Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему: «Что нам осень подарила?»

Галина Владимировна Васильева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему: «Что нам осень подарила?»

Программные задачи:

Учить детей составлять рассказ с опорой на схему- описание;

соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами.

Закреплять знания детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в фруктовом саду.

Формировать и развивать навыки образования относительных прилагательных от существительных, согласования прилагательных с существительными мужского рода.

Расширить словарный запас по теме «Сад. Огород».

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему: „Что нам осень подарила?“» размещена в разделах

Материал: Схема, карточки к игре «Вкусный компот», мешочек с овощами и фруктами, плетённая корзина с яблоками, дыхательное упражнение «Горячий чай», проектор, ноутбук, лакмусовая бумага, банан, апельсин, лимон, мензурки, клеёнки, восковые мелки, листы с нарисованными геометрическими фигурами.

Ход занятия

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

-– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Осень)

А сколько всего времен года? (4) Какое время года перед осенью, а после? Назовите время года между зимой и летом. Молодцы! Назовите признаки осени.

Стук в дверь. Входит Маша.

Воспитатель: -Здравствуй, Маша, ты почему такая грустная?

Маша: -Здравствуйте, ребята, у нас на огороде выросли какие-то странные овощи, мы не знаем съедобные они или нет. Что нам с ними делать?

Воспитатель: - Маша расскажи подробнее, что же случилось.

Маша читает стихотворение Натальи Кончаловской «Про овощи»

Жил один садовод,

Он развё л огород:

Приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена,

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берёг от холодной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Ни в земле, ни в воде,

Никогда и нигде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук, и репуста.

Сельдерошек поспел,

И мортофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

И мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли

Но решить не могли:

Как нам быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам?.

Или съесть их просто сырыми!

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Маше разобраться, что же за овощи выросли на огороде. Я сейчас буду называть вам название нового удивительного сорта, а вы должны будете сказать из каких овощей он состоит. Например: спаржовник – спаржа и крыжовник. Готовы?

• Огурбуз –огурец и арбуз;

• помидыня – помидор и дыня;

• редисвёкла – редис и свёкла;

• чеслук –чеснок и лук;

• репуста – репа и капуста;

• сельдерошек –сельдерей и горошек;

• мортофель – морковь и картофель;

• баклачок –баклажан и кабачок.

Маша: -Спасибо вам, ребята, за помощь. А не подскажете мне, что можно приготовить из этих овощей? (суп, борщ, пюре, салат, сок, соус) Какие вы все умненькие, а хотите поиграть со мной?

- Все лето я собирала разные ягоды и готовила лакомства для своих друзей. Предлагаю вам угадать, какое варенье я сварила.

Проводится игра «Вкусный компот» (на экране)

Дети внимательно рассматривают баночки, называют сначала изображенный фрукт или ягоду, а далее проговаривают, как называется компот из изображенной ягоды (фрукта).

Маша: -А хотите я вас научу варить компот? Тогда становитесь в круг.

Физминутка «Фрукты»

Будем мы варить компот. (мешают ложкой)

Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (мешают ложкой)

Угостим честной народ. (руки в стороны)

Воспитатель: -Ой, какой у вас получился компот. Я бы его хотела попробовать, но нельзя – он очень горячий. Как же мне попробовать ваш компот? Подскажите. (подуть, остудить при помощи вентилятора, поставить в холодильник, опустить чашку с компотом в холодную воду)

Маша: -Ребята, давайте все вместе подуем и наш компот быстрее остынет. (Проводится дыхательная гимнастика «Горячий чай»)

Воспитатель: Спасибо вам, напоили вы меня вкусным и ароматным компотом. Дети, скажите мне, чтобы на фруктовых деревьях выросли спелые, и сочные плоды, что необходимо деревьям? (Ответы детей, и за каждый правильный ответ в ходе всего занятия, детям выдаётся часть пазла от панно.) Правильно, деревьям необходимы солнце, вода, хорошая земля.

Кто ухаживает за деревьями в саду? ( Ответы детей: люди, садовник, человек.)

Что делает садовник? (Ответы детей.)

Воспитатель дополняет ответы: Обрезает старые засохшие ветки, опрыскивает деревья от различных насекомых-вредителей, поливает фруктовые деревья в засушливое лето, вносит удобрения в почву, рыхлит землю и если нужно, лечит стволы у деревьев. Чем лучше человек будет ухаживать за деревьями, тем богаче будет урожай фруктов.

Маша А я вам принесла мешочек с овощами и фруктами. Хочу вас проверить, сможете ли вы угадать их на ощупь (Проводится игра «Чудесный мешочек»)

Воспитатель. Играть вы умеете, а давайте расскажем теперь про эти овощи Маше. А поможет нам вот эта схема. Воспитатель знакомит детей с каждым условным обозначением. 1. Что это за предмет?

2. Где растет?

3. Какой овощ (фрукт) на вкус. Какой на ощупь?

4. Какой формы овощ (фрукт)

5. Какого цвета?

6. Что можно приготовить из овоща (фрукта)

(Дети составляют рассказы про овощи и фрукты)

Релаксация (звучит спокойная музыка)

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить несколько раз)

Воспитатель: Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их. (Ответы детей.)

Чем похожи лимон, банан и мандарин? (Ответы детей.)

Что у них есть общего? (Ответы детей.) Правильно, мякоть и кожура.

Как вы думаете, от чего защищает кожура эти фрукты? (Ответы детей.) Правильно, от того, чтобы не испортились.

Воспитатель: Неделю назад мы с вами рассматривали эти фрукты: мандарин, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас. Они как-то изменились? (Ответы детей.)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура – она защищает фрукты от порчи.

И что мы видим? Лимон не испортился совсем, мандарин стал немного портиться, а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)

Воспитатель: Хотите узнать, почему так получилось?

У меня есть специальная бумага, она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. (Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.

Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона, мандарина и банана (в марле мякоть).)

Воспитатель: Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей.) Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответы детей.)

Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) А меньше всего где? (В банане.)

Так, почему банан испортился быстрее всех? (ответы детей, правильно, потому, что он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)

Воспитатель:– А сейчас я предлагаю вам выбрать геометрические фигуры любого цвета, размера, формы и с помощью цветных восковых мелков превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков. (Дети приступают к рисованию).

Маша: - Давайте поселим их в нашем домике. (макет) На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём.

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо занимались. Осень так щедра и богата урожаем, что отправила вам еще одну корзинку со сладкими, вкусными и сочными яблоками. Но прежде чем их кушать, нам надо что сделать? (Помыть руки и фрукты). Молодцы!

Маша: - Спасибо вам, дорогие ребята. Вы сегодня хорошо занимались. Осень так щедра и богата урожаем, что отправила вам еще одну корзинку со сладкими, вкусными и сочными яблоками. Но мне пора домой. До свидания!

Воспитатель:

Ну - ка все встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять

Ручками махать.

Все мы дружно занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!

Публикации по теме:

Урок по окружающему миру в 1 классе «Что нам осень подарила?» УМК: «Начальная школа 21 века». Учебный предмет: окружающий мир. Составила Кузнецова Е. Г. Автор учебника, учебных пособий, тетрадей: Н.

Фотоотчет «Что нам осень подарила?».Фотоотчет «Что нам осень подарила?». Осень - самое золотое время года. Она дарит нам много красивых природных материалов: листья, овощи, фрукты, ягоды, цветы. Самое лучшее время.

Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ «Волшебница зима» Программные задачи:  расширить представления детей о характерных признаках зимы; формировать знания об особенностях зимних месяцев; учить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» в средней группе Программное содержание: Расширять знания детей о транспорте. Развивать, речь, внимание, логическое мышление,умение составлять целостное изображение.

Конспект занятия «Что нам осень подарила?» Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов; игры с муляжами, дидактические игры «Домино».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами дидактической игры во второй младшей группе тема: “В гостях у бабушки” Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе на тему «Транспорт» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе на тему «Транспорт» Подготовила и провела: Кардаш Т. Н. Конспект.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему «Тишкины помощники». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему «Тишкины помощники» с использованием методики Марии.

Проектная работа «Что нам осень подарила» Проект - «Что нам осень подарила» (для детей второй группы раннего возраста). Тип проекта: информационно – творческий. Целеполагание: дети.

Проектная работа «Что нам осень подарила» Проект - «Что нам осень подарила» (для детей второй группы раннего возраста). Тип проекта: информационно – творческий. Целеполагание: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему: «Что нам осень подарила?»
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 16:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД