Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Беседа о календаре»

Галина Паничкина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Беседа о календаре»

Программное содержание: углублять и систематизировать знания детей о календаре; совершенствовать практические умения пользования календарем; закреплять интерес к астрономии, развивать любознательность; познакомить с разными видами календарей.

Словарная работа: фенология.

Оборудование: схема вращения Земли вокруг Солнца, календарь отрывной, настенный, персонаж Незнайка.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Беседа о календаре“» размещена в разделах

Предварительная работа: разговор о сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», работа с отрывным календарем, знакомство с разными календарями : перекидной, настольный, отрывной, настенный.

Ход занятия.

Загадка о календаре : Под новый год пришел он в дом

Румяным толстым толстяком,

Нос каждым днем терял он вес,

И, наконец, совсем исчез.

- Как вы думаете, что это? (календарь).

- Объясните, пожалуйста, слова «с каждым днем терял он вес».

- А наш календарь тоже исчез? (нет, он похудел).

- Да совсем стал худой, тонкий.

- Дети, что с ним случилось? (каждый день отрываем по одному листочку).

- Сколько же осталось в нем листочков? (мало).

- Кому интересно, потом посчитаете, сколько дней осталось.

- Дети, а теперь обратимся к другому календарю. Посмотрите, все ли кармашки с картинками заполнены? (нет).

- Сколько пустых? (один).

- Что это за кармашек? (декабрь).

- А когда он заполнится? (когда закончится декабрь).

- И что же произойдет? (закончится год и наступит новый год).

- Сколько же времени мы заполняем эти кармашки? (12 месяцев)

Физкультминутка игра «Земля и Солнце».

Дети образуют круг, плотно прижавшись друг к другу, взявшись за руки, поднимают их вверх – это Солнце. По команде воспитателя – «Земля» - вращаясь вокруг себя, совершают круг вокруг Солнца.

- За какой промежуток времени Земля совершает один оборот вокруг Солнца? (один год).

- Кто может показать на схеме, где сейчас находится Земля по отношению к Солнцу?

- А где будет находится Земля, когда наступит весна?. лето?. осень?

- Так какой же путь Земли назвали годом? (когда Земля сделает один оборот вокруг Солнца).

- Иди, Лена, покажи, когда же пройдет один год, если сейчас Земля вот здесь? (на схеме зима).

- А если вот здесь? (на схеме весна).

Так год стал единицей отсчета больших отрезков времени.

- Сколько же в году месяцев? (12).

- Дети, а какие еще единицы времени есть у нас в календаре? (дни, недели, месяцы).

- Иди, Рома, покажи неделю.

- Сколько дней в неделе?

- А когда же кончится неделя, если она началась в среду? (тоже в среду).

- Кто же это докажет? (доказывают).

Незнайка просит помочь ему. Дети подходят к незнайке.

Незнайка: Я собираюсь в гости поехать в пятницу на неделю. Приеду я в пятницу, а когда мне уезжать обратно?

Дети: Тоже в пятницу!

Незнайка: Как в пятницу? В пятницу приеду и в пятницу уеду. Я не успею погостить.

Дети: В пятницу, но только через неделю.

Незнайка: Не понял.

Дети объясняют: От одной пятницы до другой пройдет семь дней – неделя.

Незнайка благодарит детей.

Этот календарь называется солнечным. А есть еще другие календари.

Издавна люди наблюдали за Луной и придумали лунный календарь – он состоит из двенадцати лунных месяцев. Но есть еще один календарь, в нем даются приметы. Его ведут люди такой профессии, как фенологи. Наука фенология о сезонных явлениях в живой и неживой природе, например: отлет птиц, цветение определенных растений и т. п. Фенологи наблюдают, замечают, записывают разные приметы и по этим приметам ведут календарь. Но об этом поговорим в следующий раз.

- А сейчас я вам скажу (чудо). – У каждого есть свой календарь!

- Что это? Как это?

(от дня рождения, до дня рождения; от сентября, до сентября – школьный календарь)

- Так кому же нужен календарь?

- Какие науки помогли в создании календаря? (астрономия, математика).

- Что подсказала астрономия? (как Земля вращается вокруг Солнца).

-Что подсказала математика? (подсчитала, что одинаковое время проходит день и ночь, день и ночь – сутки).

Публикации по теме:

«Космос». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: «Космос». (6-10 апреля 2015 года) Примечание здесь 31 неделя. 1-30 недели. ПЛАНЫ Коммуникация. «Что такое космос…». Программное.

1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик»1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик» 1. Познакомить с обрядами и традициями празднования Пасхи на Руси. Дать представление о том, как люди готовились к празднику, что готовили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Беседа о календаре»
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 19:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД