Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Что умеют коми делать из меха. Украшение малицы»

ирина попова
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Что умеют коми делать из меха. Украшение малицы»

Программное содержание;

1. Продолжить развивать интерес детей к жизни и быту народа коми.

2. Познакомить и показать различия в видах верхней одежды народа коми (малица, парка).

3. Развивать познавательные способности детей.

4. Закрепить знания детей о коми орнаменте.

5. Закрепить умения детей выкладывать орнамент из природного материала.

6. Развитие мелкой моторики рук детей

Словарная работа: обогащать речь детей новыми словами (малица, парка).

Закрепить понятия: чум, оленеводы, нарты, хорей, орнамент.

Необходимый инвентарь: иллюстрации (тундра, олени, чум). Куклы в малице и парке. Образцы коми орнамента. Клей ПВА, шаблоны малицы, природный материал (крупа, семечки).

Ход занятия:

- Приглашаю вас в Олению,

Приглашаю вас в снежинию,

В интересную Тюлению,

В неизвестную Моржинию.

- А как вы думаете, куда я вас приглашаю? Где находятся эти необыкновенные страны? И почему они так называются? (На север Коми края, в тундру).

- Закрыли глаза и полетели. Приземлились в тундре. Здесь очень красиво. Тундра большая, здесь очень много снега, поэтому её можно назвать – Снежиния. Но мало растений, деревьев. Как вы думаете, почему? (очень холодно, земля промерзает и корням трудно добывать питательные вещества, поэтому деревья и кустарники небольшого размера.).

- Здесь нет больших домов и не ездят машины. Почему?

- Вместо домов здесь стоят непонятные домики – шалашики.

- Что это? (чум).

- Из чего он сделан?

- А почему он быстро собирается и разбирается?

- Кто живет в этом чуме

- Кто такие оленеводы? Чем они занимаются?

- А вот и оленевод. На чем он едет? Кто везет его? Как он управляет оленями?

- Посмотрите, какая интересная одежда у оленеводов. Из чего она?

- Жители коми края, живущие на севере научились хорошо выделывать шкуру оленя и шить из него одежду и обувь. Эта одежда очень удобная и практичная, так как мех у оленей густой, теплый. Одежда похожа на чум, тоже стоит вокруг себя, капюшон приклеивается к воротнику, а рукавички пришиваются к рукавам. Верхняя одежда бывает двух видов: малица и парка.

- Чем они похожи? (Нет застежки, одеваются сверху).

- В чем их различия? (У малицы мех внутри, а сверху – ткань, у парки – мех наружу).

- Как вы думаете тепло ли, удобно ли ходить по тундре в такой одежде? Почему?

- Малицу одевают на тело, ну, а если очень холодно, то сверху надевают парку.

- Обратите внимание – малица украшена узорами. Что это за узоры? (Коми орнамент).

- Для чего мастерицы так красиво расшивают одежду узорами?

- Откуда они берут эти орнаменты? (Из жизни, из того, что их окружает, что видят, то и рисуют, вышивают)

- Мы с вами тоже знаем несколько элементов коми орнамента. И сейчас вспомним их. Я называю – вы показываете. Я показываю рисунок – элемент – вы называете орнамент и показываете.

- Вспомнили коми орнаменты, немного отдохнули, а теперь предлагаю вам потрудиться. Нужно украсить вот эту одежду.

- Что это?

- А почему малица, а не парка?

- Малицу обычно украшают снизу, по подолу, иногда делают узор и по середине.

- Чтобы получить малицу и украсить её, вы должны угадать, что за коми орнамент на ней нарисован.

- А теперь можно приступить к работе. Работаем аккуратно, стараемся.

- Малицы получились очень красивые, разнообразные. Так и хочется их примерить. И орнамент разный, но очень сочетается друг с другом. Целая композиция – картинка получилась. Можно сразу догадаться, что здесь малица – для охотника, эта для рыбака, а эта для женщины, которая любит собирать ягоды.

- Где же мы с вами сегодня оказались? (в тундре).

- Что мы узнали о тундре?

- Как одевались люди в тундре? Почему?

- Из чего их одежда?

- Почему они не носят шапку и пальто?

- Мы тоже живем в коми крае, но не носим малицу. А в тундре носят. Почему так?

- А хотите узнать, какую обувь носят жители тундры – далекой северной части Коми края? об этом мы узнаем в следующий раз.

Публикации по теме:

Работа из бросового материала «Оленья упряжка»Работа из бросового материала «Оленья упряжка» Работа: "Оленья Упряжка" выполнена из бросового материала (пробки, коробка, ветки, пуговицы,искусственный мех,нитки) Работа сделана мной.

Отчёт о проведении фольклорного праздника «Рождественские посиделки коми народа»Отчёт о проведении фольклорного праздника «Рождественские посиделки коми народа» 17 января 2014 года на базе МБДОУ «Прогимназия №1» проведен, ставший традиционным, фольклорный праздник «Рождественские посиделки народа.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Что умеют коми делать из меха. Украшение малицы»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 17:37
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе №2 за первое...
Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной...
Ежегодная акция «Покормите птиц зимой». Наше угощение для пернатых
Ежегодная акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ». Наше угощение для пернатых. Цель: расширение представлений воспитанников о зимующих птицах, роли человека в...
Мастер-класс от детей средне — старшей группы «Рисование по мотивам сказки Колобок»
Задачи: учить детей рисовать сюжет из сказки Колобок; совершенствовать технику владения кистью и гуашью; учить использовать элементы декоративного...
Музыкальные инструменты из бросового материала.
Дети младшего дошкольного возраста проявляют интерес ко всему, что их окружает. Но особенный интерес проявляется к звукам. Поэтому я для своих малышей решила...
Сюрпризная дидактическая игрушка «Веселый клоун» своими руками
Поролон – отличный материал для изготовления детских поделок. Предлагаю вашему вниманию сюрпризную дидактическую игрушку «Клоун», изготовленную из цветного...