Конспект занятия по лексико-грамматической теме: «Рыбы»

Юлия Шумейко
Конспект занятия по лексико-грамматической теме: «Рыбы»

Цель занятия:

1. Формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

1. Активизация словаря по теме (существительные, глаголы,

прилагательные).

2. Учить подбирать родственные слова к слову «рыба».

3. Познакомить детей с практическим употреблением многозначного

слова - «хвост».

4. Формировать навык употребления в речи сложноподчиненных

предложений с союзом «чтобы».

5. Развивать фонематический слух и восприятие.

6. Работать над интонационной выразительностью речи

7. Развивать логическое мышление, память: учить сравнивать,

анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные

связи, делать обобщения.

8. Воспитывать чувства коллективизма, умение работать вместе со

сверстниками.

Оборудование:

• аквариум с рыбкой в уголке природы в группе;

• игра «Лимпопо;

• предметные картинки: рыбы (6 штук, аквариум;

• магнитная доска, фланелеграф;

• картинки на магнитах:

- родственные слова;

- многозначность слова «хвост»;

• 5 живых рыбок;

• картинки для игры «море волнуется раз, два, три.»

Лексика:

Существительные: рыба, море, речка, озеро, аквариум, рыбак, акула, водоросли, медуза, кораллы, рыболов, рыбачка, рыбина, жабры, плавники, хвост, голова, удочка, кит, краб, ракушка, корм, воздух.

Глагол: плавать, нырять, плескаться, дышать, резвиться, отплывать, рыбачить, ухаживать, наблюдать, любоваться, ловить, кормить, менять, смотреть.

Прилагательные: маленькая, большая, крошечная, огромная, красивая, быстрая, медлительная, мелкая, крупная, молчаливая, одноцветная, разноцветная, рыболовный, рыбный, чистая, морской.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

1. - Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Посмотрите, сколько пришло

гостей. Они хотят посмотреть, какие вы умные, сообразительные, как вы

много знаете и умеете.

2. - Я загадала слово.

- Какое - вы узнаете, когда откроете «Лимпопо».

(игра «Лимпопо» - полотно закрытое разноцветными квадратами, нужно открыть и угадать, что там за картинка спряталась)

- Правильно!

-О ком мы сегодня будем говорить? (о рыбах)

3. - Ребята, а где живут рыбы?

(в морях, речках, озерах, океанах, в аквариумах)

-У нас в группе живет рыбка. Наша рыбка узнала, что сегодня мы будем говорить о ней и очень обрадовалась. Она попросила найти ей друзей, т. к. ей скучно быть одной.

-Мы для нее должны найти друзей.

(выставляется большой аквариум на фланелеграфе - и за каждое задание

прикрепляется рыбка)

2. Основная часть:

1. Развитие фонематического слуха:

- Ребята, вот ваши аквариумы и рыбки. (на столах маленькие аквариумы и фигуры рыбок) Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком (Р)

Предлагаемые слова: песок, рыбак, акула, ракушка, краб, кит, рыбка, медуза, удочка, вода, корм, медуза.

- Сколько рыбок у вас в аквариуме? (пять)

- Почему только пять?

«Рыбкам можно отдохнуть, Ну а мы продолжим путь!»

2. Игра «Раз, два, три.»

* название слов, обозначающих действие предмета:

«1.2.3. - действие рыбок назови!»

Что рыбы делают в воде?

(плавают, ныряют, плещутся, играют, прячутся, дышат, питаются,

резвятся, отплывают, подплывают.)

«1.2.3 - признак рыбки назови!»

Игра «Кто поспорит со мной!»

Маленькая - большая

Старая — молодая

Страшная - красивая

Длинная - короткая

Одноцветная - разноцветная

Медленная - быстрая

Крошечная — огромная

Молчаливая - говорливая

Мелкая - крупная

Чистая - грязная

3. Физминутка

Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три:

• Звездою морскою замри;

• Коньком морским замри;

• Рыбаком замри;

• Морской волной замри;

• Осьминогом морским замри.

«Рыбкам можно отдохнуть, Ну а мы продолжим путь!»

4. Образование родственных слов:

Рассказ «Интересное слово - рыба» (выставляются картинки родственных слов)

Жил - был человек, который любил ловить рыбу. (рыбак, рыболов)

И у него была жена, она тоже любила ловить рыбу. (рыбачка)

Рано утром проснулся рыбак и пошел, куда? (на рыбалку)

Взял удочку, а забыл, какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)

Сидит, удочку закинул в речку. Что он делает? (рыбачит)

Поймал сначала маленькую рыбу. (рыбка, рыбешка)

Как он ее назвал?

А потом большую. (рыбина)

Обрадовался и назвал ее ласково. (рыбонька)

Пришел домой и сварил суп из рыбы. (рыбный)

Он был доволен.

Спасибо, без этого слова не было бы всех этих слов.

- А без какого короткого слова не было бы всех этих слов? (рыба)

5. Работа над многозначностью слова «хвост».

-Все рыбы разные, но у них есть одинаковые части тела.

- Что есть у всех рыб? (голова, тело, жабры, плавники, хвост)

(выставляется рыба по частям: голова, туловище, плавники, хвост)

- Какое интересное слово «ХВОСТ», НО хвост есть те только у рыб.

- У слова «хвост» много значений.

- Подумайте и скажите, где еще встречается это слово.

- А сейчас посмотрите на картинки - это для вас подсказка

(раздаются картинки, дети прикрепляют на доске около хвоста рыбы)

Хвост лисы,

Хвост самолета,

Хвост у девочки, Хвост рыбы

Хвост у птицы,

Хвост у ракеты

Хвост у поезда,

Хвост у кошки,

Хвост у русалки, Хвост у змеи.

* вывод.

6. Работа над предложением.

- Мы много сегодня узнали о рыбах (подходят к аквариуму)

- Наша рыбка не может с нами поговорить?

- Давайте представим, а что было бы, если она вдруг заговорила!

- Что она могла бы пожелать вам и всем людям?

Ответы детей полным предложением.

• Быть здоровыми и веселыми.

• Научиться красиво танцевать и петь.

• Заниматься физкультурой и спортом.

• Научиться читать и писать.

• Быть умным, много стараться узнать.

• Слушаться родителей, бабушку и дедушку и т. д.

3. Итог.

1. Посмотрите, мы много собрали друзей для рыбки?

- Сколько, посчитайте! (5 рыб)

- Молодцы, мы выпустим 5 рыбок в аквариум!

«Будут рыбки там играть, плавать, хвостиком вилять,

крошки хлеба подбирать.

Так плыви скорей вперед-Край родной тебя зовет!»

- А это значит, что нужно будет за рыбками ухаживать, кормить и следить

за ними.

- Вы согласны?

2. Итог работы детей, оценка ответов.

Конспект занятия по лексико-грамматической теме: «Рыбы»
Публикации по теме:

Презентация к логопедическому занятию «Незнайка в стране транспорта» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Безопасность» по формированию лексико.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. (на примере звука [р]) 1 Игра «Один – много» Цель: развитие.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Обитатели водоемов
  • Учимся считать
Автор публикации:
Конспект занятия по лексико-грамматической теме: «Рыбы»
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 20:23
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...