МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Марина Марченко
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Задачи:

- обучающие : активизировать знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, определении ударного слога, в подборе слов по схеме, графическое изображение конструкций предложений.

- развивающие: развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Скоро в школу“» размещена в разделах

- воспитательные: воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Предварительная работа: повторить понятие «слово», «предложение», звуки речи, деление слов на слоги, закрепить понятие синонимов и антонимов (умение подбирать слова противоположные по смыслу, слов с уменьшительно – ласкательным значением, подбор имен прилагательных.

Развивающая среда: мяч, конверт с письмом, цветик - семицветик с заданиями, карточки – схемы и фишки разных цветов для звукового анализа слова, картинки с партами, картинки сказочных героев на каждого ребенка, картинки школьных принадлежностей, карточки со схемами предложений, карточки для составления предложений, тетради для каждого ребенка, золотой ключ знаний.

Ход занятия.

Воспитатель:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся. (Воспитатель передаё т мяч рядом стоящему ребенку со словами:" С добрым утром,Ксюша!" ребенок передает мяч следующему и т. д.

Затем следует общее приветствие детей:

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

Обещаем постараться и прилежно заниматься.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Наши гости хотят посмотреть, чему вы научились, что знаете и умеете. (Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин и передает конверт.)

-Как вы думаете, что в нем? (ответы детей)

-Здесь письмо. Прочитаем его? (воспитатель зачитывает письмо)

Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Мы с нетерпением ожидаем вашего прихода в школу. Путь вам предстоит неблизкий, полный испытаний. Но вы встретите друзей, которые помогут вам справиться со всеми трудностями. Посылаем наш подарок – цветик - семицветик, на его лепестках задания для вас. Выполнив все задания, вы получите то, без чего невозможно попасть в школу. Желаем доброго пути и верим в вашу удачу. Директор школы и учителя».

Воспитатель:

Ребята, нам желают: Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь.

Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Но для начала повторим волшебные слова.

Дети:

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Воспитатель: А сейчас пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»

Игра «Скажи наоборот» (Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит слово, а ребенок говорит противоположное по значению слово)

• Сахар сладкий, а перец горький

• Лист наждака шершавый, а лист бумаги гладкий

• Чай горячий, а мороженое холодное

• Днём светло, а ночью темно

• Заяц бежит быстро, а черепаха ползёт медленно

• Внук молодой, а дедушка старый

• Пластилин мягкий, а камень твёрдый

• Лев смелый, а заяц трусливый

• Дом высокий, а гараж низкий

• Зимой холодно, а летом жарко

• Дорога широкая, а тропинка узкая

• Пушинка лёгкая, а гиря тяжёлая

• Кисель густой, а морс жидкий

А теперь занимайте свои места и слушайте первое задание.

Первый лепесток. Вы, ребята, не зевайте на вопросы отвечайте.

Вам нужно ответить на вопросы полным ответом.

- Из чего состоит наша речь (из слов)

- Из чего состоят слова (из слогов)

- Из чего состоят слоги (из звуков).

- На какие две группы делятся звуки (гласные и согласные)

- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

- Какой фишкой обозначаем гласные звуки? (фишкой красного цвета)

- Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

- Какой фишкой обозначаем твердые согласные? (фишкой синего цвета)

- Какой фишкой обозначаем мягкие согласные? (фишкой зеленого цвета)

Второй лепесток. Сделайте звуковой анализ слова «школа».

Один ребенок работает у доски. Остальные на местах.

Произносим слово. Определяем количество слогов, называем их. Определяем количество звуков в слове. Количество гласных, количество согласных. Определяем ударный слог.

/ш/-начальный звук, согл., всегда тв. Вспомнить, что есть согласные, которые не имеют пары по мягкости - твердости. Что вы о них знаете (всегда мягкие согласные ч, щ, й; всегда твердые – ж, ш, ц)

/к/-согл., тв.

/о/-глас., уд.

/л/-согл., тв.

/а/- глас., безуд.

-Назовите пары к согласным звукам в слове «школа» (ш - нет пары, /к/-/к/, /л/-/л/)

Проверка работы ребенка у доски.

Физминутка (педагог читает стихи про буквы, дети изображают данную букву)

А – начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать её легко: ноги ставит широко. Каждый знает: буква Я самая хвастливая. В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву повесить пальто. Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу. Голову поднимем выше. И легко – легко подышим! Звуки нужно четко знать! Занимаемся опять.

Третий лепесток. Первый раз войдите в класс.

(У каждого ребенка картинка, на которой изображены 6 парт с цифрами и маленькие картинки сказочных героев (ученики)

Нам удалось пройти второе испытание, и мы попали в класс, где у каждого ученика есть свое место за партой. Догадайтесь, где сидит каждый из них. Чтобы правильно найти место, определите:

1) на какой звук начинается слово

2) фишкой какого цвета обозначается данный звук

3) посчитать количество слогов в слове (на парте указано цифрой количество слогов)

Предлагаемые слова (картинки) : Маль-ви-на (согл., тв., синяя, 3слога, Пье-ро (согл., мягк., зел., 2 слога, Ар-ле-ки-но (глас., крас., 4слога, Бу-ра-ти-но (согл., тв., синий, 4слога, Ар-те-мон (глас., крас., 3 слога, пи-яв-ка (согл., мягк, зел., 3слога)

Показываю ребятам крупные изображения героев: Мальвина и Пьеро.

- Опишите Мальвину, какая она? Подберите имена прилагательные (красивая, добрая, большеглазая, заботливая, милая, прекрасная)

- Опишите Пьеро, какой он? Подберите имена прилагательные (грустный, печальный, обиженный, несчастный)

- Какой звук встречается в обеих словах? (Мальвина, Пьеро). Назовите слова, которые начинаются на этот звук. Почему не смогли назвать? Есть ли еще подобные буквы? (ъ). Для чего они служат, какова их роль в слове (ответы детей)

- А вы знаете, что звуки могут заблудиться, игра «Заблудился звук» :

Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку, В конце поставил бочку (точку).

Четвертый лепесток. На предметы посмотрите, ласково их назовите.

На доске изображены предметы: портфель, тетрадь, пенал, ручка, линейка, карандаш, кукла, резинка.

Красавица Мальвина благодарна, что вы нашли ее место за партой. Но эта девочка не только красивая, она еще добрая и любит называть все предметы ласково. Мальвина предлагает поиграть в ее любимую игру «Назови ласково» (подбор слов с уменьшительно- ласкательным значением)

-Все ли слова, названные вами, подходят друг к другу (лишнее «кукла».) Почему? (объяснения детей). Придумайте предложение со словом «кукла». Что общего между остальными словами (это все школьные принадлежности).

Артикуляционная разминка.

"Заборчик"

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

"Окошко"

широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно"

"Часики"

улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

"Вкусное варенье"

улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу, затем нижнюю.

"Шарик"

надуть щёки, сдуть щёки.

Пятый лепесток. Два слова вы в одно объедините, и что получится, произнесите.

-Если у аиста длинные ноги, то он какой?

-Длинноногий аист.

-Если у сома длинные усы, то сом какой?

-Длинноусый сом.

-Если у волка острые зубы, то волк какой?

-Острозубый волк.

-Если у лошади быстрые ноги, то лошадь какая?

-Быстроногая лошадь.

-Если у белки длинный хвост, то белка какая?

-Длиннохвостая белка.

-Если у коровы длинные рога, то корова какая?

-Длиннорогая корова.

-Если у собаки гладкая шерсть, то собака какая?

-Гладкошерстая собака.

-Молодцы, ребята справились!

Шестой лепесток. По порядку слово ставьте, предложение составьте.

Со словом «кукла» вы придумывали предложения. А чем отличается слово от предложения (ответы детей).

-Как пишется первое слово в предложении? (с большой буквы). Что ставится в конце предложения? (точка) Какие еще знаки могут стоять в конце предложения (восклицательный, вопросительный знаки).

Устно составляют предложения по предложенной модели. (3-4 модели)

Работа на местах с раздаточным материалом. (Карточки со словами расставить по порядку, чтобы получилось предложение.)

Работа в тетрадях: сделать схемы к предложениям. (Наступило утро. Какой прекрасный день! В школу осенью пойдём)

Проводится проверка работ, выводы.

Седьмой лепесток. Лепесток-сюрприз.

На седьмом лепестке нет никакого задания, но написаны слова:

Вы прошли немало испытаний

И упорно двигались вперед,

Трудностей вам встретилось немало,

Еще больше впереди их ждет.

За старания, за труды и за смекалку

Вам вручаю этот новый ключ,

Пусть откроет он все двери к знаниям,

Пусть лишь радость каждому несет.

(Вручается большой Золотой ключ)

Проводится рефлексия: «Ребята, вы действительно преодолели немало препятствий, проявили свои знания. А что каждому из вас больше всего сегодня понравилось? (ответы детей) Сегодня вы меня порадовали:

-Самые внимательные были (имена детей)

-Самые сообразительные (имена детей)

-Самые дисциплинированные (имена детей)

-Самые аккуратные (имена детей)

Благодарю за внимание, занятие окончено.

Публикации по теме:

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 21:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД