Конспект занятия по математике в старшей группе «Встреча с зимующими птицами»

Елена Шестопалова
Конспект занятия по математике в старшей группе «Встреча с зимующими птицами»

Задачи: 1. Обеспечение развития сенсомоторных координаций через активизацию разных видов восприятия (тактильного, слухового, зрительного)в процессе выполнения заданий интеллектуально - математического содержания (количественный счет в разных пространственных направлениях, конструктивные игры, классификация предметов путем практического манипулирования, количественный счет)

2. Развитие умения адекватно - реагировать в ситуациях игрового взаимодействия при перевоплощении в образы зимующих птиц.

Материалы демонстрационный: дерево рябины с семью ветками. Счетный материал - семь птиц (клест, сорока, свиристель, дятел, снегирь, ворона, синица.) 7 птичек: 5 снегирей и 2 синицы или 6 снегирей и 1 синица. Хвойное дерево - ель или сосна. 7 птичек: 5 клестов и 2 дятла или 6 клестов и 1 дятел. Две кормушки.

Раздаточный: 7 семян тыквы (белой) и 7 семян подсолнуха (черные)- на каждого ребенка.

Музыкальный: звукозапись "Голоса зимующих птиц". Любая быстрая музыка, звукозапись ритмичной музыки, сопровождающая полет птиц.

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?

(ответы детей)

- Холодно в лесу зимой. Трудно добывать пищу. Чтобы легче было выжить в холодном и голодном зимнем лесу, птицы собираются в стайки - по несколько птиц. Вот и на нашем дереве - стайка птичек. (демонстрация рябинового дерева с семью прикрепленными к его веткам птичками: пятью или шестью снегирями и двумя или одной синицами)звучит звукозапись "Голоса зимующих птиц"

- Сколько на этом дереве птичек с красной грудкой? (ответы детей)

На этом дереве 6 (5) птичек с красной грудкой. Узнали этих птичек? Как называется каждая из 6 (5) этих птичек? (ответы детей)

- Каждая из 6 (5) этих птичек называется снегирем.

- Посмотрите на эту птичку (синицу)

- Сколько птичек с желтой грудкой. Узнали эту птичку? Как называется эта птичка? (ответы детей)

- Эта птичка (каждая из этих птичек) называется синицей. (сделать паузу).

- Сколько всего птиц сидит на этом дереве? Сколько птиц в этой стайке? (ответы детей) Дети коллективно пересчитывают общее количество птичек на рябине. Затем аналогично выясняется, сколько птиц каждого вида сидит на соседнем - хвойном - дереве (ели);5 или (6) клестов и 2 (1) дятла. Выясняется, что на хвойном дереве сидит также 7 птичек. Количество птичек в обеих стаях одинаково и равно семи.

"Птички - разведчики"

- Птички, живущие в стайках заботятся друг о друге. В каждой стайке есть птички - разведчики, которые летят вперед - осматривают окрестности в поисках пищи, а потом созывают к корму других птичек. (воспитатель открепляет от каждого дерева по одной птичке, берет их в руки и предлагает детям отправится вместе с этими птичками - разведчиками на поиски корма.

Образное перевоплощение "Полет" (имитация движений птиц во время полета) звучит звукозапись быстрой музыки, сопровождающий полет птиц.

Перемещение в другую часть групповой комнаты к двум кормушкам.

"Угощение для птиц"

Воспитатель: - птичка - разведчик и стайки снегирей полетела и нашла кормушку, в которую заботливые люди насыпали корм для своих маленьких пернатых друзей - зимующих птиц. (Воспитатель располагает снегиря - разведчика рядом с первой кормушкой)

- Птичка разведчик из стайки синиц подлетела к соседней кормушке. (демонстрация второй кормушке воспитатель располагает рядом изображение синицы - разведчицы)

- Что ж, кормушки есть, корм тоже есть: посмотрите, он лежит перед каждым из вас на тарелочках. (воспитатель обращает внимание детей на индивидуальный раздаточный материал семена разного вида: тыквы белые, и подсолнуха, черные).

- Наполним кормушки для наших пернатых друзей?

- Как же быть? Как поделить лакомство для птиц те семечки, которые лежат перед вами в тарелочках. (Предложение детей).

- Эти семечки нужно поделить поровну. Попробуем сделать это, чтобы обе стайки - и синичек, и снегирей - не остались сегодня без обеда. (Реакция детей) Дети,перекладывают семечки в тарелочке, делят их на две группы, равные по количеству: по семь штук каждого вида.

"Разные семена"

Воспитатель обращает внимание детей на то, что семечки, которые они приготовили для пернатых друзей, отличаются друг от друга. Спрашивает, чем именно? (рассуждения детей) В результате обследования детьми двух видов семечек выясняется, что они отличаются друг от друга цветом (белые - черные, размером (большие и маленькие) формой (вытянутые в длину и широкие)

- Потрогайте пальчиком белые семечки - семечки тыквы, а также черные семечки - подсолнуха (действия детей).

Что можно сказать о кожуре этих семечек: твердая она или мягкая? (ответы детей)

- Дети подумайте, легко ли будет синицам и снегирям расклевать эти семечки? (ответы детей)

- Правильно у синичек - невеличек очень маленький, слабенький клюв, а у снегирей клюв более крепкий. Синицам буде легче расклевать семечки подсолнуха (черные, потому что они более мягкие и меньшего размера, а снегирям можно предложить и белые семечки тыквы, более крупные и с толстой кожурой.

- Скажите дети, сколько семян и какого вида. (ответы детей)

- Умницы, правильно количество семян для снегирей и количество семян для синиц равно: и тех, и других семян - по 7 штук.

Образное перевоплощение "Птицы клюющие корм".

"Приглашение на прогулку". Воспитатель от имени благодарных птиц, утоливших свой голод семенами, которые для них приготовили дети, приглашает на прогулку. Образное перевоплощение"Полет птиц" (имитация движений птиц во время полета).

"Птичьи посиделки"

Звучит звукозапись "Голоса зимующих птиц"

Дети оказываются перед рябиновым деревом с 7 ветками, которым прикреплены 7 птиц, например: клест, сорока, свиристель, дятел, снегирь, ворона и синица. Птицы сидят по одной на каждой из семи веток дерева.

- Дети, зимующие птицы, насытившись пищей, которую для них в кормушки приготовили добрые заботливые люди, собрались побеседовать друг с другом, поделится последними лесными новостями. Чтобы удобнее было общаться, птицы расселись на одном дереве.

- Как сидят птицы на этом дереве? В каком порядке? (рассуждения детей)

- Птицы на этом дереве сидят по одной на каждой ветке. (Наглядная демонстрация порядка расположения птиц на дереве)

- Что можно сказать об этих птицах? Все эти птицы одинаковые или разные? (Ответы детей)

- Чем отличаются друг от друга эти птицы? (ответы детей)

- Птицы отличаются друг от друга (окраской спинки, грудки, хвоста, а также - своим размером, формой и размером клюва, наглядная демонстрация называемых признаков)

- Знаете ли вы названия знакомых вам птиц? (ответы детей)

Дети, по желанию, подходят ближе к дереву и называют знакомых им птиц.

- На которой по счету ветки видит свиристель (дятел.) Ответы детей. (Сверху - вниз или снизу - вверх)

- Сколько всего птиц сидит на этом дереве? (ответы детей)

- Как вы считали птиц на этом дереве? В каком направлении? (ответы детей)

"Письмо друзьям из теплых стран"

- Весело лесные птички проводят время, несмотря на суровые зимние морозы, февральскую стужу. Все им нипочем.

- Как можно назвать птиц, которые не улетают на лето в теплые страны, а остаются зимовать в наших лесах и городах? (ответы детей)

- Дети, давайте поможем зимующим птицам написать письмо их друзьям - перелетным птицам, улетевшим в теплые южные страны. (Реакция детей)

- Чтобы написать письмо, сначала нужно сделать конверт для него (демонстрация образца конверта, сложенного из 6 палочек) Дети отсчитывают необходимое количество счетных палочек 6 из имеющегося у них набора индивидуального раздаточного материала. Затем выкладывают такой же конверт, зрительно ориентируясь на наглядный образец.

- О чем зимующие птицы наших лесов могут написать в письме перелетным птицам из теплых стран? Что они могут послать в подарок своим друзьям? (Ответы детей)

"Домик для птичек"

- Дети, пошлем перелетным птицам рисунок домика, который они построят для них к их возвращению (эскиз домика)

Воспитатель демонстрирует детям способом преобразования конверта, сложенного из 6 счетных палочек, в домик путем перекладывания двух палочек. Дети самостоятельно выполняют задания.

- Перелетные птицы вернутся домой еще нескоро - весной, значит, не раньше чем через месяц. А пока в таких домиках, которые построят дети, могут пожить зимующие птички, например синички. Тогда такой домик будет называться "Синичник"

- Вы можете смастерить такие домики - "Синичники" дома, вместе с мамой и папой, и развесить их во дворе дома, в котором живете.

Публикации по теме:

Математические игры для развития логического мышления, зрительной памяти, воображения, вниманияМатематические игры для развития логического мышления, зрительной памяти, воображения, внимания Задачи: Закрепление знаний детей по развитию элементарных математических представлений в кружковой работе используются дидактические игры.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка,.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Птицы
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по математике в старшей группе «Встреча с зимующими птицами»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 12:19
+38
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...