МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д»

Виктория Царигородцева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д»

Звуки «Д» «Дь» и буква «Д»

Цель: познакомить детей с буквой и звуком Д.

Задачи: учить различать букву и звук, обучать звуковому анализу. Учить определять место звука в словах, развивать фонематический слух, связную речь и артикуляционный аппарат. Уметь выделять звук Д среди других согласных, различать твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие согласные, развивать моторику, воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук [Д] и буква Д“» размещена в разделах

Оборудование: фонограмма, презентация, мольберт, книга, бумажные красные, синие, зелёные фишки, картина-схема с окошечками для звукового анализа, предметные картинки (посуда, мебель, тарелки с фасолью, с камешками.

Ход занятия:

1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей)

Ритуал- приветствие

Дети стоят в кругу.

-Ты и я, ты и я (дети указывают пальчиком друг на друга. ,

Мы с тобой- одна семья (кладут руки на плечи друг другу).

Вместе читаем (делают " очки",

Вместе играем (прыгают на одной ноге,

Вместе и во всём друзьям мы помогаем (хлопают в ладоши).

Ребята, к нам сегодня пришли гости посмотреть на то, как мы с вами играем. Как встречают гостей? Давайте мы поздороваемся и встретим гостей.

2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась новая книга. Я хотела ее прочитать, но не смогла. Как вы думаете почему? Т. к. какой-то буквы в словах не хватает. Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? (Дядя Федор)

Ребята, какое необычное у него имя. Оно состоит из двух слов. Как вы думаете, какого звука не хватает? (Звука Д)

3. Проектирование решения проблемной ситуации.

Нам нужно его найти, а для этого мы должны знать его особенности, какой он.

Произношение и характеристика звуков [д] и [д']

Давайте ещё раз произнесём его имя. Дядя Фёдор. В слове дядя, какой звук я выделяю? Дядя. Звук Дь.

- Произнесите звук [дь], расскажите о произношении звука [дь]:

- Губы что делают? (Губы в улыбке). Как он произносится? Мягко.

Где находятся губы, и язык, когда мы произносим этот звук? (Губы раскрыты, язычок упирается за нижние зубы и мешает воздуху свободно выходить) Есть преграда, значит это какой звук? Гласный или согласный? (согласный) Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук Дь? Зелёным.

Приготовьте тыльную сторону ладошки. Приложите ее к горлу и произнесите звук [д]. Поет горлышко? (Да) Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)

- Катя, проговори, характеристику звука [дь] еще раз.

Теперь слово Фёдор. Какой звук я выделила, он слышится больше других.

Звук Д. Произнесите три раза звук [д].

- Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить. Есть преграда, значит это какой звук? Гласный или согласный? (согласный)

- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [д]? (С голосом)

- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки. Приложите ее к горлу и произнесите звук [д]. Поет горлышко? (Да) Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)

Как мы произносим этот звук? Д. твёрдо. Каким цветом мы обозначим этот звук? Синим.

- Саша, проговори, характеристику звука [д] еще раз.

Запомнили характеристику звуков [д], [дь]? Молодцы!

4. Выполнение действий.

Нам нужно его найти. Где мы будем его искать? Куда мы отправимся? Отгадайте. (Звучит музыка)

- В Простоквашино.

Нахождение и определение позиции звука в слове.

А теперь собираемся в дорогу, но прежде всего мы должны купить дяде Фёдору и его друзьям подарки, ведь без подарков в гости не ездят. Сначала мы с девочками отправимся в хозяйственный магазин. Что мы видим в магазине, назовите? Стакан, кастрюля…Одним словом? Посуда.

Нам нужно выбрать посуду, в названии которых есть звук Д. Сковорода. Ведро.

Где находится звук [Д] в этих словах: начале, середине или конце? (проверяем на слайде)

Теперь с мальчиками идём в мебельный. Перечислите, что вы видите в мебельном магазине. Кровать, стул. Кресло…Покупаем со звуком [Д']. Диван. Где находится звук [Д']?

А теперь давайте проверим, правильно ли мы выбрали подарки. (слайд)

Считаем количество слогов в слове.

Купили мы подарки. А повезём мы наши подарки на волшебном паровозике. В первый вагон нужно положить самое длинное слово, во второй слова покороче. Как нам измерить слова? Что нужно для этого сделать? (прохлопать)

Ско - во - ро - да, сколько слогов в слове? Ди - ван, Вед - ро.

Проверяем на слайде

Физминутка.

Подарки мы отправляем на паровозе, а сами отправляемся на

лыжах.

Встали все друг за другом на лыжню, взяли палки. Под музыку шагают.

Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет, (Прыжки)

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

Вот и доехали.

Знакомство с буквой Д

Ребята, в нашей книжке пропали не только звуки, но и буквы. Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв (звуки мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем). Звуки Д, Дь на письме обозначаются буквой Д. Посмотрите на доску. Скажите, на что она похожа? (на дом с крышей)

Д - словно домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.

- Сейчас каждый из вас попробует выложить букву Д. А из чего вы решайте сами.

- Какие аккуратные буквы получились у вас.

- Теперь уберем фасоль и камешки на край стола, перейдем к другому заданию.

Звуковой анализ слова дом.

У меня на слайде картинка. На ней изображен дом, где живет дядя Фёдор со своими друзьями. Рядом с домом растет дерево.

Ребята, под домом нарисованы 3 клеточки. Что обозначают эти клеточки? Звуки. Каждая клеточка обозначает один звук. Значит в слове дом три звука.

Дом. Какой первый звук мы слышим? Д

Звук Д - согласный, твердый, звонкий и обозначается синим цветом.

О - гласный обозначаем красным цветом

М - твёрдый согласный звонкий

Слово дерево вы разберете самостоятельно. А теперь каждый проверьте у себя.

Чтение слогов, слов (на слайде)

Ребята, вы молодцы! Мы с вами и звуки, и букву нашли. А теперь давайте подружим звуки Д и ДЬ с гласными звуками.

- Положите рядом с буквой Д букву А. Назовите слог? (ДА)

- Замените букву А, буквой У.

- Пускай подружатся звуки [д] и [у]. Что получится? (ДУ)

Аналогично проводится работа с изученными гласными.

5. Этап подведения итогов и анализа деятельности (рефлексия)

Ребята, посмотрите, что произошло с книгой. Теперь в книге стало все в порядке, все буквы нашли свое место. И теперь я могу прочитать ее вам.

Где мы побывали? В деревне Простоквашино, в которой живет Дядя Федор со своими приятелями - котом Матроскиным и верным псом по кличке Шарик.

Какой звук мы сегодня выучили? Полный ответ.

Что больше всего понравилось?

Что было легко?

А трудности были?

Прикреплённые файлы:

prostokvashino_hsdri.pptx | 2222,55 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э» Организационный момент: 1. Красками пахнет наш юбиляр Тысячный дом покрасил. маляр 2. Щуки,окуни,судак, Наш улов принес. рыбак 3. Нет тельняшки.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Н] и буква Н» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква Н Цель: Познакомить с буквой Н Задачи: -находить слова.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Звук [Д] и буква Д Цель: Познакомить с буквой Д Задачи: - закрепление пройденных.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Г] и буква Г» Цель: Познакомить с буквой Г Задачи: -совершенствование навыков звуко-буквенннго и звукового анализа слов,навыков чтения; -развитие фонематического.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [М] и Буква М» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [М] и Буква М" Цель: Познакомить с буквой М Задачи: - находить слова.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Настоящий друг. Звук [Щ] и буква Щ» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: Звук [Щ], буква Щ. Настоящий друг. ЗАДАЧИ Образовательные:.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте Звук [Б] и буква Б Цель: Познакомить с буквой Б Задачи: - закрепление знания.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [К ] и буква К» Тема: Звук [К ] и буква К Цель: познакомить детей с буквой К Задачи: -закреплять умение выделять первый и последний звук в слове; -закреплять.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква «А». Тема: ЗВУК И БУКВА «А». Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д»
Опубликовано: 24 декабря 2017 в 09:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД