Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — Родина моя».

Амина Гараева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — Родина моя».

Программные задачи:

- закрепить у детей знания о российском государстве;

-познакомить детей с государственной символикой: флагом, гербом, гимном;

- формировать у детей уважительное отношение к символам страны;

-воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

Предварительная работа: рассматривание географической карты России, альбомов о природе России; беседа на тему: «Где я провел лето»; коллекционирование открыток «Города России».

Словарная работа: Родина, Отчизна, россияне, герб, гимн, государство.

Оборудование: карта России, иллюстрации с изображением герба и флага России, аудиозапись с гимном России, полоски бумаги белого, синего, красного цветов.

Литература: Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Виноградова Н. Ф. Наша Родина, Жуковская Р. И. Родной край.

                              Ход занятия:

На доске висит географическая карта России. Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России.

Воспитатель: Ребята,  занятие сегодня я хочу начать со стихотворения М. Исаковского:

«Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день – как подарок нежданный,

Каждый день – и хорош, и пригож…

Поезжай за моря – океаны,

Но богаче страны не найдешь…»

Воспитатель: Ребята, о чем написал поэт в своем стихотворении? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, о нашей стране. А как называется страна, в которой мы живем? Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:

- В какую группу вы ходите?

- Как называется ваш детский сад?

- В каком городе находится наш детский сад «Теремок»?

- А город Муравленко где находится?

- А где находится Ямал?

Ответы детей.

Воспитатель: Все правильно, значит, мы живем в стране, которая называется Россия! Как называют людей, живущих в России? Ответы детей.

Воспитатель: А вы себя кем считаете? Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, ребята! Россия – наша Родина, отчизна! А мы все – россияне. А Муравленко – ваш родной город, здесь вы родились. Муравленко – ваша малая Родина.

Воспитатель предлагает детям круги Эйлера.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним народные пословицы и поговорки о Родине:

- Родина любимая, что мать родимая.

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- На чужой сторонушке и весна не красна.

- Жить – Родине служить.

Дети повторяют пословицы и с помощью воспитателя стараются раскрыть их смысл.

Воспитатель: Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов.

Воспитатель демонстрирует картину с изображением леса.

Воспитатель: А теперь послушайте рассказ Н. Сладкова «Зеленая тайга».

«Тайга – самый огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

  Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суховатые валежницы цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи - то глаза.

  Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся.

   Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы.

   Там светлые боры – сосняки. Тут темные пятна ельника. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».

Вопросы по содержанию:

- Что такое тайга? Какая она?

- Какие деревья растут в тайге?

- Почему человеку трудно здесь ходить?

- Как автор описал тайгу? В ходе беседы воспитатель объясняет незнакомые слова: валежник, чаща, выворотни, ельник, сосняк, зыбуны-болота.

  Воспитатель: Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек – Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России высоких и красивых гор! В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, алмазы, железную руду. А у нас на Севере добывают нефть и газ.

    У каждой страны есть свои отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, гимн. Они есть и у России. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Российского флага.

Воспитатель: Из каких частей состоит флаг? Дети показывают и называют древко и полотнище.

Воспитатель: Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? Ответы детей.

Воспитатель: Что вам напоминает белая полоса? Ответы детей.

Синяя полоса? А красная полоса? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята! Белая полоса-это белоствольные березы, снег, облака, белые ромашки на лугу. Синяя полоса – это небо, реки, озера, моря. А красный цвет-цвет солнца, огня, тепла.

                         Физминутка

Воспитатель показывает белую полоску бумаги – дети изображают березку, синюю полоску – «реки», бегут друг за другом змейкой, красную полоску – собираются в круг – «солнце».

Воспитатель показывает изображение герба России.

Воспитатель: На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орел. Это символ государства. Посмотрите внимательно на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона, означает победу добра над злом.

    В правой лапе у орла – скипетр, в левой – держава. Показывает крупно нарисованные на альбомных листах державу и скипетр.

Воспитатель: это символы власти, управления государством. Скипетр, жезл – короткая палка, украшенная резьбой, золотом, драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

    Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Как вы думаете, где можно увидеть Государственный герб? Предположения детей.

Воспитатель: На пограничных столбах, на важных документах, на деньгах. Дети рассматривают различные документы с гербовой печатью, монеты, денежные купюры.

Воспитатель: Третий отличительный символ – гимн – это торжественная песня страны. Её граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя, сняв головные уборы. Включает аудиозапись гимна, все встают.

Воспитатель: Что мы сейчас слушали? Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас послушаем стихи о нашей Родине.

Заранее подготовленные дети читают наизусть стихи.

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг,

Сады цветут на юге,

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги…

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.             Н. Забила.   

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца?

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли?

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес?.                                       М. Матусовский.     

                     НАША РОДИНА

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.        Н. Забила.

                     РОДИНА

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!                    З. Александрова

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Воспоминание о летеВоспоминание о лете В некотором царстве,в Российском государстве, за Уральскими горами, Оренбургскими степями жили были дети,мамы,папы и воспитатели. И было.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — Родина моя».
Опубликовано: 6 ноября 2011 в 12:44
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс. Картина в нетрадиционной технике «Страницы»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, предлагаю еще один мастер класс по произведениям Рэя Брэдбери, сегодня меня вдохновила повесть 451 градус по фаренгейту,...
День защитника Отечества
Какой мальчишка не мечтает стать военным? Наши мальчишки тоже мечтают ими быть. В течении двух недель мы говорили с ребятами вели подготовку к этому...
Фотоотчет подготовки к 23 февраля.
Во все времена была и есть такая мужская профессия - Родину защищать. В этот день поздравления принимают все мужчины и мальчики как будущие защитники...
Мастер-класс «Торцевание из гофрированной бумаги»
Техника, которая используется для создания этой работы, называется торцевание на бумаге. Торцевание – работа очень интересная, несложная, но кропотливая,...
Мастер класс «Ботинки» — плетение из газетных трубочек
Уважаемые коллеги, продолжаем тему "плетение из газетных трубочек" и сегодня я представляю вашему вниманию очередной мастер класс по плетению из газетных...