Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»

Инна Дерезуцкая
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»

Конспект занятия по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»

Цель

Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры;

формировать элементарное представление о быте, традициях русского народа;

развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.

Задачи обучающие

Обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Задачи развивающие

Развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари;

знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, песнями.

Задачи воспитательные

Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И, хоть более привычны

Нам полёты на луну,

Вспомним нашу старину…

М. Р. – Я хочу вам рассказать интересную историю про вещи и предметы далёкой старины. Начну с загадки. «Сама не ем, а всех кормлю». Что это?

Дети – Ложка.

М. Р. – Правильно. А кто знает, для чего этот предмет?

Дети – Для еды.

М. Р. – А что ею можно кушать?

Дети - Суп, кашу, щи…

М. Р. – А вот давным – давно на Руси у людей не было ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего если раньше, так слушайте. Первую ложку человек вытесал из камня (показывает камни). Она была неровная и тяжёлая. Потом появились ложки из кости. Они были лёгкими, гладкими. Уже не обжигали губы во время еды, как каменные. Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра. Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Они были лёгкими и не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса. Потом народные умельцы стали ложки расписывать, раскрашивать (показывает). Вот такими они стали яркими, красивыми, расписными. Умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли песни и потешки о них. Вы, дети, их знаете.

Дети – В плошку налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку,

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные, матрёшечки румяные.

М. Р. – До сегодняшнего дня остались ложки из серебра (показывает). Во многих семьях сохранился такой обычай: дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а какими вы ложками кушаете? Из чего они сделаны?

Дети – Из металла.

М. Р. – А какие ложки бывают по размеру?

Дети – Маленькие и большие.

М. Р. – Почему они разные?

Дети – Маленькие для чая, большие – для каш и супов.

М. Р. – Сейчас деревянные ложки служат не только для еды, но и как музыкальные инструменты.

Ложкари «Ах вы сени, мои сени…» Р. Н. П.

М. Р. – В старые добрые времена собирались вместе, красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивать, кто из глины посуду лепил, кто из дерева ложки вытачивал. А затем отложат на время свои дела и начнут песни петь да плясать.

Р. Н. П «Полна горница гостей».

Полна горница гостей,

Стало в горнице светлей.

Приходите к нам на пир,

Приглашаем целый мир!

Веселись, душа, играй,

Вовсе зла не поминай!

Приходите, кто с добром,

Мы всегда вас в гости ждём.

М. Р. – На чем сегодня ваши мамы варят обед и ужин?

Дети – На плите.

М. Р. – А какие у вас плиты?

Дети – Газовые, электрические.

М. Р. – Раньше не было таких плит. На чем готовили еду в старину?

Дети – На печке.

М. Р. – Печь любили все в семье: она кормила вкусной, пропаренной едой. Печь грела дом. Большим грехом считалось класть на печь или в печь что – либо грязное, плевать в неё или ругаться вблизи печи. На печи были почётные места, там находились старики и дети. Больше всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около печи так и называли – «бабий кут», «женский угол». Другой угол был мужским – напротив окна. Хозяин на лавке работал, под лавкой находилось крестьянское добро. Русская изба интересна и тем, что почти всё сделано руками хозяев. Добро хранилось в сундуках. Чем больше сундуков в доме, тем богаче хозяева. Вот и у нас есть такой сундук. Давайте с вами посмотрим, что в нем находится, и попробуем определить, как этим пользовались.

Рушник – полотенце.

Чугунок – кастрюля.

Плетеная корзина – сушка.

Стиральная доска – стиральная машина.

М. Р. – У меня для вас загадка.

Стоит изба из кирпича-

То холодна, то горяча (печка).

Русской печки нет добрее.

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет.

Деток спать в тепле уложит.

Кто на печку пошёл –

Горшок каши нашёл!

Пришла пора взяться за ложку и кашу!

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Уголок ряженья в русском народном стилеУголок ряженья в русском народном стиле Уважаемые коллеги! В декабре прошлого года, мы для наших ребятишек приготовили праздник, который длился в течение недели, посвящённой русской.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Судоку
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»
Опубликовано: 16 января 2014 в 21:44
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....