Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Что умеют коми делать из меха. Украшение малицы»

ирина попова
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Что умеют коми делать из меха. Украшение малицы»

Программное содержание;

1. Продолжить развивать интерес детей к жизни и быту народа коми.

2. Познакомить и показать различия в видах верхней одежды народа коми (малица, парка).

3. Развивать познавательные способности детей.

4. Закрепить знания детей о коми орнаменте.

5. Закрепить умения детей выкладывать орнамент из природного материала.

6. Развитие мелкой моторики рук детей

Словарная работа: обогащать речь детей новыми словами (малица, парка).

Закрепить понятия: чум, оленеводы, нарты, хорей, орнамент.

Необходимый инвентарь: иллюстрации (тундра, олени, чум). Куклы в малице и парке. Образцы коми орнамента. Клей ПВА, шаблоны малицы, природный материал (крупа, семечки).

Ход занятия:

- Приглашаю вас в Олению,

Приглашаю вас в снежинию,

В интересную Тюлению,

В неизвестную Моржинию.

- А как вы думаете, куда я вас приглашаю? Где находятся эти необыкновенные страны? И почему они так называются? (На север Коми края, в тундру).

- Закрыли глаза и полетели. Приземлились в тундре. Здесь очень красиво. Тундра большая, здесь очень много снега, поэтому её можно назвать – Снежиния. Но мало растений, деревьев. Как вы думаете, почему? (очень холодно, земля промерзает и корням трудно добывать питательные вещества, поэтому деревья и кустарники небольшого размера.).

- Здесь нет больших домов и не ездят машины. Почему?

- Вместо домов здесь стоят непонятные домики – шалашики.

- Что это? (чум).

- Из чего он сделан?

- А почему он быстро собирается и разбирается?

- Кто живет в этом чуме

- Кто такие оленеводы? Чем они занимаются?

- А вот и оленевод. На чем он едет? Кто везет его? Как он управляет оленями?

- Посмотрите, какая интересная одежда у оленеводов. Из чего она?

- Жители коми края, живущие на севере научились хорошо выделывать шкуру оленя и шить из него одежду и обувь. Эта одежда очень удобная и практичная, так как мех у оленей густой, теплый. Одежда похожа на чум, тоже стоит вокруг себя, капюшон приклеивается к воротнику, а рукавички пришиваются к рукавам. Верхняя одежда бывает двух видов: малица и парка.

- Чем они похожи? (Нет застежки, одеваются сверху).

- В чем их различия? (У малицы мех внутри, а сверху – ткань, у парки – мех наружу).

- Как вы думаете тепло ли, удобно ли ходить по тундре в такой одежде? Почему?

- Малицу одевают на тело, ну, а если очень холодно, то сверху надевают парку.

- Обратите внимание – малица украшена узорами. Что это за узоры? (Коми орнамент).

- Для чего мастерицы так красиво расшивают одежду узорами?

- Откуда они берут эти орнаменты? (Из жизни, из того, что их окружает, что видят, то и рисуют, вышивают)

- Мы с вами тоже знаем несколько элементов коми орнамента. И сейчас вспомним их. Я называю – вы показываете. Я показываю рисунок – элемент – вы называете орнамент и показываете.

- Вспомнили коми орнаменты, немного отдохнули, а теперь предлагаю вам потрудиться. Нужно украсить вот эту одежду.

- Что это?

- А почему малица, а не парка?

- Малицу обычно украшают снизу, по подолу, иногда делают узор и по середине.

- Чтобы получить малицу и украсить её, вы должны угадать, что за коми орнамент на ней нарисован.

- А теперь можно приступить к работе. Работаем аккуратно, стараемся.

- Малицы получились очень красивые, разнообразные. Так и хочется их примерить. И орнамент разный, но очень сочетается друг с другом. Целая композиция – картинка получилась. Можно сразу догадаться, что здесь малица – для охотника, эта для рыбака, а эта для женщины, которая любит собирать ягоды.

- Где же мы с вами сегодня оказались? (в тундре).

- Что мы узнали о тундре?

- Как одевались люди в тундре? Почему?

- Из чего их одежда?

- Почему они не носят шапку и пальто?

- Мы тоже живем в коми крае, но не носим малицу. А в тундре носят. Почему так?

- А хотите узнать, какую обувь носят жители тундры – далекой северной части Коми края? об этом мы узнаем в следующий раз.

Публикации по теме:

Работа из бросового материала «Оленья упряжка»Работа из бросового материала «Оленья упряжка» Работа: "Оленья Упряжка" выполнена из бросового материала (пробки, коробка, ветки, пуговицы,искусственный мех,нитки) Работа сделана мной.

Отчёт о проведении фольклорного праздника «Рождественские посиделки коми народа»Отчёт о проведении фольклорного праздника «Рождественские посиделки коми народа» 17 января 2014 года на базе МБДОУ «Прогимназия №1» проведен, ставший традиционным, фольклорный праздник «Рождественские посиделки народа.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Домашние питомцы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Что умеют коми делать из меха. Украшение малицы»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 17:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...