Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»

Светлана Тимина
Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»

Цель: Расширять представления об игре в шахматы. Закреплять названия шахматных фигур. Формировать представления о шахматной фигуре «Слон», месте слона в начальном положении, ходе слона, что такое болопольные и чернопольные слоны.

Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.

2. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

3. Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

4. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

5. Воспитывать усидчивость, волю, уверенность в своих силах.

Оборудование и материалы:

Д/и «Чудесный мешочек» (шахматные фигуры); доска (мольберт); 6 силуэтов шахматных фигур плоскостных; карточки к игре «Перенеси картинку на новое место» на каждого ребенка; цветные карандаши; ИД (интерактивная доска); конверты с домашним заданием на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Чтение отрывков из книг В. Г. Гришина «Малыши играют в шахматы», И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране»; ознакомление с шахматной доской и шахматными фигурами; чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож»; отгадывание загадок из «шахматной шкатулки»; работа с раскрасками; д/и «Что общего», «Белые и черные», «Прятки», «Путешествия», «Кто быстрее».

Ход:

Вводная часть

Деятельность педагога:

Педагог проводит ритуал приветствия:

- Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.

Здравствуй, друг!

Деятельность детей:

Дети стоят на ковре.

Дети встают парами.

Дети обмениваются рукопожатиями.

Деятельность педагога:

Как ты тут?

Деятельность детей:

Похлопывают по плечу друг друга.

Деятельность педагога:

Где ты был?

Я скучал!

Деятельность детей:

Треплют друг друга за ухо.

Руки прикладывают к своему сердцу.

Деятельность педагога:

Ты пришел?

Как хорошо!

Деятельность детей:

Разводят руками.

Обнимают друг друга.

Деятельность педагога:

Педагог показывает детям мешочек и говорит, что там спряталась интересная игра. Предлагает ее угадать, прослушав стихотворение.

«Скучно было во детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя –

Где бы ни был я, везде

В нее играют дети.

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, Конь и пешек ряд,

А возглавляет всех – Король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!»

Деятельность детей:

Дети слушают педагога и отгадывают загадку про шахматы.

Основная часть

I. Д/и «Чудесный мешочек»

Деятельность педагога:

Педагог: Сейчас попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной страны. Узнайте фигуру на ощупь и назовите её.

Деятельность детей:

Дети по очереди определяют попадающуюся шахматную фигуру, называют ее, выставляют на стол.

II. Д/и «Что изменилось»

Деятельность педагога:

Педагог помещает на доску 6 фигур, просит детей закрыть глаза, и или меняет фигуру на такую же, но противоположного цвета, или меняет местами 2 фигуры, или ничего не меняет.

Деятельность детей:

Дети сидят за столами, слушая задание педагога.

Угадывают, что изменилось на доске.

III.Д/и «Перенеси картинку на новое место»

Деятельность педагога:

Педагог предлагает детям карточки с заданиями: Я раздаю вам необыкновенные карточки с дорожками. Вы должны перенести картинки по этим дорожкам в пустые клеточки, нарисовать их, а затем раскрасить красным карандашом шахматные фигуры.

Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»

Деятельность детей:

Дети работают по карточкам самостоятельно: переносят картинку в пустую клетку, раскрашивают красным карандашом шахматные фигуры.

IV. Загадка

Деятельность педагога:

Педагог предлагает определить, о какой шахматной фигуре на карточке загадка:

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы.

По косой он ходит

Хоботом не водит.

Деятельность детей:

Дети отгадывают загадку.

(Шахматный слон)

IV. Работа на ИД «Белопольные и чернопольные слоны»

Деятельность педагога:

Педагог на ИД показывает детям начальную позицию слона: Посмотрите, слоны близнецы есть и в белом и в черном войске. Но слоны одного войска никогда не пересекаются: один из них выбирает себе черную дорожку, а другой – белую.

Деятельность детей:

Дети слушают рассказ – объяснение педагога на ИД.

Деятельность педагога:

- На каких по цвету полях стоят все слоны?

-Назовите черные поля.

-Назовите белые поля.

Педагог: Те слоны, которые стоят на черных полях с1 и f8, оба назывются чернопольными, хотя и принадлежат к разным войскам; а на f1 и с8 – белопольными.

Соответственно они и перемещаются по полям (диагоналям) своего цвета. Так ходит только слон.

Педагог показывает диагонали на ИД.

Деятельность детей:

Дети показывают на ИД нужные поля и называют их.

V. Физминутка «Мы поднялись, потянулись – Это раз!»

Деятельность педагога:

Педагог предлагает провести физминутку:

Мы поднялись, потянулись – Это раз!

Наклонились и прогнулись – Это два!

И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны пошире – Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

Деятельность детей:

Дети выполняют движения, в соответствии с текстом.

VI. Работа на ИД Д/и «Огонь»

Деятельность педагога:

Педагог предлагает детям игру «Огонь», объясняет правила и показывает:

Слон ходит по диагонали и на одну клеточку – поле, и может проскочить до конца всей диагонали.

Деятельность детей:

Дети слушают и наблюдают за показом педагога.

Деятельность педагога:

-Сколько полей может контролировать слон, находясь на начальной позиции?

Деятельность детей:

Дети самостоятельно считают поля на ИД.

Деятельность педагога:

Педагог предлагает отметить стилусом любого цвета, сколько полей «обстреляет» слон с середины поля, угла, края.

Деятельность детей:

Индивидуальная работа:

3 ребенка выкладывают 3 разных дорожки по заданию на ИД, остальные дети проверяют правильность выполнения.

Заключительная часть

Деятельность педагога:

Педагог: Понравилась ли вам игра на ИД? Что еще было вам интересно? Что нового сегодня вы узнали? Готовы ли вы к новым играм в шахматной стране?

Шахматные слоны тоже остались довольны, ждут еще раз к себе в гости и приготовили каждому из вас домашнее задание.

Деятельность детей:

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Деятельность педагога:

Педагог раздает конверты с домашним заданием: нарисовать кружочками поля, на которые может пойти слон.

Деятельность детей:

Дети берут конверты с заданиями домой.

Публикации по теме:

«Наши храбрые слоны». Конспект занятия шахматного кружка с применением ИКТ в подготовительной группе Задачи: Образовательная область «Познание»: Расширять представление об игре в шахматы. Закрепить понятие о шахматной доске, шахматном поле,.

Программа «Шахматное королевство», пособие для педагогов дошкольного образования Перспективные планы занятий Занятие 1. Тема. Знакомство с детьми. Рассказ и чтение «Откуда пришли шахматы». Цель. Познакомить детей со.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»
Опубликовано: 11 января 2014 в 21:13
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...