Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст)

Оксана Алексеевна Бикетина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Кто такие рыбы

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

- познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, обитающих в реках Кубани;

— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Кто такие рыбы?“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными;

— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

— воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Оборудование: игрушки Стрекоза, Черепаха; магнитный плакат по теме «Водоем», магнитные карточки с изображением рыб, «шапочки» - щуки и мальков, настольная игра «Ловись, рыбка».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, беседа об аквариумных рыбках и способах ухода за ними.

Ход занятия:

Звучит легкая мелодия. Появляется Стрекоза.

Воспитатель: Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

Стрекоза: Посмотришь на реку и, кажется в ней

Нет ни малявок, ни окуней.

Только бежит голубая вода, петляя по лугу незнамо куда.

Но если поглубже в нее заглянуть,

Сразу увидишь, что это не так.

Вот под корягою прячется рак,

Карп под колоду забрался,

А это огромная щука плывет, как ракета;

У кручи подмытой на дне хрящеватом

Лещ отдыхает – стоит как лопата,

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи,

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши…

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

Воспитатель: Стрекоза долго кружилась над водой. И тут появляется мудрая Черепаха и предлагает нам отгадать загадку:

Ног нет, а движется,

перья есть, а не летает,

глаза есть, а не мигает.

Кто это?

Дети: Рыба!

Воспитатель вывешивает пластиковый магнитный плакат «Водоем» и выкладывает магнитные карточки с изображением рыб.

Воспитатель: Кто такие рыбы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Где могут жить рыбы?

Дети: В воде, в аквариуме, в речке, в море.

Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Вода проходит через них и обогащает кровь рыб кислородом. Порой случается так, что рыбам не хватает кислорода, и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки. И зимой, когда мороз покрывает водоемы льдом. Чтобы рыб спасти от гибели, рыбаки пробивают во люду лунки, проруби – чтобы рыбы дышали. Поэтому любители зимней рыбалки не только возвращаются домой с уловом, но и помогают рыбкам пережить трудное зимнее время.

Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель: Большинство рыб плавает вперед, волнообразно изгибая тело.

Ребята, а вы слышали такое выражение: «Нем, как рыба»? Но оказывается, что рыбы могут издавать звуки – они то скрипят, то пощелкивают, то словно что-то шепчут. Рыбьи разговоры могут означать разное : и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята, и приглашение к «обеду».

Черепаха: Отгадайте загадку: У родителей и деток вся одежда из монеток.

Так чем же покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений.

А теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери похожее словечко» к слову рыба.

Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

Воспитатель: Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?

Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

Воспитатель: А чем можно поймать рыбу?

Дети: Удочкой, сетью, неводом.

Воспитатель: Рыбу поймали, сварили суп и назвали его ….?

Дети: Уха.

Воспитатель: Верно, и навариста и вкусна, получилась у повара – уха. Открою вам секрет: названий рыб в реке — великое множество, а деток их зовут одним словом – мальки.

Пальчиковая игра «Рыбы».

Десять рыб поймали мы – показать ладони с расставленными десятью пальцами.

В речке плавали они. показать рукой волны.

Лещ, плотва, налим, карась, дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на

Окунь, щука, сом, ерш, язь, другой руке, перечисляя названия рыб.

А десятый угорь был, загибают десятый палец.

Он сорвался и уплыл. Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию.

Воспитатель рассказывая о рыбках выкладывает карточку с изображением данной рыбки (щука, красноперка, линь, сом, окунь, колюшка).

Щуку рыбаки прозвали речным волком. У щуки вытянутое тело и длинная голова с широким ртом. Во рту у щуки очень острые зубы. Щука – хищная рыба. Она нападает на крупных и маленьких рыбешек. Если голодная, утащит на дно утенка или гусенка. Но еще ее называют – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространяться болезням.

Красноперка привлекает внимание своими красными плавничками, поэтому так и называется.

Линь на суше покрывается пятнами, лохмотьями. Эта слизь на нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба и получила такое название.

У колюшки три острых шипа на спинке. Это единственная рыба, которая строит гнезда для своего потомства.

Окунь имеет зеленовато – желтую окраску, на боках 5-9 поперечных черных полос, как в тельняшке. Окраска его делает незаметным среди подводных растений, где он любит скрываться, поджидая добычу. С шумом и плеском, пугая мелкую рыбешку, выскакивает из воды. Окунь будто «чавкает», захватывая ртом воздух, когда гоняется за мальками. Как и щука, окунь любит охотиться из засады, но чаще хватает не молодь, а рыбок покрупнее и постарше. Окунь самая распространенная рыба.

Сома природа наградила длинными усами, которые он использует как приманку, зато у этой рыбы тело голое без чешуи. У сома вытянутое тело, большой рот с острыми зубами. Живут сомы в больших реках с маленьким течением. Взрослые самцы достигают размера от полутора до трех метров и весят больше ста килограммов. Днем они дремлют в илистом дне, а вечером оживляются, важно и неторопливо проплывают вдоль дна, лакомятся лягушачьей икрой, лягушками, мальками или поедают погибшую рыбу. Может сом утащить и утенка. У сомов не много врагов, поэтому они живут долго, до сорока лет.

Черепаха: Давайте теперь посмотрим, каких же рыб могла увидеть в реке стрекоза?

1. Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (сом)

2. Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна. (щука)

3. На дворе зима ли осень, в глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (окуни)

4. Я живу в подводной тине,

Страшна с виду я, небось:

Рот да хвост, а между ними

Три шипа, колющих горсть. (колюшка)

Воспитатель: Рыбки наши хороши, постарайтесь правильно их пересчитать.

Дети: Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок, шесть рыбок.

Подвижная игра «Щука и мальки».

Ведущий становится щукой, который поднимаясь со дна на охоту пытается поймать как можно больше детей мальков.

Черепаха: И на память о нашей встрече я принесла нам настольную игру «Ловись, рыбка». Вы ловите рыбку, называете ее и рассказываете ее особенности.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? А что было для вас трудным?

Занятие закончено.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Старший дошкольный возрастКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Старший дошкольный возраст Задачи: Познавательное развитие: познакомить детей с русской народной сказкой “Сивка-бурка”, дать детям представление о происхождении русских.

Конспект по ознакомлению детей с русским искусством (старший дошкольный возраст) Тема: Русская матрешка Программные задачи: • Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа России;.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старший возраст «Где жизнь — там вода» Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

«Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №10 комбинированного вида» Конспект занятия по образовательной.

Конспект занятия «Экскурсия в музей» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия «Экскурсия в музей» Старший дошкольный возраст Задачи: * Обучающая: учить передавать эмоциональное состояние, свое настроение;.

Примерный конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Старший дошкольный возраст Тема: «Фантазёры и обманщики» Цель: Воспитание доброжелательных отношений. Задачи: - Продолжать знакомить детей с литературным жанром:.

Конспект занятия «Путешествие в мир безопасности» (старший дошкольный возраст) Конспект организованной образовательной деятельности Познавательное развитие Тема «Путешествие в мир безопасности» Старший дошкольный возраст.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Москва-столица нашей Родины» (старший дошкольный возраст) Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения, символике страны. Задачи:.

Конспект занятия «Я и моя семья» (старший дошкольный возраст) Занятие по теме: «Я и моя семья» (старший дошкольный возраст). Задачи: - расширять представление детей о семье; - развивать слуховое и.

Знакомим детей с миром животных (старший дошкольный возраст) В живом общении с природой формируются лучшие качества личности подрастающего поколения: отзывчивость, чуткость, доброе и бережное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 21:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД