Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему «Ожерелье Смоленска»

Татьяна Гуликова
Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему «Ожерелье Смоленска»

Цель: дать детям доступные исторические знания об образовании своего города, его названии, вызвать интерес к истории нашего города.

Задачи: 1. Образовательные: познакомить детей со словами "кривичи", "смола", "зодчий", "битюг", "реставрация", "бойница", "смолить", раскрыть их смысловое значение. Закреплять навыки словообразования. Познакомить с историей возникновения крепостной стены - мощным оборонительным сооружением и уникальным архитектурным памятником русского зодчества и ее названием; познакомить с башнями крепостной стены и их названиями.

2. Развивающие: развивать речь детей, активизировать их словарный запас, расширять круг познавательных интересов.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, уважительное отношение к памятным местам города; к тем, кто создал культурные достопримечательности города. Побуждать стремление учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой город.

Демонстрационный материал: фотографии 10 башен крепостной стены, фотография зодчего Ф. Коня, фото Никольских ворот, иллюстрации города, вопросы к викторине, фотовыставка, детские рисунки о городе.

Предварительная работа: беседы о городе, разучивание стихов о городе, оформление альбома, ширм, папок о городе, сбор иллюстративного материала о своем крае, фото выставка: «Мы из Смоленска», рисование на тему: «Ожерелье Смоленска».

Ход занятия.

— Ребята, в каком городе мы с вами живём? (г. Смоленск)

Смоленск - удивительный красивый город. В нём есть красивые улицы, дома, парки, памятники, собор, церкви. И даже жители нашего города красивые. А как называются жители нашего города? (Смоляне). Знаете ли вы почему наш город называется Смоленск?

Вот об этом я вам расскажу. Наш город очень древний, старый.

Знаете как ещё его называют? (город-кпюч, город-воин, город-страж, город-щит). Потому что он играл важную роль в защите рубежей Русской земли. Давным-давно ещё не было никакого города. Просто было небольшое поселение вдоль реки. Люди жили в небольших деревянных домах. И звали их кривичи. Это были наши предки. Как вы думаете, почему только в деревянных? (Люди ещё не научились делать кирпичи).А какая река протекает в Смоленске? (р. Днепр)

Разлив Днепра (А. Т. Твардовский).

Широко разлился Днепр,

Ни конца, ни края нет.

Затопил берега, заливные луга.

Затопил приднепровье,

Низкорослые кусты.

И пошли, пошли с верховья

На Смоленск плоты.

Вплотную к Днепру подходил сосновый лес. Люди (кривичи, которые жили в этом селении, рубили сосны, делали лодки, варили смолу и смолили эти лодки. И все те, кто проплывал на лодках,останавливались в селении просмолить свою лодку.

- Зачем нужно было смолить лодки (Чтобы не пропускали воду, сохранить от рассыхания и гниения). Поэтому город назвали Смоленск. (смола- липкий, твердеющий на воздухе сок хвойных и некоторых других растений; смолить –пропитывать смолой; покрывать, промазывать поверхность что-либо смолой).

О Смоленске

Среди лесов и скудных пашен,

Перуну помолясь в ночи,

Тебя воздвигли предки наши,

Народ рабочий - кривичи.

В лесах они смолу курили,

Там много елей и сосны,

И той смолой потом смолили,

свои рыбацкие челны.

И потому те поселенцы,

Что на холмы к Днепру пришли,

В честь мирных дел своих,

Смоленском тебя однажды нарекли.

-Какое слово и какое дело дало название нашему городу? (смола, смоление лодок)

- Мы Смоленск свой очень любим,

Потому что в нём живём,

О Смоленске нашем древнем,

Мы стихи сейчас прочтём (чтение стихов детьми).

1. Когда ещё не было русской державы,

Дымились костры на заре,

И прежде чем встали Московские главы,

Смоленск возвели на Днепре.

2. Город древний, город славный,

Лучше в мире не найти.

Ни в своей стране, ни в дальней,

Хоть ищи, хоть не ищи.

3. Смоленщина, ты силою сильна,

Сильна и прошлой и грядущей славой.

Горжусь я, что родная сторона,

Щитом отчизны названа по праву.

4. Ты стоишь, оплот державы,

На холмах, как часовой,

Город русской, древней славы.

Город вечно молодой.

Ещё раз эти стихи подтверждают то, что Смоленск - древний город и по праву может называться: город-воин, город-щит, город- ключ. Выглядел Смоленск в те времена, особенно зимой, чёрным как смола. Построен он был из дерева, которое от ветров и дождей темнеет. К тому же зимой из окон и дверей домов валил дым, как при пожаре, потому что люди тогда не умели класть печки с трубой, вот дым и выходил не через трубу, а из окон и дверей. Поэтому всё внутри дома и снаружи было чёрным, прокопчённым.

— А сейчас давайте встанем, разомнёмся.

Физкульминутка «Город».

«Мы по городу шагаем,

много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты.

И деревья и кусты»

— Ребята, а вы знаете, что называют «Ожерельем Смоленска»? (Крепостную стену). Сейчас мы и поговорим о Крепостной стене и откуда возникло такое название. Как вы думаете, для чего стали возводить крепостную стену (Чтобы защитить город, остановить врага). Много раз враги мечтали захватить наш город, завоевать и победить смолян. Поэтому Смоленск должен был быть хорошо укреплён. В те времена он был огорожен деревянной стеной и земляным валом. Неприятельские пушки разбили эти защитные сооружения Смоленска, а то, что от них осталось, не могло защитить город. Поэтому вокруг Смоленска стали возводить каменную стену. Со всех сторон Русского государства в Смоленск съехались опытные каменных дел мастера. Крепость строили 6 лет. В годы строительства было запрещено возводить каменные дома, церкви, печи, чтобы весь кирпич шёл на строительство стены. Руководил строительством знаменитый зодчий Фёдор Конь. Его ещё в юношеские годы за силу, сноровку и надёжность прозвали Конём. (Показ фотографии).

«Он был Конём за силу прозван:

Мощь битюга играла в нём!

Сам царь Иван Васильевич Грозный

Детину окрестил Конём.

И впрямь точно, хоть и не льстиво,

К нему та кличка привилась,

Его взлохмоченная грива

Точь-в-точь, как у коня вилась.»

(Битюг- по отношению к человеку- рослый, сильный человек;

Зодчий- строитель, архитектор). Благодарные жители г. Смоленска поставили Ф. Коню памятник (в 1991г). Он находится около крепостной стены у башни Громовой. В состав крепости входило 38 башен. Через узкие окна-бойницы можно было стрелять из ружей и пушек. Ширина крепости была такой, что можно было ехать в карете запряжённой тройкой лошадей. Протяжённость крепости-6,5 километра. Высота стен (вместе с зубцами) от 13 до 19 метров. Под крепостью были сделаны специальные погреба. В них хранились порох и ядра. Особую привлекательность крепостной стене придают её башни. - Для чего они были нужны? (В них находились стражники. Они смотрели во все стороны, не виден ли враг.). Башни построены так, что они выступают вперёд. Из одной башни можно было видеть всё, что делается перед крепостной стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены.

— Почему Крепостную стену называют ожерельем Смоленска? Если смотреть на картинку, то можно увидеть, что крепостная стена в то время опоясывала наш город по кругу, т. е. напоминала собой ожерелье, башни сравнивали с камнями в этом ожерелье, а сочетание цветов: красного и белого делает Крепостную стену нарядной.

К настоящему времени от прежней стены осталось меньше половины, а из 38 башен существует только 17. Но всё то, что сохранилось, придаёт городу неповторимость. Башни отличаются друг от друга по форме, величине, отделке. Каждая имела своё название и своё назначение. Сейчас я вам покажу и расскажу о некоторых из них. - Вот с этой башни (показываю Бублейку) при приближении врага подавали шумовые сигналы- били в бубен. Отсюда и название башни-Бублейка. - А с этой сторожевой башни (показываю на Маховую) сигналили, махая днём каким-либо видимыми предметами, а ночью - огнями. И название башня получила Маховая,- Из башни Водяной шёл специально прорытый ров к Днепру, чтобы ходить за водой. - В башне Пороховой хранился порох. - Башня Копытенская получила своё название от того, что стуча копытами по мостовой, выходил ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот. Аврамиеевская башня получила своё название от монастыря, находившийся рядом с ней. - Башня Донец служила местом размещения стрельцов, среди которых было немало выходцев из донских казаков. В настоящее время напротив башни - Вечный огонь. - Башня Веселуха была расположена на лоне красивой природы. Она веселила глаз, т. е. очень нравилась горожанам. Башня Орёл расположена на самом высоком месте с хорошим обзором, поэтому и получила название самой зоркой и могучей птицы. С этой башни открывается потрясающий вид: долина Днепра и живописные холмы, уходящие к горизонту. В настоящее время на Орле тренируются и соревнуются альпинисты, т. к. многочисленные трещины имеющиеся в кладке башни, очень удобны для этого. -А вот это Громовая башня. Посмотрите как далеко от стены она выдвинулась на встречу врагу и как бы грозит ему. Из неё можно было вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобна, чем и заслужила своё название. Сегодня в здании башни размещён филиал Смоленского музея-заповедника «Смоленск- щит России». (Музей оружия, а на 4 ярусе башни - смотровая площадка).

Чтобы запомнить перечисленные названия башен, сделаем физминутку.

«Сколько башен мы назвали из 38?

Быстро встанем и сейчас повторим их мы.

Руки на поясе будем мы держать.

Высоко подпрыгивая станем называть:

Первая Бублейка, Вторая Маховая,

Затем Пороховая, Донец и Водяная.

И дальше по порядку устали не зная:

Копытенская, Авраамиевская, Орёл и Громовая.

И башня Веселуха, берись скорей за ухо.

Как здорово что мы, все башни вспомнили.» (показ по тексту)

— А как же люди попадали в город, если вокруг стена да башни? Ведь жители города где-то должны были проходить? (Через ворота). Только в 9 башнях были устроены ворота. Сегодня уцелели Никольские ворота, есть Днепровские ворота, но через них нет хода. Горожане любят свою старинную Крепостную стену, заботятся о ней: в следующем году собираются делать реставрацию (восстановление) кирпичной кладки, скрепление трещин, косметический ремонт некоторых башен и участки стен между воротами и башнями. - Заканчивая рассказ о Крепостной стене, хочется напомнить вам слова поэта- земляка Алексеея Бодренкова:

«От каждого камня здесь мужеством веет

Дней наших и дней старины.

И если ты хочешь быть духом сильнее-

Побудь у Смоленской стены.»

— Ребята, в выходные дни вы можете сходить с родителями к крепостной стене, рассмотреть её, познакомиться поближе с этим интерессным, удивительным памятником нашего города.

— Сегодня мы с вами говорили о Смоленске. Много о нём узнали. А что вы о нём знаете или узнали на нашем занятии, сейчас проверим. Я вам предлагаю Викторину: «Знаешь ли ты свой город?»(Каждый ребёнок подходит к фланелеграфу, снимает любой кружок и несёт его воспитателю. Воспитатель задаёт вопрос, который написан на обратной стороне кружка. Если ребёнок ответил правильно, забирает кружок себе).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «История города Лениногорска» (игра-лото).Дидактическая игра «История города Лениногорска» (игра-лото). Дидактическая игра «История города Лениногорска» (игра – лото). Цель: Закрепить знания у детей представление об истории родного города.

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему «Ожерелье Смоленска»
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 23:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...