Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Знакомство со звуками [к]-[к’]»

Мария Анатольевна Котова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Знакомство со звуками [к]-[к’]»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей

старшего дошкольного возраста с ОНР

Тема: Знакомство со звуками "К" и "КЬ"

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Учить чётко произносить звуки "К" и "КЬ", дифференцировать их на слух.

2. Продолжать учить звуковому анализу слов.

3. Закрепить понятия "звук", "слово", "предложение".

4. Закрепить словарь по темам: "Зима", "Зимние забавы".

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР „Знакомство со звуками [к]-[к’]“» размещена в разделах

Коррекционно- развивающие:

5. Развивать мелкую и общую моторику.

6. Развивать фонематический слух, словесно-логическое мышление.

7. Закрепить умение составлять схему предложения с предлогом К.

Коррекционно- воспитательные:

8. Воспитывать чувство коллективизма, желание получать новые знания.

Материал: книга Звуков с 7 снежинками; снежинка на палочке; картинки: кошка, кошка лакает молоко; 5 зеркал; 6 мячиков су-джок, значки: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий, синяя и зелёная фишки; финки для звукового анализа и буквы "К", "О", "М"; схема предложения; снеговики.

Ход занятия:

Орг. момент:

Логопед: Сегодня к нам пришли гости - учителя начальных классов. Поздоровайтесь с ними. (дети здороваются) Дети, сегодня мы вновь пришли в школу Азбуки. Но посмотрите, что случилось с нашей книгой Звуков? (смотрят) Она вся покрыта снегом, её страницы замёрзли. Кто же это мог сделать? (предположения детей). Какое время года на улице? Зима могла заморозить нашу книгу Звуков? Что же нам теперь делать? Как разморозить книгу? (предположения детей) Я кажется догадалась, нужно нам сегодня правильно выполнить все задания и тогда снежинки растают. Но, чтобы ваши ушки лучше слышали задания, а глазки видели мы выполним гимнастику для глаз. Смотрите за снежинкой глазками.

Зрительная гимнастика.

Движения снежинки вправо- влево, по 2 раза

Движения снежинки вверх - вниз, по 2 раза

Движения снежинки по кругу вправо, 1 раз

Движения снежинки по кругу влево, 1 раз

Основная часть:

Логопед: Проходите за столы. Послушайте и отгадайте загадку:

Молоко пьет,

Песенки поет.

Чисто умывается,

А с водой не знается. (Кошка) (показ картинки кошки)

Кошка очень любит играть с клубком и предлагает нам тоже с ней поиграть. Возьмите мячики су-джок и чётко произносите слова пальчиковой гимнастики.

Я мячом круги катаю мяч между ладоней

Взад-вперёд его гоняю смена рук

Им поглажу я ладошку, соответственно тексту

Будто я сметаю крошку. смена рук

И сожму его немножко, сжимать в руке

Как сжимает лапку кошка. смена рук

Логопед: Молодцы! Дети, посмотрим на нашу замершую книгу Звуков. Смотрите, от неё отлетела 1-я снежинка, значит мы хорошо выполнили пальчиковую игру.

- Назовите 1-й звук в слове КОШКА? (Звук "К")

Возьмите зеркала, и правильно произнесите звук "К".

Вы заметили, что при правильном произношении ротик приоткрыт, губы свободны, кончик языка опущен вниз, а его средняя часть выгнута невысокой горкой и прижата к мягкому нёбу.

Я предлагаю вам поиграть в игру: "Тихо-громко" (дети по очереди произносят звук "К" громко или тихо по 3 раза)

- Дети, при произношении звука "К" воздух встретил преграду во рту?

- Как называется звук "К"?

- Какой звук "К" : твёрдый или мягкий?

- Каким значком обозначаем твёрдые звуки? (орешек)

- Найдите значок твёрдого звука и поставь его к картинке с кошкой.

- Фишкой какого цветы мы обозначаем твёрдый звук?

- Найдите фишку соответствующего цвета и поставь её к картинке с кошкой.

- Когда мы произносим звук "К" наше горлышко работает или молчит?

- Если горлышко молчит, то какой звук "К" : звонкий или глухой?

- Найдите значок глухого звука и поставь его к картинке с кошкой.

Логопед: Мы с кошкой поиграли, а теперь давайте её угостим молоком. Как её мы позовём? (кис-кис) (выставить картинку кошка лакает молоко)

- Назовите 1-й звук в слове Кис? (Звук "КЬ")

Произнесите звук "КЬ". Вы заметили, чем отличается его произношение от звука "К?" (средняя часть языка выгнута высокой горкой и сильнее прижата к мягкому нёбу)

- Дети, при произношении звука "КЬ" воздух встретил преграду во рту?

- Как называется звук "КЬ"?

- Какой звук "КЬ" : твёрдый или мягкий?

- Каким значком обозначаем мягкие звуки? (подушка)

- Найдите значок мягкого звука и поставь его к картинке.

- Фишкой какого цветы мы обозначаем мягкий звук?

- Найдите фишку соответствующего цвета и поставь её к картинке.

- Когда мы произносим звук "КЬ" наше горлышко работает или молчит?

- Если горлышко молчит, то какой звук "КЬ" : звонкий или глухой?

Логопед: Назовите три отличия звука "К" от звука "КЬ". (произносятся по разному, обозначаются разными фишками, звук "К" - твёрдый, а звук "КЬ"- мягкий).

Что общего у звуков "К" и "КЬ"? (оба согласные, оба глухие, обозначаются одной буквой - показ буква К)

Посмотрим на замершую книгу Звуков, от неё отлетела 2-я снежинка.

Логопед: Повторите, фишкой какого цвета обозначаются твёрдые согласные звуки? А мягкие согласные? Я вам буду называть разные звуки, если вы услышите звука "К", то поднимите вверх синюю фишку, а если звук "КЬ", то зелёную. (дети выполняют задание) А теперь слушайте разные слоги и поднимайте фишки соответствующего цвета. Молодцы! Вот и следующая снежинка оттаяла.

Логопед: Давайте вспомним, где в слове может находиться звук? (В начале слова, в середине или в конце) Положите перед собой схему слова. Я буду называть зимние слова, а вы определив место звуков "К" и "КЬ" в слове, положите соответствующие фишки. Слова: снежок, горка, санки, снеговик.

Молодцы! Вот и 4-я снежинка оттаяла.

Логопед: Давайте, немного отдохнём и выполним разминку "Снеговик"

(дети выходят на ковёр)

Давай, дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратиться в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла

Два глаза, нос, ведро, метла.

Но солнце припечёт слегка.

- Увы, и нет снеговика. (дети возвращаются за столы)

- Ответьте из каких частей состоит снеговик? (Из комков)

Выложите звуковую схему слова ком. (дети выполняют задание) А сейчас поменяйтесь местами и проверьте звуковую схему слова у друга. Вернитесь на свои места.

- Назовите последовательно звуки в слове "КОМ".

- Сколько всего звуков в слове "КОМ"?

- Назовите 1-й звук в слове "КОМ", последний звук.

- Сколько гласных звуков в слове "КОМ"?

- Сколько согласных звуков в слове "КОМ"?

- Сколько слогов в слове "КОМ"?

- Обозначьте каждый звук буквой.

Молодцы! Вот и 5-я снежинка оттаяла.

Логопед: Вы уже сказали, что снеговик состоит из комков. А слова состоят из слогов или частей. Число комков у снеговика соответствует количеству слогов в слове. Если вы услышали слово из 3-х слогов, то поднимайте снеговика из 3-х комков. Называю зимние слова: коньки, снежинка, клюшка, лыжник.

Молодцы! Вот и 6-я снежинка оттаяла.

Логопед: Дети, посмотрите на эту схему и скажите, что здесь изображено. ( показ схемы предложения: птица, кормушка.) Что мы можем составить из слов? (предложение) Звук "К" на нашей схеме обозначает короткое слово или предлог.

Он обозначает направление к чему-либо. На нашей схеме к чему приближается птица? (к кормушке) Составьте предложение по этой схеме. (дети придумывают) Выложите схему своего предложения.

- Сколько всего слов предложении? Назовите 1-ое слово, последнее слово. Назовите самое короткое слово.

Итог занятия :

Молодцы! Вот и последняя 7-я снежинка оттаяла и мы можем открыть нашу книгу Звуков. А здесь для вас подарок: карандаши и картинки со снеговиком.

- С какими звуками мы сегодня познакомились? В названии подарков встречаются эти звуки? Какой звук в слове карандаши? (твёрдый К) Какие звуки в слове картинки? (твёрдый К и мягкий КЬ) Теперь вы сможете разукрасить эти картинке вечером в группе.

Список литературы

1. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб. : Издательский дом "Литера", 2009.

2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет, -М6 Сфера, 2007.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Перспективное планирование работы с педагогами по ПДД «УТВЕРЖДАЮ» заведующая МДОУ д/с ___ ___ ___ «___»___ 20___г. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Знакомство со звуками [к]-[к’]»
Опубликовано: 3 марта 2014 в 20:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД