Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — Родина моя».

Программные задачи:

- закрепить у детей знания о российском государстве;

-познакомить детей с государственной символикой: флагом, гербом, гимном;

- формировать у детей уважительное отношение к символам страны;

-воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

Предварительная работа: рассматривание географической карты России, альбомов о природе России; беседа на тему: «Где я провел лето»; коллекционирование открыток «Города России».

Словарная работа: Родина, Отчизна, россияне, герб, гимн, государство.

Оборудование: карта России, иллюстрации с изображением герба и флага России, аудиозапись с гимном России, полоски бумаги белого, синего, красного цветов.

Литература: Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Виноградова Н. Ф. Наша Родина, Жуковская Р. И. Родной край.

                              Ход занятия:

На доске висит географическая карта России. Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России.

Воспитатель: Ребята,   занятие сегодня я хочу начать со стихотворения М. Исаковского:

«Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день – как подарок нежданный,

Каждый день – и хорош, и пригож…

Поезжай за моря – океаны,

Но богаче страны не найдешь… »

Воспитатель: Ребята, о чем написал поэт в своем стихотворении? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, о нашей стране. А как называется страна, в которой мы живем? Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:

- В какую группу вы ходите?

- Как называется ваш детский сад?

- В каком городе находится наш детский сад «Теремок»?

- А город Муравленко где находится?

- А где находится Ямал?

Ответы детей.

Воспитатель: Все правильно, значит, мы живем в стране, которая называется Россия! Как называют людей, живущих в России? Ответы детей.

Воспитатель: А вы себя кем считаете? Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, ребята! Россия – наша Родина, отчизна! А мы все – россияне. А Муравленко – ваш родной город, здесь вы родились. Муравленко – ваша малая Родина.

Воспитатель предлагает детям круги Эйлера.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним народные пословицы и поговорки о Родине:

- Родина любимая, что мать родимая.

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- На чужой сторонушке и весна не красна.

- Жить – Родине служить.

Дети повторяют пословицы и с помощью воспитателя стараются раскрыть их смысл.

Воспитатель: Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов.

Воспитатель демонстрирует картину с изображением леса.

Воспитатель: А теперь послушайте рассказ Н. Сладкова «Зеленая тайга».

«Тайга – самый огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

  Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суховатые валежницы цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи - то глаза.

  Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся.

   Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы.

   Там светлые боры – сосняки. Тут темные пятна ельника. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».

Вопросы по содержанию:

- Что такое тайга? Какая она?

- Какие деревья растут в тайге?

- Почему человеку трудно здесь ходить?

- Как автор описал тайгу? В ходе беседы воспитатель объясняет незнакомые слова: валежник, чаща, выворотни, ельник, сосняк, зыбуны-болота.

  Воспитатель: Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек – Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России высоких и красивых гор! В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, алмазы, железную руду. А у нас на Севере добывают нефть и газ.

    У каждой страны есть свои отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, гимн. Они есть и у России. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Российского флага.

Воспитатель: Из каких частей состоит флаг? Дети показывают и называют древко и полотнище.

Воспитатель: Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? Ответы детей.

Воспитатель: Что вам напоминает белая полоса? Ответы детей.

Синяя полоса? А красная полоса? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята! Белая полоса-это белоствольные березы, снег, облака, белые ромашки на лугу. Синяя полоса – это небо, реки, озера, моря. А красный цвет-цвет солнца, огня, тепла.

                         Физминутка

Воспитатель показывает белую полоску бумаги – дети изображают березку, синюю полоску – «реки», бегут друг за другом змейкой, красную полоску – собираются в круг – «солнце».

Воспитатель показывает изображение герба России.

Воспитатель: На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орел. Это символ государства. Посмотрите внимательно на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона, означает победу добра над злом.

    В правой лапе у орла – скипетр, в левой – держава. Показывает крупно нарисованные на альбомных листах державу и скипетр.

Воспитатель: это символы власти, управления государством. Скипетр, жезл – короткая палка, украшенная резьбой, золотом, драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

    Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Как вы думаете, где можно увидеть Государственный герб? Предположения детей.

Воспитатель: На пограничных столбах, на важных документах, на деньгах. Дети рассматривают различные документы с гербовой печатью, монеты, денежные купюры.

Воспитатель: Третий отличительный символ – гимн – это торжественная песня страны. Её граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя, сняв головные уборы. Включает аудиозапись гимна, все встают.

Воспитатель: Что мы сейчас слушали? Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас послушаем стихи о нашей Родине.

Заранее подготовленные дети читают наизусть стихи.

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг,

Сады цветут на юге,

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги…

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.             Н. Забила.   

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца?

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли?

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес?.                                       М. Матусовский.     

                     НАША РОДИНА

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.        Н. Забила.

                     РОДИНА

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!                     З. Александрова

Похожие записи:

Приобщение дошкольников к традициям русской культуры

Воспоминание о лете

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — Родина моя».
Опубликовано: 6 ноября 2011 в 12:44
+4
Голосов: 6
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 4. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад