МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Юлия Резаева
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Зимующие птицы».

Программное содержание:

- закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах;

- подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни;

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах

- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им;

-упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании прилагательных с местоимениями;

- расширять словарный запас детей.

Материал: иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с пением птиц, кукла, одетая по-зимнему.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, загадок о птицах, описание птиц по опорным картинкам.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Мастерица - зима».

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели.

А выдержат мороз?

Воспитатель: Как называют птиц, остающихся на зиму?

(Ответы детей).

Звучит музыка и появляется Зима.

Зима: Здравствуйте, ребята! Проверила я, как к зиме приготовились реки и озера. Что я увидела? (ответы детей). Земля и деревья тоже приготовились к зиме, А вы знаете как? Животные и те приготовились ко встрече со мной. А как? (ответы детей). Хочу сейчас смотр птицам устроить. Что это за птицы, смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются зимовать. Вы их знаете? Назовите. Интересно мне узнать: как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают? Вот, например, кто это?

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крошки собирает,

По ночам кочует, коноплю ворует.

(Воробей).

Воспитатель: Верно! А как выглядит?

(Выставляет иллюстрацию). Воробей- маленькая птичка, очень подвижная, с округлой головой, короткой шеей, толстым, яйцевидным туловище, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах). Где они пищу находят? (Во дворах, на свалках, в кормушках). Вы слышали, какие они звуки издают? (Включает аудиозапись). Воробьи селятся стайками. Если «сторож» заметит в небе хищника, кричит «чир-р»- воробьи улетают.

Зима: - Эта птица - непоседа одного с березой цвета. Кто это? (сорока).

Воспитатель: - Как она выглядит?

(выставляет иллюстрацию). Сорока - крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище «сорока - белобока». Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут к низу. Летают сороки очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая, хвост держит веером. Кто знает, почему ее называют «сорокой-воровкой?» (любит блестящие вещи, уносит их и прячет).

Где она гнездо устраивает? (в густых ветвях деревьев или кустарников). Само гнездо шаровидной формы, а вход сбоку. Какие звуки издает сорока? (включает запись). Напоминают эти звуки треск, стрекот.

Зима:- Какую пользу приносят сороки?

Дети: - Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнездах селятся маленькие птицы.

Зима: - Она маленькая птичка, а зовут ее…

(синичка).

Воспитатель: - как она выглядит? (выставляет иллюстрацию).

Дети: - На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса – галстучек спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.

Воспитатель : - Где синички устраивают гнезда?

Дети: - В дуплах мелких деревьев, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках.

Воспитатель:- Какие звуки они издают? Послушайте. (Звучит аудиозапись). Много ли они насекомых уничтожают? (Столько, сколько сами весят).

Зима:- Красногрудый, чернокрылый.

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. Кто это?

(Снегирь).

Воспитатель показывает иллюстрацию. Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег). Опишите его.

Дети:- Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое, клюв короткий, толстый, черный.

Воспитатель: - Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать семена клена, липы). Посмотрите, какая красивая птица - снегирь! Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается, Послушайте, как она поет!

Зима:- Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

(Дятел).

Воспитатель: - Какой красивый! (иллюстрация). Кто хочет описать его?

Дети: верх тела - головы, шеи, спины и крыльев - у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.

Воспитатель: - Как вы думаете, дятел хорошо летает? (нет). А где проводит большую часть времени? (на дереве). Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен?

Дети: - У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.

Воспитатель:- Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре дерева. Дятла считают санитаром леса.

Зима: - Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым

Кле -кле-кле поет со свистом?

Дети:- Клест.

(Воспитатель показывает иллюстрацию). Опишите ее. (Окраска оперения у клеста оранжево- красная, крылья и хвост буро- черные, самка зеленовато- желтая).Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят гнезда для птенцов на деревьях. Как поют клесты? (Кле-кле).

Зима:- Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь - кружат 20 пар

И кричат: кар-кар.

Дети:- Ворона.

Воспитатель (показывает иллюстрацию). Опишите ее. (Черная голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое). Днем они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях. Давайте поиграем в ворон.

Проводится физ. минутка.

Воспитатель читает стихотворение:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: кар-кар-кар.

(дети бегают, размахивают руками и кричат: кар-кар-кар).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

(дети садятся на корточки, кладут руки под щеку - засыпают).

Зима:- Много интересного вы про птиц знаете! А поиграйте со мной в игру «Кого не стало». (Зима убирает одну или две иллюстрации птиц, дети отгадывают).

Воспитатель:- Все птицы разные. Снегирь малоподвижный, а синица… У синицы клюв тонкий, а у дятла… Ворона большая, а воробей… Клест нарядный, а воробей… Синицы высиживают птенцов летом, а клест…

Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный). Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая). Если у сороки белый бок, то она какая? Если у сороки черный хвост, то она какая? Если у снегиря красная грудь, то он какой?

Про кого из зимующих птиц можно сказать Мой? Моя? Мои? Вы запомнили, кто,как поет?

(Воробей чирикает, сорока стрекочет, ворона каркает, клест свистит, голубь воркует).

Зима:- Давайте устроим птичью ярмарку! Кто какой птицей хочет быть?

В игре могут участвовать 2-3 ребенка. Каждый выбирает. Какой птицей он будет и рассказывает о себе.

Воспитатель:- Какую пользу приносят птицы людям? (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу). Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить).

Воспитатель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Подкормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Не богаты их корма-

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Зима:- Теперь я спокойна - вы не оставите птиц в беде. Пора мне уходить. У меня много дел, но я вас не забуду. Когда выйдете на прогулку, я с вами поиграю. Пощиплю вас за носы и щеки, да и бегать, чтоб согреться, заставлю! До свидания!

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в средней группе на тему «Зимующие птицы» Цель: закреплять знания детей об образе жизни зимующих птиц: приближаются к жилью человека, ищут пищу, питаются ягодами рябины, калины,.

Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» в средней группе Цель:Расширение и закрепление представлений детей о перелетных птицах,их внешнем виде, образе жизни, строении тела, отличительных особенностях,.

Конспект НОД по окружающему миру с использованием конструктора Лего «Домашние птицы» Задачи: • Познакомить детей с названиями домашних птиц и их детенышей; • Познакомить детей со строением, питанием, образом жизни птиц; •.

Конспект НОД по окружающему миру «Зимующие птицы» с использованием магнитного плаката «Жизнь птиц зимой». Задачи: • Закрепить понятие «зимующие» птицы; • Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; • Активизировать в речи обобщающие.

Конспект НОД в подготовительной коррекционной группе на тему «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, художественное творчество, безопасность,.

Конспект занятия в младшей группе «Игра с водой» Задачи: Познакомить с представлением природного мира - уточкой, свойствами воды; развивать понимание речи; учить понимать смысл целых предложений,.

Конспект по Окружающему миру во Второй младшей группе на Тему «Детям знать положено, правила дорожные» "ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО, ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ" Цели и задачи: Воспитывать интерес к занятию. Познакомить с понятиями " УЛИЦА", " ДОРОГА", " ПЕРЕКРЁСТОК".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Цель: 1. Закрепить понятие «зимующие птицы»; 2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; 3. Расширить словарный запас: корм,.

Непосредственная образовательная деятельность по окружающему миру в старшей группе на тему: «Чтобы нам не болеть» Тема: Чтобы нам не болеть. Цель: воспитывать у детей доброе отношение к тем, кто заботится об их здоровье, формировать осознанное здоровье.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Весна пришла. Птицы» Урок – путешествие «Весна пришла. Птицы» Интеграция предметов: курс «Окружающий мир», ИЗО, чтение, музыка. Тема урока: «Весна пришла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 25 сентября 2015 в 20:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД