Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»

Та
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»

Подготовила: Воспитатель Демина Т. А. детский сад «Золотая рыбка»г. Кинель

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; процессе выращивания хлеба и его изготовления, о разнообразии хлебобулочных изделий;

Воспитательные: на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу; подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека;

Развивающие: развивать интерес к коллективному труду; Развивать речь детей, активизировать в речи слова (хлеборобы, хлебопеки, ржаной, пшеничный, хлебозавод).

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; объяснение и заучивание поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету форме, вкусу; экскурсия в булочную.

Материалы: мольберт, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч. Платок для завязывания глаз; хлеб (белый, черный, хлебобулочные изделия.

Ход занятия:

I.Орг. момент:

Дети заходят в зал под песню «Отличные пшеничные», здороваются с гостями, садятся на ковер.

II.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а отгадка будет темой нашего занятия.

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед

Вкусней его на свете нет»

Дети: Хлеб.

III. Основная часть:

Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.

Воспитатель:

– Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы еще раз вспомним о хлебе.

– Ребята, а кто знает стихотворения о хлебе?

1. Чтение стихотворений.

Дети читают стихотворения о хлебе:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

«Сеют в поле зерна раннею весной,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья.

Будет урожайной золотая осень».

– Дети читают стихотворение С. Погореловского «Хлеб».

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас

В добрый день, счастливый час!

Воспитатель:

Молодцы. Стихи вы прочитали хорошо. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Ответы детей.

«Хлеб – всему голова».

«Ржаной хлебушко калачу белому дедушка».

«Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной наш отец родной Ребята, а какой рассказ о хлебе мы с вами недавно читали?

Дети: Хлеб.

2. Беседа по литературному произведению:

Воспитатель: Какой хлеб дала мама Грише?

Дети: Вкусный, душистый, с блестящей корочкой.

Воспитатель: Как поступил Гриша, когда его позвали играть?

Дети: Бросил хлеб на землю.

Воспитатель: Почему он так поступил?

Дети: Он наелся и не знал, что делать с хлебом.

Воспитатель: Правильно Гриша поступил?

Дети: Гриша поступил неправильно.

Воспитатель: Почему неправильно?

Дети: Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, всей деревни.

Воспитатель: Как Гриша исправил свою ошибку?

Дети: Отдал хлеб жеребенку.

Воспитатель: А как вы поступили бы на месте Гриши? Ребята, как нужно обращаться с хлебом?

Дети: Бережно Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можешь съесть.

3. Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

Воспитатель: Назови хлеб ласково.

Дети: Хлебушек.

Воспитатель: Крошки хлеба, какие?

Дети : Хлебные.

Воспитатель: Квас из хлеба как называется?

Дети: Хлебный.

Воспитатель: Прибор для резки хлеба.

Дети: Хлеборезка.

Воспитатель: Посуда для хлеба.

Дети: Хлебница.

Воспитатель: Кто выращивает хлеб?

Дети: Хлебороб.

Воспитатель: Кто печет хлеб?

Дети: Хлебопек.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо играли.

4. Беседа «Откуда хлеб пришел»

Воспитатель: Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.

Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе под полотенцем).

Перед детьми картина «На поле».

5. Рассказывание по серии картин:

Воспитатель: Куда мы пришли?

Дети: (На поле.)

Воспитатель: Что видим там

Дети: Трактор пашет землю.

Воспитатель: Для чего он это делает?

Дети: Чтобы земля была мягкая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности.

Землю вспахали, а потом что делают в поле?

Воспитатель: демонстрирует картины, где люди сеют зерна.

– А что нужно для того, чтобы зерна проросли?

Дети: Солнце, вода, удобрения.

Воспитатель:

– Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?

Дети: В колосья.

Дети рассматривают картинку.

Воспитатель: Что здесь изображено?

Дети: Комбайн убирает пшеницу.

Воспитатель: У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они.

– А что дальше делают с колосками?

Дети: Достают зерна – молотят. Это делает специальная машина.

Воспитатель: А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?

– А зачем зерна достают?

Дети: из них делают муку – измельчают.

Воспитатель: А из муки?

Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?

Дети: Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый хлеб – из пшеничной.

IV Физкультурная минутка: психогимнастика «Колоски»

Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.

.

– Какие замечательные колоски у нас выросли!

– Как много муки из них получится! А что можно испечь из муки?

Хлеб, булки, торты, пироги.

Воспитатель: А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?

Дети: В булочной.

Воспитатель: Правильно. Вот и давайте пойдем в булочную!

Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.

– Какие изделия есть в нашей булочной?

Дети: Баранки, сухари, кекс, булки, печенья. Пряники, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный.

6. Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель. Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу. Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу с завязанными глазами.

7. Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь, заходит повар с караваем хлеба в руках. Дети рассматривают его, вдыхают аромат свежеиспеченного хлеба.

Воспитатель: Ребята, для вас сегодня испекли хлебушек. Его называют каравай.

.Хлеб – настоящее богатство нашей страны. Он всегда считался главным блюдом на столе: и в старину без него и за стол не садились. Мы сегодня тоже на обед будем кушать наш каравай. Приятного аппетита.

Литература:

• Л. А. Кондракинская «С чего начинается Родина?» Творческий центр Сфера Москва 2003 год

• Журнал «Воспитатель» №1, 2007 год.

• Программа воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005 год.

• Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005 год.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Творчески-информационный проект «Хлеб — всему голова»Творчески-информационный проект «Хлеб — всему голова» Тема проекта «Хлеб - всему голова» Тип проекта: Творческо - информационный проект Участники проекта: Воспитанники и воспитатели подготовительной.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Головоломки
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 09:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...