Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы

Людмила Кикина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек.

- формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности;

- формировать представление о России, как о многонациональной стране;

- расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения;

- продолжать знакомить с предметным содержанием окружающего рукотворного мира (наименование, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов);

- продолжить расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;

Развивающие:

- развивать интерес детей, любознательность, воображение, творческую активность, зрительную память;

- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов- определений;

- развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;

- развивать игровую деятельность детей, двигательную активность, мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; закреплять приемы рисования.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей Родине,

- воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

- формировать устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности;

развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие» - Уточнять названия и назначение игрушек, название предметов народной одежды, элементов народного орнамента. Обучать умению вести диалог с педагогом; учить детей согласовывать прилагательные с существительными; продолжать учить внятно произносить гласные и согласные звуки; развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие; помогать доброжелательно общаться друг с другом.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» - Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Развивать способность творческого воображения при восприятии музыки.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»- Развивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности; воспитывать умение слушать друг друга и воспитателя, совместно действовать во время игр.

ОО «Физическое развитие» - учить выполнять игровые действия, способствовать совершенствованию выполнения детьми основных видов движений. Воспитывать интерес к физическим упражнениям; развивать физические качества, соблюдать правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворений песен, считалок, игр, частушек;

Беседа о народных традициях русского и мордовского народа; о мордовских именах девочек и мальчиков;

Рассматривание фотографий с народными игрушками; экскурсия в музей ДОУ, знакомство с куклой в мордовской одежде, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», Разучивание стихотворений песен, считалок, игр, частушек; слушание песен и народной музыки (Русской и мордовской).

Словарная работа: шумбрат, Вирява, деревянная, расписаны на диво, восьмиконечная звездочка, мордовская рубаха- панар, передник – пулай, головной убор - панго.

Оборудование и материалы:

наборы матрёшек : в русском и мордовском костюмах, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, кукла Вирява, кукла в мордовской одежде –Лада, кисти, печатки, гуашевые краски, фонотека «Народная музыка».

Ход НОД:

Воспитатель:

- Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл в гости? Это кукла Лада!

Посмотрите, какая красивая у нее одежда! (воспитатель обращает внимание детей на куклу в мордовской одежде) Здравствуй Лада! (дети здороваются)

- Ребята, Лада мне рассказала, что у неё есть подружки. Отгадайте, что же это за подружки у нашей Ладушки?

Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшки. Ребята, Лада очень соскучилась по своим любимым подружкам, и предлагает нам с вами отправиться вместе с ней в гости к матрёшкам. Хотите пойти? Тогда отправляемся в путь.

Путь не близкий будет, не беда

С музыкой нам весело, хорошо всегда.

(под русскую народную музыку дети идут по дорожке)

Останавливаются на полянке, где «стоят деревья», на пеньке сидит кукла в мордовской национальной одежде Вирява)

Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это хозяйка лесов нашего мордовского края. Зовут ее Вирява. Лада говорит ей «Шумбрат». Давайте и мы поздороваемся с ней по- мордовски.

Дети здороваются с ней.

-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, Вирява не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ей о них?

Дети.

Воспитатель: Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка нравится не только у детям, но и у взрослым.

Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?

Ответы детей.

- Из дерева, молодцы! Значит игрушка-матрешка какая?

Ответы детей.

(Дети хором повторяют слово «деревянная»)

Воспитатель: А наши дети знают стихотворения о матрёшках и сейчас они тебе расскажут их:

Дети читают стихи.

1 ребенок. Матрёшка на окошке, в ярком сарафане

И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

2 ребенок. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.

Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

3 ребенок. Они игрушки знатные, складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель: Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. До свидания, Вирява. (Дети с куклой Ладой идут под мордовскую музыку дальше, останавливаются на другой полянке)

Воспитатель: А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: одна - в русском, другая – в мордовском сарафанах)

Дети рассказывают о матрешках, их одежде.

Воспитатель: Ребята, это матрёшка в русском сарафане. (показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

А, это матрёшка – в мордовской одежде. (показ матрешки) По форме она такая же, как и первая матрешка. У нее тоже фартук и сарафан, но украшена одежда по-другому. Основные цвета: белый, алый, черный, жёлтый. Узор на сарафане - восьмиконечная звездочка, сложный головной убор, шейные и нагрудные украшения. (Элементы одежды рассматриваем: головной убор – панго, мордовская рубаха- панар, передник – пулай, бусы в несколько рядов.)

-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга?

Дети: (по форме, цвету, рисункам на фартуках и сарафанах).

- И у них разные названия. Одна матрёшка - русская, а другая - мордовская.)

-Молодцы! Хоть матрешки и в разных костюмах, но они очень дружные, они никогда не ссорятся. Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?

-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать фотографии матрёшек и подарить каждой матрешке свою. (дети собирают фото матрёшек, игра «Разрезные картинки»)

-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».

- А мы сейчас с вами покажем, что могут матрешки делать.

Физкультминутка «МАТРЕШКИ”

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)

Девчонки озорные - матрёшки расписные, (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)

Вы похожи словно сёстры. (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)

(Дети и кукла Лада под музыку идут дальше и останавливаются на полянке возле домика)

-Посмотрите, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку «выходят» матрёшки)

-Как дружно нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

Вот мы и пришли к матрешкам,

Ложки деревянные,

Матрешечки - румяные.

-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся, рассматривают их, рассказывают какая у них одежда)

- А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек.

-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойдите и соберите матрёшек в русской одежде, а другие дети соберут матрешек в мордовской одежде. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А, которая осталась -

Больше всех перепугалась.

-Молодцы! Нашим матрешкам очень хочется подружиться с другими матрешками. Давайте им подарим подружек-матрешек, сделанных своими руками? Но у них нет ярких сарафанов. Давайте их нарисуем. Дети рассматривают основные элементы мордовского орнамента – галочка, елочка, ромб, крест.

Чем будем расписывать? – подготовленной печаткой и кисточкой.

Вспомним правила рисования: сидеть нужно прямо и удобно; рисовать - аккуратно, кисть держать тремя пальцами, ворс кисти – направлен вниз, в воздухе нарисуем круг, овал, квадрат, маленький кружок, локоть неподвижен, работает только кисть руки, лист неподвижен, рисуем кончиком кисти, печатку держим в левой руке, наносим на нее краску и печатаем узор, не забываем нарисовать матрешке глаза, нос, рот, челку.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело –

Украшай матрешек смело.

(Продуктивная деятельность детей. Звучат народные мелодии) Во время деятельности воспитатель вместе с куклой Ладой рассматривает, подбадривает, хвалит детей, «помогает» при необходимости детям индивидуально.

Вот какие нарядные матрёшки у нас с вами получились.

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение. (Готовые работы вывешиваются на доску декоративными зажимами.)

Вот для вас и подружки готовы!

Мы – мордовские матрешки,

До чего ж мы хороши!

Нас ребята из детсада

Расписали от души!

Анализ детских работ совместно с детьми.

-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек, а еще у них с вашей помощью появилось так много подружек у матрешек. Кукла Лада тоже с нами прощается, ей было с нами очень интересно, она увиделась с матрешками, но ей хочется посмотреть наш детский сад, и она отправляется к ребятам в другую группу. Дети говорят «До свидания» матрешкам и кукле Ладе. Дети «возвращаются» в группу.

Рефлексия.

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы узнали сегодня?

-Какие новые слова узнали и запомнили?

- Что вам понравилось?

Литература:

1. «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., Кондратьева Л. Н., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014;

2. Ольга Дыбина "Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада», 2015;

3. Программа «Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений.

4. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510с.

5. Караковский В. А. Воспитательная система школы. — М., 2004.

6. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.

7. В. Вихляев. Древняя Мордва. Саранск. Издательский центр ИСИ, 2007 год.

8. Т. Комарова. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Издательство Мозаика-синтез. 2009 год.

9.http://bebygarden.ru/kartoteka-stihov-zagadok-pesenok-i-poteshek-o-matreshkah/ © bebygarden.ru

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы «Где живут зверята» Цель: 1. Развивать у детей наблюдательность, видеть красоту природы. 2. Воспитывать доброту к окружающим животным. 3. Формировать умение рассматривать.

«Кто у бабушки живет?» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая». Задачи: 1) Закреплять знания детей о домашних.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень в гости к нам пришла» «Осень в гости к нам пришла» Задачи. Расширять представления детей об изменениях в живой природе осенью (все листья были зелёные, а теперь.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к лесу» Открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру. Выполнила:Панченко Н. И. Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к диким животным» Задачи: 1. Дать представление о диких животных,об их образе жизни,повадках,питании жилищах; 2. Расширить словарь за счет имени существительных.

Конспект итогового комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: закрепить знания и умения у детей в разделах «животный мир» Закрепить и уточнить знания и представления детей о диких животных, птицах,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы «Домашние животные и их детеныши» «Домашние животные и их детеныши». Интеграция образовательных областей :«Познание», «Коммуникация», «Игра». Цель: Развитие познавательного.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей младшей группы «Заюшкина избушка» Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей младшей группы Цель. Совершенствование умения детей пересказывать.

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для второй младшей группы «В гости к бабушке» Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с видами транспорта. Дать обобщающее слово «транспорт». Ввести в активный словарь детей.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Прописи
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы
Опубликовано: 9 апреля 2016 в 13:33
+242Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 150.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о последних пластилиновых картинах ребят из кружка «Пчелка»
Три года я занималась кружковой деятельностью по пластилинографии с детьми группы «Цагда» ( «Сайгачонок». Осталось всего несколько дней и я, расстанусь с...
Ребенок в углу. Консультация для педагогов и родителей
Ни для кого не новость, что когда ребенок не слушается, взрослые зачастую ставят его в угол. Даже существует такой метод успокоения детей — ставить их в...
Мастер-класс «Пион» — из гофрированной бумаги
Для работы понадобиться :гофрированная бумага трех цветов;желтая, красная, зеленая; ножницы, клей-пистолет Из красной бумаги вырезать 10 лепестков, а из...
Использование нетрадиционный техники рисования «Зентангл» в области художественного...
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Характер речевых патологий стал сложнее и имеет комбинированную форму: нарушение речи...
Планирование тематического дня «День Святой Троицы» для детей старшего дошкольного...
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Задачи: образовательные - познакомить детей с православным...