МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора народов Южного Урала

Екатерина Якутина
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора народов Южного Урала

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

Программное содержание: закрепить у детей знания о фольклоре разных народов Южного Урала : татарские пословицы, игры; башкирские сказки, пословицы; русские частушки, игры; казахские загадки о животных; учить понимать нравственный смысл сказки, мотивы поступков персонажей, выразительно исполнять роли; развивать диалогическую речь; формировать дружеское отношение и уважение к людям других национальностей.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора народов Южного Урала» размещена в разделах

Оборудование: куклы на конусе в национальных костюмах, атрибуты к инсценировке сказки, платки для игр подвижных, скатерть, блюда национальной кухни, домики, гостинцы от бабушки.

Ход и руководство.

Дети сидят полукругом. В стороне импровизированная улица.

Вот домик небольшой

Дым колечком над трубой

Видно варится обед

И в окошке виден свет.

Загляну – ка я в окошко, кто же здесь живёт? Ребята, здесь живут герои сказки: Асаф и его мама тётушка Аклима. Помните эту сказку? Как она называется? Правильно «Ленивый Асаф». А почему у героев такие имена, Асаф, Аклима? Да потому что это герои башкирской сказки. А что умел делать Асаф? (ответы детей) А что сделала тётушка Аклима, чтобы сын её стал другим? (ответы детей)

Ребята, давайте покажем отрывок из этой сказки. Дети расставляют атрибуты к инсценировке, одевают элементы костюмов (мальчик – тюбетейку, девочка – платок). После инсценировки дети убирают атрибуты на место.

Чему учит эта сказка? Конечно тому, что все люди должны трудиться. Асаф не только научился разным ремеслам, но и пословицы хорошие о труде узнал. Труд человека кормит, а лень портит. У каждого народа есть свои пословицы и поговорки о труде. А вы помните какие-нибудь пословицы? (ответы детей)

Ребята, чуть не забыла, ведь у меня тоже одно небольшое дело есть. Знакомая бабушка Просковья просила передать своим внучатам Маше и Ване гостинцы. Живут они на улице Дружбы, а вот номер дома я не помню, но ничего найдем, правда? Дети встают и идут к импровизированной улице. Подходят к первому домику, стучат. «Выходит» кукла в казахском костюме (ребёнок держит в руке куклу на конусе) – салямат сезбе! Ты кто? Я Карлыгаш, это казахское имя и я поздоровалась с вами по-казахски. Дети давайте поздороваемся с Карлыгаш по-казахски. Карлыгаш, ты не скажешь где живут Ваня и Маша. Ребенок с куклой: - я вас провожу, только вот Акбаша закрою. А кто это Акбаш? Отгадайте мою загадку, узнаете.

«Трав копытами касаюсь

Скачет по степи красавец.

А на нем батыр с камчой

Ветер догоняет – «стой!» (ответы детей)

Карлыгаш, ты наверно любишь загадки загадывать? Да я их много знаю.

Наши ребята тоже загадки любят отгадывать и загадывать. Отгадай наши загадки.

1. Кто на весь аул поёт, о том что солнышко встает. (петух)

2. Хоть зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (верблюд)

3. У кого рога длиннее хвоста. (коза)

Идемте ребята дальше. Дети подходят ко второму домику, стучат. «Выходит» кукла в татарском национальном платье. Исяимэсез! Ты кто? Я Фарида, это татарское имя и поздоровалась с вами по-татарски. Фарида, пойдёшь с нами к Маше и Вани? Ребё нок с куклой: сейчас, только платки возьму для игры. Мы с Карлыгаш, Ваней и Машей всегда в разные игры играем, а сегодня поиграем в «Юрты». Фарида, а мы тоже знаем одну игру с платком. Игра: «Гори-гори ясно».

Ребята, слышите музыка где-то играет. Дети идут к последнему домику. Кукла Карлыгаш: - здесь живут наши друзья Маша и Ваня. Из домика выходят дети в руках куклы в русских костюмах.

Маша: Здравствуйте ребята!

Ваня: Здравствуйте Фарида, Карлыгаш! Дети здороваются!

Маша, Ваня мы пришли передать привет от вашей бабушки Прасковьи и вот эти гостинцы.

Маша: Спасибо большое!

Ваня: Хорошо, что вы сейчас пришли, мы новые частушки учили. А вы знаете какие-нибудь?

Очень много, послушайте!

Выходят четыре девочки и поют частушки.

1. Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре.

2. У меня на сарафане

Петухи да петухи

Когда вырасту большая

Ох, держитесь женихи.

3. Если б не было воды

Не было б и кружки

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки

4. Гармонист устал

Запинаться стал

Дайте крынку молока

Напоите игрока.

Понравились вам частушки?

Ваня: очень, мы таких еще не слышали. А теперь давайте играть.

Маша: давайте в «Юрты» играть! Дети сначала делятся на три группы, потом встают в круг. На полу в разных местах лежат платки, дети идут по кругу и проговаривают слова на татарском языке. По окончании слов бегут к платкам и делают из них «юрты», чья группа быстрее. (играем 2 раза)

Ваня, Маша, а это тоже платок для игры?

Ваня: нет, это бабушка нам скатерть подарила и сказала, чтобы им стол накрывали, гостей привечали и вкусно угощали.

Маша: вот у нас сегодня блины пышные да румяные, сама пекла!

Карлыгаш: а я хочу вас угостить, баурсаком (несёт угощенье)

Фарида: а я сладким чак-чаком!

Дети накрывают стол, ставят угощенье, остальные ребята подходят к столу, пробуют национальные сладости, блины.

Понравилось вам ребята играть с ребятами – жителями этой дружной улицы? Карлыгаш, Фарида, Маша, Ваня и вы к нам приходите в детский сад. Мы будем вас ждать. А нам пора сейчас домой. До свидания. Дети прощаются.

Публикации по теме:

Экскурсия в музей национальной культуры и быта народов Южного Урала в старшей группеЭкскурсия в музей национальной культуры и быта народов Южного Урала в старшей группе Цель:: Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала Программное содержание: --Формировать у детей.

Формирование позитивных отношений между старшими дошкольниками в процессе освоения музыкального фольклора народов Урала «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ УРАЛА» Изучение человеческих.

Интегрированное занятие «Игры народов Южного Урала» Конспект занятия «Словесные игры народов Южного Урала» Время проведения 20 минут. Цель: Формировать знания детей о Южном Урале как о родном.

Конспект по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора в средней группе «В гости к Агафьи» «В гости к Агафьи». Программное содержание: Познакомить детей с жанровым разнообразием малых русских фольклорных форм (песенки, потешки,.

Конспект НОД по ознакомлению с литературой с использованием фольклора «Путешествие по удивительной стране Сказка» «Путешествие по удивительной стране Сказка» Программное содержание: познакомить детей с историей создания сказок; уточнить знания детей.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Стихотворения о зиме»Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Стихотворения о зиме» Задачи: - учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста - развивать образность речи -закреплять.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Автомобиль». Цель: учить внимательно, слушать литературное произведение, понимать его смысл; закреплять знания о разных частях.

Мотивы и песни народов Южного Урала как средство воспитания и образования Мотивы и песни народов Южного Урала как средства воспитания и образования Выполнила: Василега Н. В. – воспитатель I квалификационной категории.

Особенности игр народов Южного УралаОсобенности игр народов Южного Урала Особенности игр народов Южного Урала Выполнила: Василега Н. В. – воспитатель I квалификационной категории МДОУ «Детский сад №166 о. в.».

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с легендами, преданиями и сказами народов Южного Урала Сентябрь Автор и название легенды Задачи. Методы и приёмы. Работа с родителями. 1. Пермяк Евгений Андреевич Легенда о Змее – Полозе. Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора народов Южного Урала
Опубликовано: 28 июля 2017 в 10:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД