Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»

Татьяна Дёмина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»

Подготовила: Воспитатель Демина Т. А. детский сад «Золотая рыбка»г. Кинель

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; процессе выращивания хлеба и его изготовления, о разнообразии хлебобулочных изделий;

Воспитательные: на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу; подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека;

Развивающие: развивать интерес к коллективному труду; Развивать речь детей, активизировать в речи слова (хлеборобы, хлебопеки, ржаной, пшеничный, хлебозавод).

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; объяснение и заучивание поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету форме, вкусу; экскурсия в булочную.

Материалы: мольберт, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч. Платок для завязывания глаз; хлеб (белый, черный, хлебобулочные изделия.

Ход занятия:

I.Орг. момент:

Дети заходят в зал под песню «Отличные пшеничные», здороваются с гостями, садятся на ковер.

II.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а отгадка будет темой нашего занятия.

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед

Вкусней его на свете нет»

Дети: Хлеб.

III. Основная часть:

Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.

Воспитатель:

– Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы еще раз вспомним о хлебе.

– Ребята, а кто знает стихотворения о хлебе?

1. Чтение стихотворений.

Дети читают стихотворения о хлебе:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

«Сеют в поле зерна раннею весной,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья.

Будет урожайной золотая осень».

– Дети читают стихотворение С. Погореловского «Хлеб».

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас

В добрый день, счастливый час!

Воспитатель:

Молодцы. Стихи вы прочитали хорошо. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Ответы детей.

«Хлеб – всему голова».

«Ржаной хлебушко калачу белому дедушка».

«Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной наш отец родной Ребята, а какой рассказ о хлебе мы с вами недавно читали?

Дети: Хлеб.

2. Беседа по литературному произведению:

Воспитатель: Какой хлеб дала мама Грише?

Дети: Вкусный, душистый, с блестящей корочкой.

Воспитатель: Как поступил Гриша, когда его позвали играть?

Дети: Бросил хлеб на землю.

Воспитатель: Почему он так поступил?

Дети: Он наелся и не знал, что делать с хлебом.

Воспитатель: Правильно Гриша поступил?

Дети: Гриша поступил неправильно.

Воспитатель: Почему неправильно?

Дети: Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, всей деревни.

Воспитатель: Как Гриша исправил свою ошибку?

Дети: Отдал хлеб жеребенку.

Воспитатель: А как вы поступили бы на месте Гриши? Ребята, как нужно обращаться с хлебом?

Дети: Бережно Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можешь съесть.

3. Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

Воспитатель: Назови хлеб ласково.

Дети: Хлебушек.

Воспитатель: Крошки хлеба, какие?

Дети : Хлебные.

Воспитатель: Квас из хлеба как называется?

Дети: Хлебный.

Воспитатель: Прибор для резки хлеба.

Дети: Хлеборезка.

Воспитатель: Посуда для хлеба.

Дети: Хлебница.

Воспитатель: Кто выращивает хлеб?

Дети: Хлебороб.

Воспитатель: Кто печет хлеб?

Дети: Хлебопек.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо играли.

4. Беседа «Откуда хлеб пришел»

Воспитатель: Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.

Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе под полотенцем).

Перед детьми картина «На поле».

5. Рассказывание по серии картин:

Воспитатель: Куда мы пришли?

Дети: (На поле.)

Воспитатель: Что видим там

Дети: Трактор пашет землю.

Воспитатель: Для чего он это делает?

Дети: Чтобы земля была мягкая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности.

Землю вспахали, а потом что делают в поле?

Воспитатель: демонстрирует картины, где люди сеют зерна.

– А что нужно для того, чтобы зерна проросли?

Дети: Солнце, вода, удобрения.

Воспитатель:

– Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?

Дети: В колосья.

Дети рассматривают картинку.

Воспитатель: Что здесь изображено?

Дети: Комбайн убирает пшеницу.

Воспитатель: У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они.

– А что дальше делают с колосками?

Дети: Достают зерна – молотят. Это делает специальная машина.

Воспитатель: А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?

– А зачем зерна достают?

Дети: из них делают муку – измельчают.

Воспитатель: А из муки?

Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?

Дети: Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый хлеб – из пшеничной.

IV Физкультурная минутка: психогимнастика «Колоски»

Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.

.

– Какие замечательные колоски у нас выросли!

– Как много муки из них получится! А что можно испечь из муки?

Хлеб, булки, торты, пироги.

Воспитатель: А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?

Дети: В булочной.

Воспитатель: Правильно. Вот и давайте пойдем в булочную!

Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.

– Какие изделия есть в нашей булочной?

Дети: Баранки, сухари, кекс, булки, печенья. Пряники, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный.

6. Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель. Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу. Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу с завязанными глазами.

7. Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь, заходит повар с караваем хлеба в руках. Дети рассматривают его, вдыхают аромат свежеиспеченного хлеба.

Воспитатель: Ребята, для вас сегодня испекли хлебушек. Его называют каравай.

.Хлеб – настоящее богатство нашей страны. Он всегда считался главным блюдом на столе: и в старину без него и за стол не садились. Мы сегодня тоже на обед будем кушать наш каравай. Приятного аппетита.

Литература:

• Л. А. Кондракинская «С чего начинается Родина?» Творческий центр Сфера Москва 2003 год

• Журнал «Воспитатель» №1, 2007 год.

• Программа воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005 год.

• Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005 год.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Творчески-информационный проект «Хлеб — всему голова»Творчески-информационный проект «Хлеб — всему голова» Тема проекта «Хлеб - всему голова» Тип проекта: Творческо - информационный проект Участники проекта: Воспитанники и воспитатели подготовительной.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 09:41
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...
Танец «Ярмарка». Фрагмент осеннего утренника, посвященного Дню Народного Единства.
Еще одним незабываемым моментом на осеннем утреннике стал танец "Ярмарка", представленный танцевальным коллективом "Сафи-данс". Этот танец ребята разучивали...