Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению детей с ненецким народным творчеством «В гостях у хозяйки тундры»

Ольга Князева
Конспект занятия по ознакомлению детей с ненецким народным творчеством «В гостях у хозяйки тундры»

Изпокон веков в нашем Ненецком автономном округе одной дружной семьей живут и ненцы и коми и русские. У каждого народа свои традиции и обычаи, свой родной язык, свой национальный костюм. Я предлагаю посмотреть, как в нашем саду происходит приобщение детей к ненецкому народному творчеству. В представленном занятии дети знакомятся с женской ненцкой национальной одеждой большеземельской тундры. Наш округ поделен на три территории - канинская, малоземельская и большеземельская тундра. В каждой местности свои особенности в одежде.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с ненецким народным творчеством „В гостях у хозяйки тундры“» размещена в разделах

Князева Ольга Константиновна

музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР «Детский сад №1» г. Нарьян-Мара

Конспект занятия по ознакомлению детей с ненецким народным творчеством.

Старший дошкольный возраст.

Тема: «В гостях у Хозяйки тундры»

Аппликация из ткани.

Приоритетная область «Познание»

Интеграция областей:

«Художественно-эстетическая», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация»

Цель: Знакомить детей с ненецким народным прикладным искусством, характерными особенностями женской одежды.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о специфике ненецкого орнамента.

2. Учить понимать и оценивать красоту ненецкого орнамента.

3. Развивать интерес к творчеству ненецкого народа.

4. Воспитывать толерантные чувства

5. Учить складывать заготовку ткани пополам для семметричного вырезывания.

6. Развивать интнрес и умение работать иглой.

7. Способствовать развитию сенсомоторики (согласованности в работе глаз и рук, координации движений, точности и гибкости выполнения действий).

8. Воспитывать аккуратность, усидивость, трудолюбие;

9. Самостоятельность, творчество в выборе материала.

10. Активизировать речь детей.

Материал: Тучейка с принадлежностями для рукоделия по колличеству детей: иголки, английские булавки, ножницы, лоскутки сукна. Наперстки, нитки, шаблоны. Заранее заготовленный орнамент. Чай. Лепешки.

Предварительная работа:

Занятия по теме «Мой край родной» через образовательные области:

1. Развитие речи.

2. Познание.

3. Художественно-эстетическая.

4. Экскурсии. Прогулки.

5. Посещение музеев, выставок, культурно- развлекательных мероприятий города.

6. Приобщение детей к ненецкому народному творчеству: слушание, заучивание и инсценирование произведений устного народного и музыкального творчества.

7. Знакомство с некоторыми словами на ненцком языке

(слова приветствия, считалки, загадки, заклички, игры).

Перед занятием воспитатель в группе обращает внимание детей на игольницу:

Ребята, я сегодня утром встретила Хозяйку тундры. Она передала в подарок вам вот этот предмет. (показывает игольницу) Кто скажет, что это? Давайте убедимся в этом. (Рассматривают содержание игольницы).

Как вы думаете, для чего нужны эти предметы?

А среди вас есть мастера и рукодельницы, которые умеют пользоваться иглой?

Хозяйка тундры пригласила вас к себе в гости, и если у вас есть желание, мы можем отправиться прямо сейчас. Я думаю, нас ждет что-то очень интересное и необычное. А вдруг нам придется показать свое умение в работе с иглой, не зря же она решила сделать нам такой подарок!

Ход занятия.

Дети входят в зал. Звучит фонограмма бубна. У центральной стены чум, в нем Хозяйка тундры.

Выходит хозяйка тундры, здоровается на ненецком языке.

Хозяйка: Нань, торова, нацеки!

Здравствуйте, мои маленькие друзья. Я очень рада, что вы пишли ко мне в гости. Проходите, рассаживайтесь, устали, видно, с дороги, а я вас чаем угощу с лепешками. (дети угощаются чаем).

Я хотела бы знать, кто из вас не любит сказки! Конечно, среди вас таких нет. Все дети на свете любят сказки. А хотели бы вы послушать сказку про Куропатку и Росомаху? Ну, тогда лепешки кушайте, да сказку слушайте.

Жила была в большеземельской тундре мастерица, рукодельница Куропатка. Было у нее восемь детей и все девочки. Однажды на праздник сшила Куропатка своим детям одежду и украсила орнаментом. Узнала про красивые наряды Росомаха. Пока куропатка ходила на озеро за водой, забралась Росомаха в чум и стянула все подарки. Вернулась Куропатка, смотрит, а подарков нет. Заплакала тогда Куропатка, загоревала. Не успеть сшить новую одежду для детей. Что же делать бедной куропатке?

(автор Ольга Князева).

Ребята, а вы смогли бы помочь Куропатке? А что для этого нужно сделать? У меня есть волшебная тучейка (показывает)

Хозяйка тундры читает стихотворение «Моя тучейка» Лукерьи Валей.

Я возьму свою тучейку,

Расписную мехом белым,

Мехом черным расписную

В руки я свои возьму.

Сукна разные играют

В том орнаменте искусном.

В нем красоты тундры милой

Отражение нашли.

Я стряхну её легонько,

И услышу звон копытцев,

Понашитых в той тучейке,

С песней звонкою сравню.

А в тучейке моей много

Всевозможных лоскуточков

Из сукна, и мех олений,

Что угодно для души.

А что находится в моей тучейке, вы скажете, отгадав загадки.

