Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Марина Марченко
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Задачи:

- обучающие: активизировать знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, определении ударного слога, в подборе слов по схеме, графическое изображение конструкций предложений.

- развивающие: развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.

- воспитательные: воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Предварительная работа: повторить понятие «слово», «предложение», звуки речи, деление слов на слоги, закрепить понятие синонимов и антонимов (умение подбирать слова противоположные по смыслу, слов с уменьшительно – ласкательным значением, подбор имен прилагательных.

Развивающая среда: мяч, конверт с письмом, цветик - семицветик с заданиями, карточки – схемы и фишки разных цветов для звукового анализа слова, картинки с партами, картинки сказочных героев на каждого ребенка, картинки школьных принадлежностей, карточки со схемами предложений, карточки для составления предложений, тетради для каждого ребенка, золотой ключ знаний.

Ход занятия.

Воспитатель:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся. (Воспитатель передаёт мяч рядом стоящему ребенку со словами:" С добрым утром,Ксюша!" ребенок передает мяч следующему и т. д.

Затем следует общее приветствие детей:

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

Обещаем постараться и прилежно заниматься.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Наши гости хотят посмотреть, чему вы научились, что знаете и умеете. (Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин и передает конверт.)

-Как вы думаете, что в нем? (ответы детей)

-Здесь письмо. Прочитаем его? (воспитатель зачитывает письмо)

Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Мы с нетерпением ожидаем вашего прихода в школу. Путь вам предстоит неблизкий, полный испытаний. Но вы встретите друзей, которые помогут вам справиться со всеми трудностями. Посылаем наш подарок – цветик - семицветик, на его лепестках задания для вас. Выполнив все задания, вы получите то, без чего невозможно попасть в школу. Желаем доброго пути и верим в вашу удачу. Директор школы и учителя».

Воспитатель:

Ребята, нам желают: Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь.

Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Но для начала повторим волшебные слова.

Дети:

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Воспитатель: А сейчас пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»

Игра «Скажи наоборот» (Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит слово, а ребенок говорит противоположное по значению слово)

• Сахар сладкий, а перец горький

• Лист наждака шершавый, а лист бумаги гладкий

• Чай горячий, а мороженое холодное

• Днём светло, а ночью темно

• Заяц бежит быстро, а черепаха ползёт медленно

• Внук молодой, а дедушка старый

• Пластилин мягкий, а камень твёрдый

• Лев смелый, а заяц трусливый

• Дом высокий, а гараж низкий

• Зимой холодно, а летом жарко

• Дорога широкая, а тропинка узкая

• Пушинка лёгкая, а гиря тяжёлая

• Кисель густой, а морс жидкий

А теперь занимайте свои места и слушайте первое задание.

Первый лепесток. Вы, ребята, не зевайте на вопросы отвечайте.

Вам нужно ответить на вопросы полным ответом.

- Из чего состоит наша речь (из слов)

- Из чего состоят слова (из слогов)

- Из чего состоят слоги (из звуков).

- На какие две группы делятся звуки (гласные и согласные)

- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

- Какой фишкой обозначаем гласные звуки? (фишкой красного цвета)

- Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

- Какой фишкой обозначаем твердые согласные? (фишкой синего цвета)

- Какой фишкой обозначаем мягкие согласные? (фишкой зеленого цвета)

Второй лепесток. Сделайте звуковой анализ слова «школа».

Один ребенок работает у доски. Остальные на местах.

Произносим слово. Определяем количество слогов, называем их. Определяем количество звуков в слове. Количество гласных, количество согласных. Определяем ударный слог.

/ш/-начальный звук, согл., всегда тв. Вспомнить, что есть согласные, которые не имеют пары по мягкости - твердости. Что вы о них знаете (всегда мягкие согласные ч, щ, й; всегда твердые – ж, ш, ц)

/к/-согл., тв.

/о/-глас., уд.

/л/-согл., тв.

/а/- глас., безуд.

-Назовите пары к согласным звукам в слове «школа» (ш - нет пары, /к/-/к/, /л/-/л/)

Проверка работы ребенка у доски.

Физминутка (педагог читает стихи про буквы, дети изображают данную букву)

А – начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать её легко: ноги ставит широко. Каждый знает: буква Я самая хвастливая. В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву повесить пальто. Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу. Голову поднимем выше. И легко – легко подышим! Звуки нужно четко знать! Занимаемся опять.

Третий лепесток. Первый раз войдите в класс.

(У каждого ребенка картинка, на которой изображены 6 парт с цифрами и маленькие картинки сказочных героев (ученики)

Нам удалось пройти второе испытание, и мы попали в класс, где у каждого ученика есть свое место за партой. Догадайтесь, где сидит каждый из них. Чтобы правильно найти место, определите:

1) на какой звук начинается слово

2) фишкой какого цвета обозначается данный звук

3) посчитать количество слогов в слове (на парте указано цифрой количество слогов)

Предлагаемые слова (картинки): Маль-ви-на (согл., тв., синяя, 3слога, Пье-ро (согл., мягк., зел., 2 слога, Ар-ле-ки-но (глас., крас., 4слога, Бу-ра-ти-но (согл., тв., синий, 4слога, Ар-те-мон (глас., крас., 3 слога, пи-яв-ка (согл., мягк, зел., 3слога)

Показываю ребятам крупные изображения героев: Мальвина и Пьеро.

- Опишите Мальвину, какая она? Подберите имена прилагательные (красивая, добрая, большеглазая, заботливая, милая, прекрасная)

- Опишите Пьеро, какой он? Подберите имена прилагательные (грустный, печальный, обиженный, несчастный)

- Какой звук встречается в обеих словах? (Мальвина, Пьеро). Назовите слова, которые начинаются на этот звук. Почему не смогли назвать? Есть ли еще подобные буквы? (ъ). Для чего они служат, какова их роль в слове (ответы детей)

- А вы знаете, что звуки могут заблудиться, игра «Заблудился звук»:

Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку, В конце поставил бочку (точку).

Четвертый лепесток. На предметы посмотрите, ласково их назовите.

На доске изображены предметы: портфель, тетрадь, пенал, ручка, линейка, карандаш, кукла, резинка.

Красавица Мальвина благодарна, что вы нашли ее место за партой. Но эта девочка не только красивая, она еще добрая и любит называть все предметы ласково. Мальвина предлагает поиграть в ее любимую игру «Назови ласково» (подбор слов с уменьшительно- ласкательным значением)

-Все ли слова, названные вами, подходят друг к другу (лишнее «кукла».) Почему? (объяснения детей). Придумайте предложение со словом «кукла». Что общего между остальными словами (это все школьные принадлежности).

Артикуляционная разминка.

"Заборчик"

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

"Окошко"

широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно"

"Часики"

улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

"Вкусное варенье"

улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу, затем нижнюю.

"Шарик"

надуть щёки, сдуть щёки.

Пятый лепесток. Два слова вы в одно объедините, и что получится, произнесите.

-Если у аиста длинные ноги, то он какой?

-Длинноногий аист.

-Если у сома длинные усы, то сом какой?

-Длинноусый сом.

-Если у волка острые зубы, то волк какой?

-Острозубый волк.

-Если у лошади быстрые ноги, то лошадь какая?

-Быстроногая лошадь.

-Если у белки длинный хвост, то белка какая?

-Длиннохвостая белка.

-Если у коровы длинные рога, то корова какая?

-Длиннорогая корова.

-Если у собаки гладкая шерсть, то собака какая?

-Гладкошерстая собака.

-Молодцы, ребята справились!

Шестой лепесток. По порядку слово ставьте, предложение составьте.

Со словом «кукла» вы придумывали предложения. А чем отличается слово от предложения (ответы детей).

-Как пишется первое слово в предложении? (с большой буквы). Что ставится в конце предложения? (точка) Какие еще знаки могут стоять в конце предложения (восклицательный, вопросительный знаки).

Устно составляют предложения по предложенной модели. (3-4 модели)

Работа на местах с раздаточным материалом. (Карточки со словами расставить по порядку, чтобы получилось предложение.)

Работа в тетрадях: сделать схемы к предложениям. (Наступило утро. Какой прекрасный день! В школу осенью пойдём)

Проводится проверка работ, выводы.

Седьмой лепесток. Лепесток-сюрприз.

На седьмом лепестке нет никакого задания, но написаны слова:

Вы прошли немало испытаний

И упорно двигались вперед,

Трудностей вам встретилось немало,

Еще больше впереди их ждет.

За старания, за труды и за смекалку

Вам вручаю этот новый ключ,

Пусть откроет он все двери к знаниям,

Пусть лишь радость каждому несет.

(Вручается большой Золотой ключ)

Проводится рефлексия: «Ребята, вы действительно преодолели немало препятствий, проявили свои знания. А что каждому из вас больше всего сегодня понравилось? (ответы детей) Сегодня вы меня порадовали:

-Самые внимательные были (имена детей)

-Самые сообразительные (имена детей)

-Самые дисциплинированные (имена детей)

-Самые аккуратные (имена детей)

Благодарю за внимание, занятие окончено.

Публикации по теме:

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Осень
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 21:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...