Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»

Инна Дерезуцкая
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»

Конспект занятия по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»

Цель

Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры;

формировать элементарное представление о быте, традициях русского народа;

развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.

Задачи обучающие

Обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Задачи развивающие

Развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари;

знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, песнями.

Задачи воспитательные

Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И, хоть более привычны

Нам полёты на луну,

Вспомним нашу старину…

М. Р. – Я хочу вам рассказать интересную историю про вещи и предметы далёкой старины. Начну с загадки. «Сама не ем, а всех кормлю». Что это?

Дети – Ложка.

М. Р. – Правильно. А кто знает, для чего этот предмет?

Дети – Для еды.

М. Р. – А что ею можно кушать?

Дети - Суп, кашу, щи…

М. Р. – А вот давным – давно на Руси у людей не было ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего если раньше, так слушайте. Первую ложку человек вытесал из камня (показывает камни). Она была неровная и тяжёлая. Потом появились ложки из кости. Они были лёгкими, гладкими. Уже не обжигали губы во время еды, как каменные. Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра. Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Они были лёгкими и не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса. Потом народные умельцы стали ложки расписывать, раскрашивать (показывает). Вот такими они стали яркими, красивыми, расписными. Умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли песни и потешки о них. Вы, дети, их знаете.

Дети – В плошку налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку,

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные, матрёшечки румяные.

М. Р. – До сегодняшнего дня остались ложки из серебра (показывает). Во многих семьях сохранился такой обычай: дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а какими вы ложками кушаете? Из чего они сделаны?

Дети – Из металла.

М. Р. – А какие ложки бывают по размеру?

Дети – Маленькие и большие.

М. Р. – Почему они разные?

Дети – Маленькие для чая, большие – для каш и супов.

М. Р. – Сейчас деревянные ложки служат не только для еды, но и как музыкальные инструменты.

Ложкари «Ах вы сени, мои сени…» Р. Н. П.

М. Р. – В старые добрые времена собирались вместе, красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивать, кто из глины посуду лепил, кто из дерева ложки вытачивал. А затем отложат на время свои дела и начнут песни петь да плясать.

Р. Н. П «Полна горница гостей».

Полна горница гостей,

Стало в горнице светлей.

Приходите к нам на пир,

Приглашаем целый мир!

Веселись, душа, играй,

Вовсе зла не поминай!

Приходите, кто с добром,

Мы всегда вас в гости ждём.

М. Р. – На чем сегодня ваши мамы варят обед и ужин?

Дети – На плите.

М. Р. – А какие у вас плиты?

Дети – Газовые, электрические.

М. Р. – Раньше не было таких плит. На чем готовили еду в старину?

Дети – На печке.

М. Р. – Печь любили все в семье: она кормила вкусной, пропаренной едой. Печь грела дом. Большим грехом считалось класть на печь или в печь что – либо грязное, плевать в неё или ругаться вблизи печи. На печи были почётные места, там находились старики и дети. Больше всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около печи так и называли – «бабий кут», «женский угол». Другой угол был мужским – напротив окна. Хозяин на лавке работал, под лавкой находилось крестьянское добро. Русская изба интересна и тем, что почти всё сделано руками хозяев. Добро хранилось в сундуках. Чем больше сундуков в доме, тем богаче хозяева. Вот и у нас есть такой сундук. Давайте с вами посмотрим, что в нем находится, и попробуем определить, как этим пользовались.

Рушник – полотенце.

Чугунок – кастрюля.

Плетеная корзина – сушка.

Стиральная доска – стиральная машина.

М. Р. – У меня для вас загадка.

Стоит изба из кирпича-

То холодна, то горяча (печка).

Русской печки нет добрее.

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет.

Деток спать в тепле уложит.

Кто на печку пошёл –

Горшок каши нашёл!

Пришла пора взяться за ложку и кашу!

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Уголок ряженья в русском народном стилеУголок ряженья в русском народном стиле Уважаемые коллеги! В декабре прошлого года, мы для наших ребятишек приготовили праздник, который длился в течение недели, посвящённой русской.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике «Домашняя утварь на Руси»
Опубликовано: 16 января 2014 в 21:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...