Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы — наши друзья»

Айгуль Касимова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы — наши друзья»

Цели: Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами; развивать творческое воображение, внимание, смекалку; обобщение и уточнение знаний детей о зимующих и перелетных птицах; расширение представлений о птицах; воспитывать бережное отношение и заботу о птицах; уметь договариваться и оказывать друг другу помощь. Знакомство с новой игрой «Птицы»; создание доброго и положительного настроения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о птицах, рисование и аппликация птиц (снегирь, воробей, синица, дятел) на занятиях по рисованию и в свободном творчестве детей, чтение произведений писателей: В. Бинки,А. Толстого,М. Пришвина,Е. Чарушина,С,Маршака,Б. Житкова и заучивание стихотворений. Подкормка птиц на улице зернами, хлебом, салом. Наблюдения за птицами во время прогулок. Пальчиковая игра «Десять птичек- стайка». Занятие по оригами «Стерх» Прослушивание фонограммы «Перелетные птицы» («Ласточка», «Иволга», «Соловей», «Кукушка»).

Ход занятия

(Звучит аудиозапись со звуками природы)

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы – учат пению

Паучок – терпению

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости:

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас - чистоте

Учит солнце – доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой, лесной народ

Учат крепкой дружбе!

Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебная шкатулочка. Вы хотите узнать, что находится в нем? Шкатулка как я уже говорила волшебная, и она откроется лишь в том случае, если вы отгадаете загадку:

Соберем мы для подушки

Легкие, пушистые

Белоснежные (перышки)

Ответ детей

Молодцы ребята! А, теперь давайте откроем шкатулку. Кому же может принадлежать это перышко?

Дети: Птице.

Воспитатель: Правильно птице, как мы знаем пернатыми могут быть только птицы. И сегодняшнее занятие будет посвящено птицам. В группу вносят попугая в клетке. (воспитатель просит назвать характерные признаки птиц)

Дети: Два крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, оперение, пух.

А теперь посмотрите на экран, мир пернатых очень разнообразен.

(презентация по теме.)

Воспитатель: Дети, а какие птицы живут рядом с нами, в городе?

Воспитатель: На какие две группы они делятся?

Ответы детей: перелетные и зимующие.

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, как же выглядят эти птицы.

Для этого мы с вами сыграем в игру «Угадай, какая птица.

(Правила игры: На роль птицы выходит один ребенок. Воспитатель надевает ему маску птицы, но он не должен знать, маска какой птицы на него надета. Дети должны описать птицу, сказать перелетная или зимующая. По их описанию участник игры должен отгадать название птицы. После каждого отгадывания демонстрируется изображение и пение птицы на экране.)

(Презентация для детей с возможностью прослушать голос и пение птиц.)

Воспитатель: Дети, а каких еще перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей: (Ласточка, стриж, лебедь, скворец, грач, журавль, жаворонок, кукушка, стерх, зяблик, трясогузка)

Воспитатель: В каком порядке улетают птицы?

Первыми улетают насекомоядные птицы (Трясогузка). Потом улетают зерноядные - те, которые питаются плодами и семенами растений (овсянка, чиж, зяблик). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Но при перелете птиц ожидают разные опасности, и не все птицы могут долететь до родного дома. Я знаю, у вас доброе сердце, послушайте, как оно стучит.

Дети прикладывают руку к сердцу.

Я предлагаю отправиться путешествовать вместе с перелетными птицам, чтобы помочь им долететь.

Физкультминутка.

Летят клином журавли, (дети встают в форме клина

Машут крыльями они. имитируют взмах крыльев,

Пролетают над полями, наклоны в стороны

Городами и лесами.

Вот увидели вдали наклоны вперед

Место для привала. присели, руки на коленях

Сели, посмотрели повороты головой в стороны

Все ли долетели. имитация движения сна

Отдохнули, подкрепились, встают, поглаживают животики

И продолжили свой путь. имитируя движения крыла садятся

Ну а мы им дружно скажем на свои места)

«Вам счастливого пути!».

Воспитатель: А теперь дети давайте узнаем, какие птицы остались зимовать.

Летом я ловила мошек,

А зимой поем и крошек.

Люблю сало поклевать,

К вам в окошко залетать.

Очень юркая я птица,

А зовут меня … (синица)

Толстый клюв у меня

А язык мой длинный,

Насекомых достаю,

Заснувших в древесине.

Что за птица я?

Отгадайте-ка, друзья! … (дятел)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь – это … (снегири)

В зимнем лесу песню пою.

В морозы и стужи гнездышко вью.

Там будут птенцы и об этом все знают.

А самка с гнезда никогда не слетает,

Своим теплом птенцов согревает.

Что это за птица? (клест)

Я ни дятел, ни синица.

Мне на месте не сидится.

Акробат отличный я,

Встретишь ты зимой меня

Я по дереву ползу,

Никогда не упаду.

Вниз головой.

Мои друзья не могут так.

Узнал меня? Так кто же я?. (поползень)

И черна, и белобока!

Кто же я? … (сорока)

Хоть невзрачная я,

Но узнайте вы меня.

Летом и зимой

Встретишься со мной.

Фрак свой не меняю я.

Что за птица, друзья?. (ворона)

Уличный мальчишка,

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает.

По полям кочует,

Коноплю ворует (воробей)

В зимнее время

Живу я в лесу.

Крошек и зерен не нахожу.

Прыгаю, шуршу,

Клювом шишки потрошу.

Голоском речистым, чистым-

Кле-кле-кле, пою со свистом.

Очень я красив собой,

А зовут меня (щегол)

Скоком-боком,боком-скоком,

Скачет птица мимо окон.

Ветром вся взерошена,

Снегом запорошена.

Черная, проворная,

В гости к нам спешит…. (галка)

Что за ствол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом?. (кормушка)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь поиграем.

Игра на внимание.

Проводится игра «Четвертый лишний»

Цель: выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.

1. Синица, дятел, кукушка, сорока- кто лишний? (кукушка, не зимующая птица);

2. Воробей, клест, галка, снегирь (клест, у него у одного из зимующих птиц зимой появляются птенцы);

3. Сорока, синица, галка, снегирь (галка, начинается на букву «г»);

4. Воробей, ворона, поползень, синица? (ворона, крупная птица).

На кормушку пусть садятся,

Крошек, зерен наедятся,

Сыты будут и тогда,

Не страшны им холода!

Воспитатель: Ребята, назовите птиц, которые прилетают на кормушку?

Ответ детей

Воспитатель: А зачем кормушки птицам?

Ответ детей

Воспитатель: Можно ли назвать птиц нашими пернатыми друзьями?

Ответ детей

Воспитатель: Какую пользу они приносят?

Ответ детей

Воспитатель:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Будем птицам помогать,

Хорошо перезимовать.

(Эксперимент-птица у кормушки)

Итоги занятия.

Публикации по теме:

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Проект на тему «Зимующие птицы»Проект на тему «Зимующие птицы» Проект «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Возраст: 3-4года.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Зима
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы — наши друзья»
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 13:11
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....