МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»

Татьяна Осеева
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»

Тема : «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах, познакомить с буквой Л.

Задачи: Закрепить навыки правильного произношения звуков Л –Ль в слогах, словах, предложениях.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Закрепить навыки определения твердости-мягкости согласных звуков, позиции заданного звука в словах.

Упражнять в печатании и чтении слогов и слов.

Продолжать учить анализу словесного состава предложений.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте, Тема „Звуки [Л], [Л’], Буква Л“» размещена в разделах

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать умение грамматически правильно строить предложения.

Активизировать словарный запас детей: согласный звук, твердый звук, мягкий звук, звонкий звук, слова со звуками Л-ЛЬ.

Упражнять в образовании глаголов мужского рода, единственного числа, прошедшего времени.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать умение отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль. Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого и детей. Учить сдерживать импульсивные реакции.

Ресурсы: магнитная доска, фишки для звукового анализа слов, магнитные буквы, косточки для выкладывания буквы, музыкальный центр, предметные картинки со звуками Л-ЛЬ, кукла Родион для релаксации, индивидуальные зеркала.

Методические приемы:

Упражнения на формирование речевого и неречевого дыхания.

Психогимнастика.

Игровая мотивация: знакомство с гномами Лулу и Лили.

Артикуляционная гимнастика.

Речевая игра «Песенки гномов».

Речевая игра «Повтори чистоговорки».

Речевая игра «Добавь слог».

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Волшебная кнопка».

Речевая игра «Сосчитай до 10».

Речевая игра «Хвастливый попугай».

Речевая игра «Составь предложение».

Упражнение на мелкую моторику «Собери букву».

Чтение слогов и слов.

Дидактическая игра «Напечатай слова».

Подведение итогов занятия.

Оценка деятельности детей.

Организационный момент:

1. Работа над неречевым и речевым дыханием: дыхательные упражнения Стрельниковой : «Ладошки», «Погончики», «Кошечка».

Упражнение «Китайский болванчик» с произнесением слогов НА-НО-НЭ, МА-МО-МЭ, КА-КО- КЭ, БА-БО-БЭ на одном выдохе.

- Прежде чем сесть на свои места скажем друг другу ласковые слова и с

хорошим настроением начнем заниматься.

Повторение пройденного материала:

Игровая ситуация:

- На лесной поляне жили два гномика: гном Лулу и гном Лили.

Появляются соответствующие изображения и выполняются артикуляционные упражнения:

1. Гномы любили сидеть под липой и пить чай из чашек.

«Чашечка».

2. А на дереве живет дятел и стучит по нему Д-д-д-д.

«Дятел»

3. Часто гномы качаются на качелях.

«Качели»

4. Иногда катаются на лошадях.

«Лошадка»

Работа над новым материалом:

- В минуту отдыха гномы любят играть на музыкальных инструментах. Лулу берет в руку гитару и гитара поет л-л-л-л, а у Лили есть балалайка, которая нежно поет ль-ль-ль.

1. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков Л-ЛЬ.

Работа с индивидуальными зеркалами.

- Когда произносим звук Л губы растянуты в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка прижат к бугоркам, которые находятся за верхними зубами. Горлышко работает. То же самое происходит, когда произносим звук ЛЬ. Только к бугоркам прожат не только кончик языка, но и его середина.

Характеристика звука с опорой на таблицу-схему: согласный, звонкий, твердый (мягкий).

2. Произнесение звуков Л-ЛЬ в слогах.

- Вспомните как играла гитара: -л-л-л.

-Теперь гном Лулу предлагает вам спеть вместе с ним другие песенки :

Ла-ла-ла ла-ло-лу

Ло-ло-ло ло-лу-ла

Лу-лу-лу лу-лы-ло

- А как играла балалайка? Ль-ль-ль.

Вместе с балалайкой споем еще одну песенку:

Ля-ля-ля ля-ли-ле

Ли-ли-ли лю-ли-ля

Лю-лю-лю ле-лю-ли

Ле-ле-ле ли-ля-лю

3. Произнесение звуков Л-ЛЬ в словах, предложениях.

-Гномы любили читать чистоговорки:

Ла-ла-ла – лопата и пила

Ло-ло-ло – у меня весло

Лу-лу-лу – купили мы пилу

Ли-ли-ли - дрова пилили

Ли-ли-ли – мы полы помыли

Ла-ла-ла – наша Машенька мала

Ол-ол-ол - мы мыли пол

Ул-ул-ул – дайте мне стул

Ил-ил-ил - в речке крокодил.

- Гномы весело проводят время и многое успевают делать. Мы сейчас перечислим, что они делали. Я начну слово, а вы закончите, добавляя слог ЛИ.

Гномы рано утром встава…

Зарядку дела…

Затем е, пи…

А потом посуду мы…

Затем книжки интересные чита…

И немножечко гуля…

В огород они ходи…

И там грядочки копа…

Затем бега, игра,

Но и дом свой убира,

Чисто пол там подмета… .

- Молодцы. Гномы приглашают вас в свой домик (изображения синего и зеленого домика). Угадайте в каком домике живет Лулу, а в каком Лили.

- Посмотрите, что есть в домике у Лулу:

Лакированный пол, стол, стул, кресло, полка, лампа, ложки, вилки.

(На согласование существительных с числительными счет до 10 ложек и вилок).

- В домике у Лили

Журнальный столик, альбом, на стене календарь, зеленые жалюзи, клетка, тбльпаны.

(На согласование существительных с числительными счет до 10 тюльпанов).

У гномов есть попугай, очень любит хвастаться. Когда гномы говорят : «Мы верили», попугай говорит: «Я верил».

Я буду говорить за гномов, а вы за попугая.

Мы пошли – я пошел

Мы загорали – я загорал

Мы смотрели – я смотрел

Мы собирали – я собирал и т. д.

Физкультминутка

- Под каким деревом на букву Л сидели и пили чай гномы?

- Под липой.

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись

Ветер злится: «Повалю!

Я упрямых не терплю!»

Дунул снова, что есть сил,

Но деревья с ног не сбил.

4. Составление предложений.

Детям раздается по одной предметной картине (что есть в домике у гномов).

Предлагается составить с ними предложения, сказать, сколько слов в предложении.

- Сколько слов в предложении?

- Назови первое (второе) слово.

5. Звуковой анализ слов.

- Гномы любят играть с разными фишками (показываются фишки для составления схемы слов и полоски для обозначения позиции звука в слове).

а) Игра «Волшебная кнопка»

- Когда я назову слово с твердым звуком Л, нужно нажать синюю «кнопку», когда я назову слово с мягким звуком ЛЬ нужно нажать на зеленую фишку.

б) дети определяют позицию звуков в словах : стул, стол, кресло, лампа, вилка, ложка, альбом, жалюзи, календарь, клетка.

в) звуковой анализ слова ЛУК.

-сколько звуков в слове?

- назовите первый (второй, третий) звук.

- каким кружочком обозначается каждый звук? Почему?

- назови 2, 3 звук. Обозначь его буквой.

- остался первый звук, его мы тоже обозначим буквой.

7. Знакомство с буквой Л.

- Это буква Л.

- На что похожа буква Л?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Предлагается выложить букву из косточек.

7. Чтение слогов и слов с буквой Л.

8. Печатание слов на магнитной доске.

Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Тема : «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л»

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах, познакомить с буквой Л.

Задачи: Закрепить навыки правильного произношения звуков Л –Ль в слогах, словах, предложениях.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Закрепить навыки определения твердости-мягкости согласных звуков, позиции заданного звука в словах.

Упражнять в печатании и чтении слогов и слов.

Продолжать учить анализу словесного состава предложений.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать умение грамматически правильно строить предложения.

Активизировать словарный запас детей: согласный звук, твердый звук, мягкий звук, звонкий звук, слова со звуками Л-ЛЬ.

Упражнять в образовании глаголов мужского рода, единственного числа, прошедшего времени.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать умение отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль. Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого и детей. Учить сдерживать импульсивные реакции.

Ресурсы: магнитная доска, фишки для звукового анализа слов, магнитные буквы, косточки для выкладывания буквы, музыкальный центр, предметные картинки со звуками Л-ЛЬ, кукла Родион для релаксации, индивидуальные зеркала.

Методические приемы:

Упражнения на формирование речевого и неречевого дыхания.

Психогимнастика.

Игровая мотивация: знакомство с гномами Лулу и Лили.

Артикуляционная гимнастика.

Речевая игра «Песенки гномов».

Речевая игра «Повтори чистоговорки».

Речевая игра «Добавь слог».

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Волшебная кнопка».

Речевая игра «Сосчитай до 10».

Речевая игра «Хвастливый попугай».

Речевая игра «Составь предложение».

Упражнение на мелкую моторику «Собери букву».

Чтение слогов и слов.

Дидактическая игра «Напечатай слова».

Подведение итогов занятия.

Оценка деятельности детей.

Организационный момент:

1. Работа над неречевым и речевым дыханием: дыхательные упражнения Стрельниковой : «Ладошки», «Погончики», «Кошечка».

Упражнение «Китайский болванчик» с произнесением слогов НА-НО-НЭ, МА-МО-МЭ, КА-КО- КЭ, БА-БО-БЭ на одном выдохе.

- Прежде чем сесть на свои места скажем друг другу ласковые слова и с

хорошим настроением начнем заниматься.

Повторение пройденного материала:

Игровая ситуация:

- На лесной поляне жили два гномика: гном Лулу и гном Лили.

Появляются соответствующие изображения и выполняются артикуляционные упражнения:

1. Гномы любили сидеть под липой и пить чай из чашек.

«Чашечка».

2. А на дереве живет дятел и стучит по нему Д-д-д-д.

«Дятел»

3. Часто гномы качаются на качелях.

«Качели»

4. Иногда катаются на лошадях.

«Лошадка»

Работа над новым материалом:

- В минуту отдыха гномы любят играть на музыкальных инструментах. Лулу берет в руку гитару и гитара поет л-л-л-л, а у Лили есть балалайка, которая нежно поет ль-ль-ль.

1. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков Л-ЛЬ.

Работа с индивидуальными зеркалами.

- Когда произносим звук Л губы растянуты в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка прижат к бугоркам, которые находятся за верхними зубами. Горлышко работает. То же самое происходит, когда произносим звук ЛЬ. Только к бугоркам прожат не только кончик языка, но и его середина.

Характеристика звука с опорой на таблицу-схему: согласный, звонкий, твердый (мягкий).

2. Произнесение звуков Л-ЛЬ в слогах.

- Вспомните как играла гитара: -л-л-л.

-Теперь гном Лулу предлагает вам спеть вместе с ним другие песенки :

Ла-ла-ла ла-ло-лу

Ло-ло-ло ло-лу-ла

Лу-лу-лу лу-лы-ло

- А как играла балалайка? Ль-ль-ль.

Вместе с балалайкой споем еще одну песенку:

Ля-ля-ля ля-ли-ле

Ли-ли-ли лю-ли-ля

Лю-лю-лю ле-лю-ли

Ле-ле-ле ли-ля-лю

3. Произнесение звуков Л-ЛЬ в словах, предложениях.

-Гномы любили читать чистоговорки:

Ла-ла-ла – лопата и пила

Ло-ло-ло – у меня весло

Лу-лу-лу – купили мы пилу

Ли-ли-ли - дрова пилили

Ли-ли-ли – мы полы помыли

Ла-ла-ла – наша Машенька мала

Ол-ол-ол - мы мыли пол

Ул-ул-ул – дайте мне стул

Ил-ил-ил - в речке крокодил.

- Гномы весело проводят время и многое успевают делать. Мы сейчас перечислим, что они делали. Я начну слово, а вы закончите, добавляя слог ЛИ.

Гномы рано утром встава…

Зарядку дела…

Затем е, пи…

А потом посуду мы…

Затем книжки интересные чита…

И немножечко гуля…

В огород они ходи…

И там грядочки копа…

Затем бега, игра,

Но и дом свой убира,

Чисто пол там подмета… .

- Молодцы. Гномы приглашают вас в свой домик (изображения синего и зеленого домика). Угадайте в каком домике живет Лулу, а в каком Лили.

- Посмотрите, что есть в домике у Лулу:

Лакированный пол, стол, стул, кресло, полка, лампа, ложки, вилки.

(На согласование существительных с числительными счет до 10 ложек и вилок).

- В домике у Лили

Журнальный столик, альбом, на стене календарь, зеленые жалюзи, клетка, тбльпаны.

(На согласование существительных с числительными счет до 10 тюльпанов).

У гномов есть попугай, очень любит хвастаться. Когда гномы говорят : «Мы верили», попугай говорит: «Я верил».

Я буду говорить за гномов, а вы за попугая.

Мы пошли – я пошел

Мы загорали – я загорал

Мы смотрели – я смотрел

Мы собирали – я собирал и т. д.

Физкультминутка

- Под каким деревом на букву Л сидели и пили чай гномы?

- Под липой.

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись

Ветер злится: «Повалю!

Я упрямых не терплю!»

Дунул снова, что есть сил,

Но деревья с ног не сбил.

4. Составление предложений.

Детям раздается по одной предметной картине (что есть в домике у гномов).

Предлагается составить с ними предложения, сказать, сколько слов в предложении.

- Сколько слов в предложении?

- Назови первое (второе) слово.

5. Звуковой анализ слов.

- Гномы любят играть с разными фишками (показываются фишки для составления схемы слов и полоски для обозначения позиции звука в слове).

а) Игра «Волшебная кнопка»

- Когда я назову слово с твердым звуком Л, нужно нажать синюю «кнопку», когда я назову слово с мягким звуком ЛЬ нужно нажать на зеленую фишку.

б) дети определяют позицию звуков в словах : стул, стол, кресло, лампа, вилка, ложка, альбом, жалюзи, календарь, клетка.

в) звуковой анализ слова ЛУК.

-сколько звуков в слове?

- назовите первый (второй, третий) звук.

- каким кружочком обозначается каждый звук? Почему?

- назови 2, 3 звук. Обозначь его буквой.

- остался первый звук, его мы тоже обозначим буквой.

7. Знакомство с буквой Л.

- Это буква Л.

- На что похожа буква Л?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Предлагается выложить букву из косточек.

7. Чтение слогов и слов с буквой Л.

8. Печатание слов на магнитной доске.

Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки» Цели занятия: Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: • Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. • Создавать.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Цель : Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Образовательные задачи : - уточнить и закрепить правильное произношение звуков.

Конспект занятия по обучение грамоте в старшей группе «Согласные звуки [Ф]-[Ф’]. Буква Ф» Программное содержание: Познакомить со звуками [Ф – ФЬ]; закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий круг–.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква С» Образовательная область: речевое.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Гласный звук а и буква А. Конспекты занятий по обучению грамоте. Занятие № 1 Тема: «Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах. Деление слов на.

НОД по обучению грамоте. Конспект занятия «Звуки [л] и [л’]. Буква Л. Предлоги» Цели:познакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способствовать развитию связной речи; учить правильно употреблять.

Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] — [к], буква «К»» в подготовительной группе. Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте: «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 09:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД