Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Звукарию»

Надежда Шелестова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Звукарию»

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе Путешествие в Звукарию.

Цель: Развивать умение детей отличать звук от буквы, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложения.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей со звуковым анализом слов из четырех звуков. Закрепить знания о гласных; согласных: твердых и мягких звуках.

2. Совершенствовать фонематический слух: уметь определять место звука в слове.

Развивающие задачи:

1. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными.

2. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, договаривать слово по первому слогу.

3. Закрепить умение самостоятельно составлять предложение по предложенной схеме: из трех и четырех слов.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать активное отношение к собственной деятельности.

2. Уметь проводить реальную самооценку.

3. Проявлять доброжелательное отношение к товарищам.

Индивидуальная работа:

1. Обратить внимание на Диму М., Максима Г. – добиваться четких ответов на вопросы.

2. Активизировать Вику У., Дарину П., Илью Л., Вику Н.

Предшествующая работа: закрепление пройденного материала в дидактических играх: «Назови пару» (твердые и мягкие согласные, «Сколько в слове слогов?», «Где находится звук «Назови слово», составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Проведение звукового анализа слов из трех звуков.

Демонстрационный материал: плакат «Звукария», предметные картины «Луна», «Лиса»; «Кот», «Кит», «Мальчик», «Девочка», для составления имен: лук, арбуз, рыба, апельсин, комар, ведро, дом, кошка; фишки: красные, синие, зеленые; картины: «Кит», «Кот»; схемы предложений, слоги: Ма-, Ми-, Ки-, Ру -.

Раздаточный материал: полоски (желтые, фишки: красные, синие, зеленые; карточка, на которой изображена предметная картинка, под ней пять кругов для закрашивания, оценочные карточки-смайлики.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправимся с вами в некоторое царство, в сказочное государство. Закройте глаза, я посчитаю до пяти – потом откройте. Вот мы с вами перенеслись в сказочное царство». (Показываю плакат, ребенок читает: «Звукария»). «Мы – в городе «Звукария». Ребята, как вы думаете, что мы можем услышать в этом городе? (звуки). А что мы можем увидеть? (буквы). Да, ребята, звуки мы – слышим, говорим, не видим ; буквы мы – видим, читаем, даже можем потрогать».

2. Воспитатель: «Ребята, первая улица в городе «Звукария», где нас ждут, называется «Улица «Звуков». Давайте вспомним, какие бывают звуки»? (гласные, согласные: твердые и мягкие).

Воспитатель выставляет картинку «Луна».

«Ребята, это слово потеряло свои звуки, давайте поможем их найти. Какое это слово? Сколько звуков в слове «Луна»? Давайте все вместе скажем это слово так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. (Лллуна). Какой первый звук в слове?

Что мешает во рту, когда мы говорим звук «Л»? (Язычок, зубы).

Значит, какой звук «Л»? (Согласный, твердый).

Какой фишкой обозначаем звук «Л»? (синей).

Скажите слово «Луна» так, чтобы все хорошо услышали в нем второй звук. (Луууна).

Что мешает во рту,когда мы говорим звук «У»? (Ничего).

Значит, какой это звук? (Гласный, потому что голос идет свободно).

Какой фишкой обозначим звук «У»? (Красной).

(Аналогично проводится работа с третьим и четвертым звуками).

3. Воспитатель выставляет картину «Лиса».

«Ребята, это слово тоже потеряло свои звуки. Самостоятельно определите все звуки и выложите их на полоске фишками».

После того, как дети выполнили задание, один ребенок проводит анализ слова у доски.

«Ребята, чем отличается схема слова «луна» от схемы слова «лиса»? (В слове «луна» первый звук – твердый согласный, а в слове «лиса», первый звук – мягкий согласный).

«Молодцы, ребята, все звуки нашли правильно».

Физминутка: Стоит в поле теремок,

Открывает его волк,

Дерг-дерг, дерг-дерг

Пришел Петя-Петушок

И ключом открыл замок.

4. Воспитатель: «Ребята, на улице «Звуков» живет художник, он нарисовал портреты девочки и мальчика, а написать как их зовут забыл, оставил картинки: имя девочки спрятано в первых звуках картинок, а имя мальчика – в последних звуках картинок». Дети определяют первые звуки слов: лук, арбуз, рыба, апельсин. Выкладывают буквы: ЛАРА. Определяют последние звуки слов: комар, ведро, дом, кошка. Выкладывают буквы: РОМА.

«Ребята, со всеми заданиями на улице «Звуков» вы справились, молодцы»!

5. Воспитатель: «Мы попали на улицу, где живут слоги и слова. Посмотрите, ребята, кто нас встречает? (слог). Давайте добавим к этому слогу другие слоги, так, чтобы получились слова.

МА-ма, МА-лина, МА- шина, МА-лыш, МА-газин, МА-трешка, МА-кушка, МА-зь, МА-ша и. т. п.

МИ-ша, МИ-нута, МИ-шень, МИ-р, МИ-кроб, МИ-рный, МИ-нерал, МИ-лая и. т. п.

КИ-но, КИ-нуть, КИ-нотеатр, КИ-лька, КИ-ра, КИ-лометр, КИ-пятить, КИ-т и. т. д.

РУ-башка, РУ-ка, РУ-ль, РУ-бить, РУ-кавица, РУ-левой, РУ-мяный, РУ-сый и. т. д.

«Молодцы, ребята, много интересных слов придумали»!

6. Воспитатель: «На улице «Слогов», ребята, нас ждет еще одно задание. Возьмите картинку, посмотрите, что на ней нарисовано, посчитайте, сколько слогов в этом слове и закрасьте столько же кружочков». (Дети выполняют задание).

«Поднимите картинку те дети, у кого слово состоит из одного слога, из двух слогов, из трех слогов».

«Молодцы, ребята, с заданиями на улице «Слогов» вы справились очень хорошо».

Физминутка: Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз – два – три – четыре -

Мыши дернули за гири,

Вдруг раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

7. Воспитатель: «Ребята, в городе «Звукария» есть улица «Слов и предложений». Давайте поиграем в игру «Добавь слово». Я назову первое слово, а вы правильно добавьте второе.

Красный – цветок, шарф, ковер, диван, мяч, помидор, жук, листок, цвет, карандаш и. т. д.

Красная – ленточка, машина, смородина, бумага, ягода, краска, вода, кофта, юбка и. т. д.

Красное – яблоко, ведро, солнце, полотенце, ухо, одеяло, украшение и. т. д.

Красные – ягоды, вишни, ботинки, лыжи, игрушки, санки, колготки, носки, краски и. т. д.

Молодцы, все слова добавили правильно».

8. Воспитатель: «Идем дальше, ребята. Встречает нас Кот. Что это у него? (Схема предложения). Сколько слов в предложении? (Три). Составьте по этой схеме предложения со словом «Кот».

(Дети составляют предложения).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть другую схему предложения, посчитать в ней количество слов (четыре) и составить предложения по схеме со словом «Кит».

Воспитатель: «Ребята, вы составили много интересных предложений со словом «Кот» и со словом «Кит», молодцы».

9. Воспитатель: «Наше путешествие в сказочной стране по городу «Звукария» закончилось».

Вопросы: «В каком сказочном городе мы были? Что мы там делали? Чему научились?»

10. Самооценка (дети выбирают и показывают смайлик).

Публикации по теме:

Конспект занятия ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТЕМА: РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Звукарию»
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 19:43
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...