Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей 5–6 лет. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

инга полубинская
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей 5–6 лет. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Николай Носов «На горке»

(чтение рассказа)

Цель: познакомить детей с рассказом «На горке»

Задачи:

1) Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания

2) Обобщать речь фразеологизмами

3) Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

4) Развитие интегративного качества № 5 «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения»

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Н. Носова «На горке». Но сначала мы с вами поиграем в игру «Я начну – а вы продолжите фразу» (добавить подходящие по смыслу слова – родственники к слову «снег»).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю

Дети: (снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые

Дети: (снежинки).

На посёлки, на лужок

Всё снижается

Дети: (снежок).

Вот веселье для ребят-

Всё сильнее

Дети: (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в

Дети: (снежки).

Словно белый пуховик,

Нарядился

Дети: (снеговик).

Рассматривание картины «На горке». Беседа о зимних забавах детей.

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

Дети: зима

Воспитатель: кто изображен на картине и чем занимается?

Дети: на картине изображены дети и они катаются на горке.

Воспитатель: а на чем они катаются?

Дети: они катаются на санках, ватрушках, на ледянках.

Воспитатель: а какое у них настроение?

Дети: веселое, хорошее, радостное…

Воспитатель: ну а сейчас я вам прочитаю рассказ Н. Носова «На горке»

Чему нас должен научить этот рассказ?

+ запоминать последовательность сюжета рассказа (это значит, что надо быть внимательным)

+ замечать как изображает писатель образы героев рассказа?

+ какие новые слова мы узнали из этого рассказа?

+ как герой рассказа управляет своим поведением?

«На горке»

Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

- О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку - бух носом!

- Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

"Что делать?" - думает.

Думал, думал - и придумал:

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

- Вот теперь, - говорит, - скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

- Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.

- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

- Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

- Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

- Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

- Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

- Ну, я не знаю, - говорит Котька.

- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

- Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замерзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

Физкультминутка «Покажи движения» (дети показывают движения, нарисованные на картинке: копать лопатой, катать снежок, катать снежный ком, кататься на коньках, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).

Вопросы по тексту.

Воспитатель:

- Когда я читала вам рассказ, вы, наверное, представляли себе, как всё было. Расскажите, как ребята строили горку. Если бы вы об этом рисовали картинку, что бы вы нарисовали?

- Каким показался вам мальчик Котька? Почему вы так думаете?

- Как трудились дети? Легко ли им было? А какого было Котьке, который работал один?

- Какие части можно выделить в рассказе? Придумайте им названия.

- Как по-другому можно назвать рассказ?

Воспитатель: объясните, как вы понимаете пословицы:

«Любишь кататься, люби и саночки возить»,

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось».

О ком в рассказе можно так сказать? (ответы детей)

Воспитатель: упражнение «Я начну, а вы закончите».

1) был ясный морозный день. Снег и солнце …

Дети: сверкал, искрился, переливался, блестел.

2) Миша сел на санки и поехал с горы

Дети: пулей вихрем, стрелой

3) Санки перевернулись, и мальчик

Дети: шлёпнулся, полетел вверх тормашками

4) Котьке очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился

Дети: не покладая рук, ни разу не присев, старательно, в поте лица.

Воспитатель: вы сегодня очень хорошо поработали. Что вам понравилось в занятии?

Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в форме литературной гостиной. Для старшей группы. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе На тему: Произведения Н. Носова в литературной гостиной. Чтение.

Перспективное планирование в образовательной области «Коммуникации: художественная литература» Коммуникации/художественная литература. Сентябрь. Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09 «Надо ли учиться.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей 5–6 лет. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 16:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о рисовании «Мамин портрет»
Продолжая публикации посвящённые Дню Матери предлагаю посмотреть рисунки моих воспитанников. Мамы у нас получились замечательные добрые и милые, красивые и...
Конспект занятия по аппликации «Букет маме» во второй младшей группе
Уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по аппликации во второй младшей группе " Букет маме". Приближается самый тёплый праздник - День...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая». Задачи: -Приучать детей внимательно слушать стихи о маме. -Вызвать эмоциональный отклик на стихи....
Мастер-класс «Букет для мамы из одноразовых ложек»
День матери - праздник особый, Отмечаем его в ноябре: Зимы ожидает природа, И слякоть ещё на дворе. Но мы дорогим нашим мамам Подарим веселье сердец!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Домашние животные и их...
Тема: «Домашние животные и их детеныши» Цели: расширять представления о животных и их детенышах; развивать мыслительные операции; развивать слуховое и...