делают красивые игрушки.

•Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

•Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.

Педагог читает стих:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

•Какие цвета брали для росписи игрушек?

Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон, черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

•Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

•в ряд;

•в шахматном порядке;

•в клетке между линиями.

Вот сколько много дымковских игрушек мы с вами посмотрели, но объединяют их цвета красок и узоры!

А это всадник на коне.

Ребята вот и мы сегодня будем с вами лепить дымковского коня из глины. И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками». Сейчас и мы попробуем вылепить коня.

1. Разделим кусок глины на два: 1 большой, второй – поменьше.

2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.

3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.

4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.

5. Ушки делаем защипыванием.

6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост. После того как наш конь высохнет мы его загрунтуем белой краской и будем расписывать.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Лепка и роспись дымковского коня»

Физминутка Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок) Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног) На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны) Быстро на седло вскочу, Не поеду - полечу, (подскоки на месте) Цок - цок - цок, Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой) Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой, (подскоки на месте) Сегодня мы с вами будем расписывать коня, которые вылеплены из глины. Пройдите на свои места. А расписывать мы будем коня не кисточкой, а палочкой с мягким наконечником (тычком). Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать коня. (даю детям возможность подумать над предстоящей работой). Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски). Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою игрушку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.

(Дети работают под музыку).

Анализ детских работ

- Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!

- А вам нравятся ваши работы?

- Какой конь вам понравился больше всех?

- Расскажите чем?

- Какие краски использовали?

- Какие элементы узора?

- Хотелось ли вам такие игрушки получить в подарок?

Молодцы ребята! У вас прекрасные получились работы.

Публикации по теме:

Дидактические игры «Дымковские игрушки»Дидактические игры «Дымковские игрушки» В младшем дошкольном возрасте начинаем знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Яркие,доступные восприятию игрушки радуют детей.

Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Программные задачи. Развивать интерес детей к творчеству художника Ю. Васнецова;.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Лепка и роспись дымковского коня»
Опубликовано: 17 июня 2013 в 01:20
+89Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...