1. Таща аркан, лесную речку вперед – назад переходит. (Игла)

2. У старухи нос пористый. (Наперсток)

Хозяйка: Может и вы знаете ненцкие загадки про иголку и рукоделие?

Дети:

1. Черная лисичка речку туда и обратно перебегает. (Игла)

2. У старухи нос рябой (Наперсток)

Хозяйка: Скажите, а для чего необходим наперсток?

Дети: Наперсток нужен для того, чтобы не уколоть пальцы во время работы, потому. Что мех толстый и твердый.

Хозяйка: Какую одежду мы будем шить?

Дети: Паницу, потому что это женская одежда, а у Куропатки были только девочки.

Хозяйка: Из чего мы можем сшить паницу?

Дети: Паницу шьют из меха и сукна. Меховая паница – это зимняя одежда, а суконную носят летом.

Хозяйка: Как вы думаете, с каким материалом мы с вами будем работать?

Дети: Мы будем шить летние паницы из сукна, потому что сейчас весна и скоро будет лето.

Хозяйка: Как это мы будем делать?

Дети: Надо сначала скроить паницу. Сложим лоскуток пополам, заколем булавками, нанесем шаблон, обведем, затем вырежем.

Хозяйка: Чтобы руки были проворными и послушными, предлагаю поиграть в игру «Мастера»

Проводится пальчиковая игра «Мастера»

Мастера и мастерицы - ритмично сжимают пальцы вкулак.

Будем шить сейчас паницы – то же движение.

Мы паницы кроим, кроим - указательным и средним пальцем имитируем

«ножницы»

Мы паницы шьем, шьем – движение «шьем иголкой»

Разноцветные полоски - попорядку массажируют подушечки пальцев

круговыми движениями о

На паницы мы пришьем - подушечку большого пальца.

И орнаментом украсим - прямые пальцу, сложены в «замок»

Мы паницы наши – скользящие движения руками вверх, вниз.

Девочки красавицы – вращение кистями рук.

Нам в паницах спляшут.

(Ольга Князева)

Хозяйка: Предлагаю выбрать себе материал, приготовить рабочее место. (дети выбирают заготовки, орнамент, оформляют себе рабочее место).

Продуктивная деятельность детей.

Дети выкраивают из сукна паницу.

Хозяйка: Как вы думаете, готова одежда?

Дети: Сейчас нужно её украсить орнаментом, чтобы было красиво.

Хозяйка: У ненцев канинской тундры паница украшается особо – полоски сукна разного цвета и никогда не украшают узорами. У женщим малоземельской тундры паница украшается по своему: только полосками разного цвета сукна, а подол кроят из сукна красного оттенка.

А кукую же паницу мы будем украшать?

Дети: Паницу Большеземельской тундры.

Хозяйка: У меня есть заготовки орнамента. Вот они. Я предлагаю взять вам понравившийся вам орнамент и украсить им паницу.

(Дети выбирают, показывают и называют орнамент. Педагог участвует в процессе работы. Помогает советом, примером, поощряет детей).

Хозяйка: Я придумаю узоры,

Понашью я их для паниц,

О труде своем любимом

Песню светлую спою. (Лукерья Валей)

Звучит фонограмма ненецких мелодий.

Дети пришивают орнамент к суконной панице швом «иголка вперед».

Хозяйка: Какие вы молодцы, стараетесь выполнять работу красиво. Доброе дело делаете.

У ненцкого народа есть такая поговорка:

- Тот нам друг и брат, кто не чуэжд добра.

А вы настоящие друзья, так-как пришли на помощь.

Анализ работы детьми.

Хозяйка: ненцы в своей пословице говорят так:

- Не тем человек знатен, сколько ему лет,

А тем, какой оставит след.

Про вас можно сказать, что вы оставили хороший, добрый след, красиво и аккуратно выполнили работу. Приятно будет девочкам нарядиться в паницы.

Дети:

1. Иастерили мне паницу

Не денек, а три недели.

А теперь вот мастерицы

В тот наряд меня одели.

2. И сказали: «Покажись нам,

Повернись--ка влево –вправо,

Потихоньку покружись…

Получился труд на славу».

3. На панице тундра вся

Пораскинула просторы.

В удивленьи вся семья,

Ведь на ней речушки, горы.

(Лукерья Валей)

Хозяйка: Вот рогов красивый ряд

След медведя, кости щуки,

Вот головки, лисий локоть…

На паницах у ребят.

(Ольга Князева)

Хозяйка тундры хвалит детей за помощь и предлагает подвигаться в ритмичном танце под ненецкую мелодию.

Звучит ненецкая мелодия под звуки бубна.

(Дети выполняют движения по показу Хозяйки тундры).

Дети выходят из зала вместе с воспитателем.

Вечером дети приходят в музыкальный зал на развлечение «Праздник у Куропатки» Где исполняют знакомые песни, танцы, играют в ненецкие игры.

Публикации по теме:

«Россияне — граждане России». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Нравственно – патриотическое воспитание детей Цель: Формировать понятие «гражданин». Воспитывать уважение ко всем национальностям. Ход.

Презентация «Убранство чума» Добрый день! В нашей стране проживает много национальностей, и они стараются сохранить свою самобытность, обычаи, культуру. Так например,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению детей с ненецким народным творчеством «В гостях у хозяйки тундры»
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 16:47
+76Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 131.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД