Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звук. Гласные звуки»

Светлана Савостьянова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звук. Гласные звуки»

Цель: Познакомить детей со способом образования различных звуков, способом образования гласных звуков, развивать фонематический слух.

Оборудование: Колокольчик, палочка, ключи, мяч, бубен, красные квадраты по количеству детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Ребята, а вы знаете, что рядом с нами живут маленькие невидимки, и каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Тогда слушайте очень внимательно.

2. Беседа.

- Есть волшебный городок Звуковск. Живут в этом городке необычные жители – звуки. Они – невидимки. Хотя они невидимые, но их можно услышать. На наших занятиях по обучению грамоте мы будем знакомиться с этими жителями.

3. Звук.

- послушайте внимательно, как звучат разные предметы.

Дать детям послушать, как звенит колокольчик, ключи, ударить палочкой по столу, мячом об пол, бубен, речь человека.

- А теперь, давайте попробуем угадать, что звучит.

«Послушаем тишину», педагог звенит колокольчиком, ключами за ширмой, дети должны отгадать, что звучит.

Вывод:

- Ребята, запомните: все, что мы слышим и произносим – это звуки.

4. Образование звуков.

- Сейчас вы узнаете, как же образуется звуки, и что им в этом помогает.

Попросить детей произнести звук «а» с открытым и закрытым ртом.

- Что помогло четкому звучанию звука «а»? (широко открытый рот)

Произнести звук «п» - помогают губы.

Звук «т» - язык.

Звук «з» - голос, воздух.

Показать, а затем отработать с детьми четкую артикуляцию всех гласных звуков.

5. Фонетико – фонематическая физкультминутка «Гласные звуки»

- В городе Звуковске у звуков есть своя песенка и танец. Давайте и мы с вами встанем и разучим эти движения.

А – ротик шире детвора ААА руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны

О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади

Ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди

Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.

6. Гласные звуки.

- В этом волшебном городке много улиц, и разные звуки живут на разных улицах.

Попросить произнести звуки: а – о – у – и – э – ы. Обратить внимание детей на то, что воздух свободно проходит через рот, не встречает преграды.

Сравнить произношение этих звуков со звуками: п – т.

Некоторые жители городка Звуковска умеют петь. Они поют вот так: «ААА!», «ООО!», «УУУ!», «ИИИ!» целый день они поют. Голоса у них звонкие, напевные. Живут они на лице под названием «Гласная», и прозвали этих жителей – гласные звуки.

Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Вывод:

- Ребята, запомните: звуки а – о – у – и – ы – э произносятся свободно, без преграды и всегда с голосом, они называются гласными.

В городе Звуковске все гласные звуки носят красные платьица. Мы будем гласные звуки

7. Дидактическая игра: «Угадай гласный».

• Узнай по артикуляции.

• Педагог называет различные звуки, дети хлопают в ладоши, если слышат гласный звук.

• Выделение гласных из ряда других звуков. На гласный звук поднять красный квадрат

Ряд звуков: а – м – п – у – с – т – ы – р – л – э – о – к – т – у – а – л – э – п – о.

8. Итог занятия.

- О каком городке мы сегодня узнали?

Кто в нем живет? (звуки)

Как называются некоторые жители этого городка? (гласные)

Почему они так называются?

Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Дидактическое пособие «Звуковая линейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Звуковая линейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Звуковая линейка" для детей старшего дошкольного возрастаПредставления о звуках речи у будущих первоклассников является.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звук. Гласные звуки»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 19:48
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
II часть. Третьяковская картинная галерея — в Белгороде! Идем и фотографируем, с...
Превосходный портрет: дочь мастера Ильи Ефимовича Репина, в исполнении автора. Затаив дыхание и словно попав в мастерские самих авторов, мы "словно...
Фотоотчёт «Экскурсия в зимний лес с детьми среднего дошкольного возраста»
Фотоотчёт «Экскурсия в зимний лес с детьми среднего дошкольного возраста» Придёт неслышными шагами, Незримой стужею дохнёт И, всё вокруг укрыв снегами,...
Краткосрочный проект «Загляните в семейный альбом» в группе младшего возраста
Погружаясь в тему "Моя семья" в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме...
Новогодние подвески. Мастер-класс.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Мы оформляли группу по теме "Деревенский Новый год" Тема валенок и варежек прослеживалась во все...
«Шар счастья» или кусудама мастер класс.
Что такое кусудама? Это разнообразные шары из собранных цветов или модулей. Кусудама в переводе с японского означает"лекарственный шар". Вы спросите почему?...