«Звук и буква «Б». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Мухабат Батырбаева
«Звук и буква «Б». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Звук и буква «Б».

Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчётливо произносить слова с естественными интонациями.

Программные задачи:

1. Продолжать развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов.

2. Учить выделять звук «Б» из начала слова. Уточнение произношения и характеристика звука «Б».

3. Расширять словарный запас.

4. Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.

5. Продолжать развивать конструктивные навыки путём моделирования букв из геометрических фигур.

6. Развивать тактильные ощущения.

7. Создать положительный эмоциональный фон в группе.

Ход НОД:

Сказка «Мышиные проделки».

Воспитатель: Ребята, вчера, когда я возвращалась с работы домой, мне повстречался Буратино. Он был ужасно расстроен. Я спросила: «Что случилось?» Он мне рассказал такую историю. Жил он с папой в маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном домике. Научился читать и перечитал все свои книги, которые жили у них на книжной полке. На этой полке жил старый – престарый словарь – книга, где собрано много слов, и дано им объяснение. Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-нибудь слово пропадает, а его описание остаётся. Грызя словарь, мыши надеялись научиться говорить, но напрасно. Почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил. Буратино очень хотел всё знать, поэтому словарём пользовался он очень часто. А как ему теперь быть? Там что ни слово – то дырка. Давайте поможем Буратино восстановить некоторые слова по описанию.

(Не произношу слова, а только их описание.)

БУМАГА – она бывает белая, бывает цветная, бывает тонкая, бывает бархатная, по ней пишут, рисуют; из неё делают тетради и книги.

БУСЫ – они бывают янтарные, жемчужные, стеклянные; прозрачные и разного цвета. Это украшение, которое носят на шее. Оно состоит из многих мелких и крупных частей.

БУДИЛЬНИК – это вещь, которая есть почти в каждом доме, она помогает не опаздывать людям на работу и в детский сад. С её помощью люди узнают, который сейчас час. Этот предмет может сам сказать вам: «Пора вставать!»

БУКЕТ – его составляют из отдельных цветов, его ставят в красивые вазы, его дарят артистам, его преподносят в день рождения.

(По мере отгадывания слов выставляю картинки с изображением этих предметов на магнитную доску.)

Молодцы, ребята! Справились с таким трудным заданием. Помогли Буратино.

(Затем ещё раз называю слова, выделяя первый звук «Б».)

Ребята, вот я смотрю и никак не пойму, чем эти слова похожи? (Ответы детей.)

Правильно, все эти слова начинаются на один и тот же звук «Б».

Давайте вместе с вами произнесём этот звук «Б».

Что нам помогает произносить этот звук? (Губы.)

Ребята, скажите какой звук «Б»? (Согласный, твёрдый, звонкий.)

Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на столе и на ковре.

Ищем слова, которые начинаются на звук «Б» в нашей группе. (Ответы детей.)

Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили.

Скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом? (Ответы детей.)

А почему? (Ответы детей.) А где мы живём? (Дома, в квартире.)

Вот и каждого звука есть свой дом – это буква, у звука «Б» - буква «Б» (показываю букву).

На что похожа буква «Б»? (Ответы детей.) Попробуем превратиться в букву «Б». (Дети принимают форму буквы.) Молодцы!

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

Скажите, а как и чем можно написать буквы? (Ответы детей.)

А если мы находимся на улице и у нас нет ни карандашей, ни ручек, ни бумаги. Что будем делать тогда? (Ответы детей.)

А я могу вот так написать буквы. (Подзываю к себе ребёнка, прошу его закрыть глаза. Пишу ему на ладошке пальцем, а он угадывает букву. Затем пишу на спине ребёнка, а ребёнок угадывает, что я написала.)

Да, писать можно по разному. А ещё буквы можно выложить. Как вы думаете из чего? (Из спичек, из палочек и т. д.) Сегодня мы с вами будем выкладывать букву «Б» из геометрических фигур.

(После того, как дети справились с заданием, задаю вопрос.)

Скажите, какие геометрические фигуры вам понадобились для этого? (Ответы детей.)

Посчитайте, сколько всего геометрических фигур ушло на выкладывание буквы «Б». У кого больше, у кого меньше?

Пойдёмте к доске, посмотрим на неё и вспомним слова, которые мы восстанавливали для Буратино. Начинаются эти слова на один и тот же звук, значит и в словаре они были на одной и той же странице. А они, ребята, начинаются на один и тот же слог «БУ».

(На слог «БУ» - хлопаю.)

БУ – МАГА, БУ – СЫ, БУ – ДИЛЬНИК, БУ – КЕТ.

Попробуем разделить эти слова на слоги с помощью хлопков. Посчитаем, сколько слогов? (Ответы детей.) А как вы узнали? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.) Молодцы, отлично справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живые звуки».

(Для детей подготовлены синие и красные шапочки.)

Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (Согласные.) А красным? (Гласные.)

(Вызываю двоих детей, называю их шепотом.)

А ну-ка звуки, назовите себя! (После того, как назвали.) Читаем слог. (Прочитали, меняются звуки местами.) Читаем. (И так все слоги) «БА», «БО», «БЫ», «БУ». Молодцы! На какой слог начинаются слова, которые мы с вами восстановили для Буратино? (Показываю на доске.)

(На слог «БУ».) Начало у всех этих слов одинаковое. Сейчас мы будем с вами играть в игру «Догадайся, что за слово?»; я буду говорить конец слова, а вы приставлять вначале слог «БУ», угадывать слово и называть его. Готовы? Начинаем!

СЫ (бусы, КЕТ (букет, ДИЛЬНИК (будильник,

МАГА (бумага, ЛАВКА (булавка,

ЛКА (булка, ТОН (бутон, РАТИНО (Буратино).

Ребята, я совсем забыла, ведь Буратино ещё сказал, что если вы отгадаете его имя, я должна буду отдать волшебный сундучок.

(Открываю сундучок, там нахожу буквы «Б» на каждого ребёнка.)

Это вас Буратино поблагодарил за то, что вы помогли ему восстановить слова в словаре. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится.

Рефлексия:

Воспитатель: Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Предлагаю вам выбрать из трёх карточек одну и ответить карточкой на вопрос: «Понравилось вам занятие?»

Красная – понравилось; Жёлтая – не очень; Синяя – не понравилось.

(Дети выбирают, воспитатель уточняет почему.)

Ответы детей.

Публикации по теме:

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Звук и буква «Б». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 13 марта 2014 в 19:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает»
Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку, в первую очередь,...
Огород на окне «Посадили огород, посмотрите, что растет!»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Влияние...
Конспект занятия по познавательному развитию детей (сенсорика) в младшей группе...
Цель: 1. Воспитывать внимание, интерес к занятию. 2. Упражнять детей в назывании основных цветов. 3. Продолжать формировать интерес к игре с цветом,...
Конспект игровой образовательной деятельности с детьми средней группы «Детям о...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская...