Лучший педагог года

Конспект занятия по лексико-грамматической теме: «Рыбы» (1 фото)

Юлия Шумейко
Конспект занятия по лексико-грамматической теме: «Рыбы»

Цель занятия :

1. Формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

1. Активизация словаря по теме (существительные, глаголы,

прилагательные).

2. Учить подбирать родственные слова к слову «рыба».

3. Познакомить детей с практическим употреблением многозначного

слова - «хвост».

4. Формировать навык употребления в речи сложноподчиненных

предложений с союзом «чтобы».

5. Развивать фонематический слух и восприятие.

6. Работать над интонационной выразительностью речи

Публикация «Конспект занятия по лексико-грамматической теме: „Рыбы“» размещена в разделах

7. Развивать логическое мышление, память: учить сравнивать,

анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные

связи, делать обобщения.

8. Воспитывать чувства коллективизма, умение работать вместе со

сверстниками.

Оборудование:

• аквариум с рыбкой в уголке природы в группе;

• игра «Лимпопо;

предметные картинки: рыбы (6 штук, аквариум;

• магнитная доска, фланелеграф;

картинки на магнитах:

- родственные слова;

- многозначность слова «хвост»;

• 5 живых рыбок;

• картинки для игры «море волнуется раз, два, три.»

Лексика :

Существительные: рыба, море, речка, озеро, аквариум, рыбак, акула, водоросли, медуза, кораллы, рыболов, рыбачка, рыбина, жабры, плавники, хвост, голова, удочка, кит, краб, ракушка, корм, воздух.

Глагол: плавать, нырять, плескаться, дышать, резвиться, отплывать, рыбачить, ухаживать, наблюдать, любоваться, ловить, кормить, менять, смотреть.

Прилагательные: маленькая, большая, крошечная, огромная, красивая, быстрая, медлительная, мелкая, крупная, молчаливая, одноцветная, разноцветная, рыболовный, рыбный, чистая, морской.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

1. - Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Посмотрите, сколько пришло

гостей. Они хотят посмотреть, какие вы умные, сообразительные, как вы

много знаете и умеете.

2. - Я загадала слово.

- Какое - вы узнаете, когда откроете «Лимпопо».

(игра «Лимпопо» - полотно закрытое разноцветными квадратами, нужно открыть и угадать, что там за картинка спряталась)

- Правильно!

-О ком мы сегодня будем говорить? (о рыбах)

3. - Ребята, а где живут рыбы?

(в морях, речках, озерах, океанах, в аквариумах)

-У нас в группе живет рыбка. Наша рыбка узнала, что сегодня мы будем говорить о ней и очень обрадовалась. Она попросила найти ей друзей, т. к. ей скучно быть одной.

-Мы для нее должны найти друзей.

(выставляется большой аквариум на фланелеграфе - и за каждое задание

прикрепляется рыбка)

2. Основная часть:

1. Развитие фонематического слуха:

- Ребята, вот ваши аквариумы и рыбки. (на столах маленькие аквариумы и фигуры рыбок) Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком (Р)

Предлагаемые слова: песок, рыбак, акула, ракушка, краб, кит, рыбка, медуза, удочка, вода, корм, медуза.

- Сколько рыбок у вас в аквариуме? (пять)

- Почему только пять?

«Рыбкам можно отдохнуть, Ну а мы продолжим путь!»

2. Игра «Раз, два, три.»

* название слов, обозначающих действие предмета:

«1.2.3. - действие рыбок назови!»

Что рыбы делают в воде?

(плавают, ныряют, плещутся, играют, прячутся, дышат, питаются,

резвятся, отплывают, подплывают.)

«1.2.3 - признак рыбки назови!»

Игра «Кто поспорит со мной!»

Маленькая - большая

Старая — молодая

Страшная - красивая

Длинная - короткая

Одноцветная - разноцветная

Медленная - быстрая

Крошечная — огромная

Молчаливая - говорливая

Мелкая - крупная

Чистая - грязная

3. Физминутка

Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три:

• Звездою морскою замри;

• Коньком морским замри;

• Рыбаком замри;

• Морской волной замри;

• Осьминогом морским замри.

«Рыбкам можно отдохнуть, Ну а мы продолжим путь!»

4. Образование родственных слов:

Рассказ «Интересное слово - рыба» (выставляются картинки родственных слов)

Жил - был человек, который любил ловить рыбу. (рыбак, рыболов)

И у него была жена, она тоже любила ловить рыбу. (рыбачка)

Рано утром проснулся рыбак и пошел, куда? (на рыбалку)

Взял удочку, а забыл, какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)

Сидит, удочку закинул в речку. Что он делает? (рыбачит)

Поймал сначала маленькую рыбу. (рыбка, рыбешка)

Как он ее назвал?

А потом большую. (рыбина)

Обрадовался и назвал ее ласково. (рыбонька)

Пришел домой и сварил суп из рыбы. (рыбный)

Он был доволен.

Спасибо, без этого слова не было бы всех этих слов.

- А без какого короткого слова не было бы всех этих слов? (рыба)

5. Работа над многозначностью слова «хвост».

-Все рыбы разные, но у них есть одинаковые части тела.

- Что есть у всех рыб? (голова, тело, жабры, плавники, хвост)

( выставляется рыба по частям: голова, туловище, плавники, хвост)

- Какое интересное слово «ХВОСТ», НО хвост есть те только у рыб.

- У слова «хвост» много значений.

- Подумайте и скажите, где еще встречается это слово.

- А сейчас посмотрите на картинки - это для вас подсказка

(раздаются картинки, дети прикрепляют на доске около хвоста рыбы)

Хвост лисы,

Хвост самолета,

Хвост у девочки, Хвост рыбы

Хвост у птицы,

Хвост у ракеты

Хвост у поезда,

Хвост у кошки,

Хвост у русалки, Хвост у змеи.

* вывод.

6. Работа над предложением.

- Мы много сегодня узнали о рыбах (подходят к аквариуму)

- Наша рыбка не может с нами поговорить?

- Давайте представим, а что было бы, если она вдруг заговорила!

- Что она могла бы пожелать вам и всем людям?

Ответы детей полным предложением.

• Быть здоровыми и веселыми.

• Научиться красиво танцевать и петь.

• Заниматься физкультурой и спортом.

• Научиться читать и писать.

• Быть умным, много стараться узнать.

• Слушаться родителей, бабушку и дедушку и т. д.

3. Итог.

1. Посмотрите, мы много собрали друзей для рыбки?

- Сколько, посчитайте! (5 рыб)

- Молодцы, мы выпустим 5 рыбок в аквариум!

«Будут рыбки там играть, плавать, хвостиком вилять,

крошки хлеба подбирать.

Так плыви скорей вперед-Край родной тебя зовет!»

- А это значит, что нужно будет за рыбками ухаживать, кормить и следить

за ними.

- Вы согласны?

2. Итог работы детей, оценка ответов.

Конспект занятия по лексико-грамматической теме: «Рыбы»
Публикации по теме:

Презентация к логопедическому занятию «Незнайка в стране транспорта» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Безопасность» по формированию лексико.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. (на примере звука [р]) 1 Игра «Один – много» Цель: развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лексико-грамматической теме: «Рыбы»
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 20:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД