Обучение грамоте в старшей группе. Конспект занятия «Путешествие на остров Радуги» для детей с ОНР

Марина Харчекова
Обучение грамоте в старшей группе. Конспект занятия «Путешествие на остров Радуги» для детей с ОНР

I. Цель: Различение звуков [Р-Р’] на слух, изучение буквы Р.

II. Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки фонетического синтеза.

-совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов.

-упражнять в делении слов на слоги.

-знакомство с зрительным образом буквы.

Коррекционно- развивающие:

-развитие мелкой моторики,

- развивать фонематический слух, грамматический строй речи.

- развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом; оценивать результат работы с помощью педагога, исправлять допущенные ошибки.

- развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.

- развивать зрительное внимание, память

Коррекционно- воспитательные:

-воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

-формировать навыки сотрудничества, взаимоотношения со сверстниками.

Здоровьесберегающие: продолжать учить детей следить за своей осанкой; развивать органы дыхания:

III. Оборудование: зеркала, предметные картинки на звуки [р] и [р’], макеты пароходов, разрезная буква Р, синий и зелёный домик.

IV. Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Какое у нас настроение (Хорошее).Теперь улыбнемся друг другу и тогда, как в песне хорошее настроение не покинет нас никогда.

2. Артикуляционная гимнастика.

Пара птиц порхала, порхала,

Да и выпорхнула.

3. Отгадывание загадок.

Дети, отгадайте мою загадку:

Крашеное коромысло, над рекой повисло. (Радуга)

Назовите первый звук в слове «РАДУГА»? [Р]

Характеристика твёрдого звука Р: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

-Отгадайте ещё одну загадку

Течет, течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. (Река) Назовите первый звук в слове «РЕКА»? (Р’)

Характеристика мягкого звука Р: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком

Скажите а чем похожи, и чем отличаются звуки [Р] и [Р’]

4. «Найди свой домик» (дифференциация Р,РЬ, работа с картинками)

Логопед: Ребята нашим картинкам нужен свой домик. Картинки с твердым звуком Р мы положим в синий домик. А с мягким звуком РЬ в зелёный домик.

5. Раздается стук в дверь (заходит Почтальон Печкин)

- Здравствуйте ребята, я Почтальон Печкин принес вам письмо с далёкого остова Радуга.

Логопед читает письмо: «Здравствуйте девочки и мальчики! Пишут вам ребята с острова Радуга. У нас случилась большая беда, наша самая главная буква на острове «Р» упала и разбилась. Мы не можем ее собрать. Помогите нам, пожалуйста. Римба и Рамба»

Логопед: Ну, что ребята поможем жителям острова в их беде? Тогда в путь!

6 «По местам» (слоговой анализ)

Логопед: А на чем же мы сможем добраться на остров (на пароходе). Да, ребята, но поплывем мы на двух пароходах. Сейчас я раздам вам картинки, если в слове будет 2 слога – сядете в пароход с двумя окошками, а если в слове будет 3 слога – сядете в пароход с тремя окошками.

7. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: итак, все матросы на местах. Но прежде чем отправиться в путь нам нужно изучить язык жителей острова Радуга, а понимают они язык жестов. Итак, если мы услышим звук [Р] – хлопнем в ладоши, а если услышим [Р’] – тихонечко стукнем по столу. Давайте потренируемся.

- на уровне звука: р м ж р р’ л п в с н р’ с к с п м р’;

- на уровне слога: ро, пы, ре, ли ны, ру, ря, эн, ор, кы, ри;

- на уровне слова: роза, пол, кот, горка, ракушка, ухо, рис, рак.

Приготовились. Внимание. Полный вперед! Закройте глаза, мы плывем.

1-2-3-пароход плыви!

8. Физминутка.

Откройте глаза. Наше путешествие продолжается. Выходите на коврик и становитесь в кружок.

Пароход построим сами!

Простынь будет парусами

Две метелки- две трубы

Сразу встанем на дыбы

Будет корпусом кровать,

Но сейчас нельзя нам спать.

Возьмем компас и тетрадь-

Курс нам надо рассчитать (В. Волина)

9. «Прибытие на остров»

Логопед: Ребята, мы с вами приплыли на остров. И тут нас встречают Римба и Рамба (дети с подготовительной группы)

Давайте поздороваемся с ними. На их языке это звучит ру-ре.

Как дела? – рю –ра.

Хорошо. – рэ-ря.

Как тебя зовут? – ри-ро.

Логопед: мы получили ваше письмо и готовы вам помочь. Где ваша разбитая буква? Но сначала мы с ребятами вспомним, как выглядит буква «Р».

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочек поставить

И друг другу Р представить.

10. «Собери букву» (Сложить букву Р из элементов).

Римба: Спасибо вам ребята за помощь.

Рамба: И примите от нас вот эти подарки (морские ракушки).

Логопед: Ттеперь нам пора возвращаться домой на Землю. 1-2-3-пароход плыви!

Вот мы и оказались дома.

11. Итог занятия.

• Понравилось вам путешествие на необитаемый остров?

• А с кем вы там познакомились?

• А какие звуки мы сегодня вспоминали?

Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Дидактическое пособие «Логопедический ноутбук»Дидактическое пособие «Логопедический ноутбук» Логопедический ноутбукПособие служит для закрепления навыка звукового анализа и синтеза, графического образа букв, развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Обучение грамоте в старшей группе. Конспект занятия «Путешествие на остров Радуги» для детей с ОНР
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 11:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фото отчёт. Лепка — дымковская игрушка «барыня».
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект на тему: «Книга своими руками.»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...