«Весёлые матрёшки». Конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе

Яна Кузьмина
«Весёлые матрёшки». Конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе

"Весёлые матрёшки"

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенностями росписи Полхов- Майданских матрёшек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов- Майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Образцы матрёшек Полхов- Майдана; бумажный силуэт матрёшки, восковой карандаш чёрного цвета, акварель, кисти, салфетки- на каждого ребёнка.

Предварительная работа: Рассматривание матрёшек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрёшки.

Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия

Воспитатель. (выставляя на стол 8 матрёшек из одного набора).

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

На столе у нас живут- всех матрёшками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом.

Посмотрите- ка, ребята, чем матрёшечка богата?

У матрёшки- невелички есть весёлые сестрички.

В каждой красавице- матрёшке спрятана сестричка поменьше (вкладывает матрёшек одну в другую). А какие они яркие да нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?

Около ста лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькую игрушку- куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по- русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матрёнами, ласково- матрёшками.

Словно репка она круглобока, и под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко парой чёрных смородинок- глаз.

Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить её из дерева токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой- в Сергиевом Посаде, и около Новгорода- в селе Семёново, и недалеко от города Мурома- в Полхов- Майдане. У каждого мастера матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер.

Матрёшки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24

сестричек, и самые простые- всего 3 куколки. Но дело не в том, что сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками- матрёшками.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с Полхов- Майданскими матрёшками. По форме они удивлённые, с небольшой головой. А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки- полушалки с цветами, поверх сарафана- фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники Полхов- Майдана? (Ответы детей.) Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров Полхов- Майдана секрет- сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод чёрной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрёшки- в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками- алой, лиловой, зелёной, жёлтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.

Яркие получаются матрёшки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс.

Мы матрёшки, мы сестрички, мы толстушки- невелички,

Как пойдём плясать и петь, вам за нами не успеть.

Сегодня вы станете мастерами- художниками и сами распишете матрёшек (раздаёт силуэты). Сначала нарисуйте все детали одежды восковым карандашом, а затем разведите на палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрёшек цветными, яркими.

Воспитатель может показать приём рисования Полхов- Майданских маков и роз. Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования педагог обращает внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрёшек.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использаванием ИКТ «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использаванием ИКТ «Русская матрёшка» Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки; развивать интерес детей к.

Сказочные матрёшки.Сказочные матрёшки. Недавно мне в руки попалась заготовка матрёшки. В голове сразу возникла идея: это же замечательный материал для настольного кукульного.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
«Весёлые матрёшки». Конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе
Опубликовано: 29 марта 2013 в 21:48
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...