Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР. «Зимующие птицы».

Вера Власюк
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР. «Зимующие птицы».

Власюк В. Н., учитель-дефектолог, ХМАО, г. Нижневартовск.

Цели:

Коррекционно-образовательная: закрепить знания детей о зимующих птицах;

расширить представления о жизни и поведении зимующих птиц;

активизировать словарный запас детей;

закрепить употребление предлогов НА, ПОД.

Коррекционно-развивающая: развивать произвольное внимание, зрительную кратковременную память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук детей.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование: картонная кукла Незнайка; предметные картинки (зимующие птицы; игрушка микрофон; сюжетная картинка; листы бумаги с контурами зимующих птиц, цветные карандаши.

Ход занятия

I.Организационный момент.

II. Введение в тему.

- Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл Незнайка.

(Выставляется картонная кукла Незнайка).

Вот что рассказал он мне. Смотрел однажды Незнайка по телевизору передачу «Ребятам о зверятах» и услышал там рассказ о том, что не все птицы улетают на зиму в тёплые края. Несмотря на то, что зима у нас холодная, морозная, снежная много птиц остаётся зимовать в родном краю. Называются такие птицы зимующими. Решил Незнайка узнать названия этих птиц. Но никто в Цветочном городе не смог назвать ему этих храбрых птиц. Загрустил Незнайка, но Синеглазка его успокоила и посоветовала ему обратиться за помощью к нам. Вот я и пригласила Незнайку к нам на занятие, потому что сегодня на занятии мы будем говорить о зимующих птицах.

III.Новая тема.

1. Игра «Назови птицу».

- Ребята, я приглашаю вас вместе с Незнайкой рассмотреть картинки, на которых изображены зимующие птицы.

(Дети садятся на стульчики полукругом. Дефектолог демонстрирует предметные картинки с изображением зимующих птиц и дети называют их).

2. Беседа.

-Ребята, кого мы рассматривали на картинках? (Птиц.)

- Почему мы их называем птицами? (Тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост.)

- Почему мы называем их «зимующие птицы»? (Ответы детей).

- Давайте поговорим об условиях жизни птиц зимой. Птицам холодно. Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.)

- Хватает ли им пищи? (Нет, не хватает.)

- Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.)

- Чем мы можем помочь птичкам? (Подкармливать их.)

- Что для этого нужно? (Кормушки.)

- Как нужно следить за кормушками? (Очищать от снега и подсыпать корм.)

3. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Сколько птиц в кормушке нашей…»

(Дети стоят около стульчиков полукругом и выполняют гимнастику для пальчиков.)

Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н. В. Нищева

4. Игра «Что изменилось?»

- Ребята, сейчас вы внимательно посмотрите на картинки. Запомните их. Закройте глаза. По моей команде откройте глаза. Посмотрите опять на картинки. Скажите, что изменилось?

(Игра повторяется несколько раз).

5. Игра «Четвёртый лишний».

- Ребята, мы вместе с Незнайкой будем показывать вам картинки. На каждой картинке нарисовано по четыре птицы. Одна из птиц «лишняя». Вы посмотрите внимательно и ответьте, какая из птиц «лишняя»? Объясните почему.

Синица, воробей, петух, снегирь.

Утка, сорока, гусь, курица.

Дятел, ворона, голубь, индюк.

IV.Физминутка.

Подвижная игра «Летает – не летает».

- Послушайте правила игры: когда я буду произносить названия зимующих птиц – вы бегаете, когда я назову любой другой предмет – вы стоите.

6. Игра «Где сидит птица».

(Выставляется сюжетная картинка «Зимующие птицы в парке»).

- Ребята, посмотрите на картинку. Что там изображено? (Ответы детей). Кого вы видите в парке? (Ответы детей).

Сейчас каждый из вас будет брать в руки микрофон и отвечать на вопросы Незнайки по картинке. Ответы должны быть полными и чёткими.

Первый вопрос Незнайка задал мне.

- Где сидит ворона?

- Ворона сидит на пеньке.

- Где сидит голубь?

- Голубь сидит на снегу.

- Где сидит воробей?

- Воробей сидит под скамейкой.

- Где сидит сорока?

- Сорока сидит на скамейке.

- Где сидит снегирь?

- Снегирь сидит под деревом.

7. Игра «Раскрась и назови».

- Ребята, Незнайка очень любит рисовать, давайте мы нарисуем для него птиц. Садитесь за столы. Для каждого из вас на столе лежит лист бумаги, с нарисованными контурами птиц. Возьмите карандаши нарисуйте по контуру птиц и раскрасьте их.

(Дети рисуют, дефектолог подходит к каждому ребёнку и уточняет название птиц).

V.Итог занятия.

- О каких птицах мы говорили на занятии? Почему они называются зимующими? (Ответы детей).

Положительная оценка деятельности детей со стороны Незнайки.

конспекте использовалась беседа о зимующих птицах из методического пособия И. А. Морозовой, М. А. Пушкарёвой «Ознакомление с окружающим миром» для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.)

Публикации по теме:

Кто лучше знает птиц? Конспект интегрированного занятия в подготвительной группе Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной к школе группе. Викторина «Кто лучше знает.

Птичья столовая. Акция в детском садуПтичья столовая. Акция в детском саду МБДОУ д/с «Радуга» Саратовская область, р. п. Лысые Горы, 2 младшая группа. Воспитатели: Денисова Л. В. Бондаренко Е. Б. акция "Птичья столовая".

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР. «Зимующие птицы».
Опубликовано: 11 октября 2012 в 21:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе «Я — воспитатель!»
Несколько лет назад мне довелось участвовать в конкурсе "Воспитатель года". Тогда конкурс проводился у нас в районе первый раз. И хотя я заняла второе место,...
Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития...
Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка». Как я...
Конспект НОД «Это я, это я, это вся моя семья»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие» Цели • Воспитывать...
Методика исследования уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением...
1. Тесты мотометрической шкалы. ( Озерецкий-Гельнитц, Рычкова Н. А) 2. Обследование мелкой моторики рук ( Гризик Т. И) 1. Тесты мотометрической шкалы (...
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Пушкинский бал».
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе: «Пушкинский бал» Автор: Табакова О. И. Соавторы: Лантухова Е. М, Мансурова С. А. Интеграция...