«Каменный уголь». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Наталья Зюркалова
«Каменный уголь». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: Каменный уголь.

Цели:

1. Познакомить детей со свойствами каменного угля.

2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.

3. Развивать их сенсорные ощущения.

4. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы.

5. Дать представления о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.

6. Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля.

Предварительная работа:

Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы о неживой природе.

Оборудование:

Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, красные флажки, схема добычи каменного угля, салфетки, лупа, сигнальные карточки - схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка.

Ход занятия.

Введение.

-ребята, скажите, что нас окружает? (предметы)

-а еще что? (природа)

-какая бывает природа? (живая и неживая)

-назовите признаки живой природы. (дышит, размножается, растет, двигается, умирает, питается)

-предлагаю вам поиграть в игру: «Живое – неживое»

-я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета, зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы. (солнце, камень, дерево, небо, цветы, вода)

-молодцы, справились.

-дети, вы все знаете мультфильм «Простоквашино», так вот Шарику почтальон Печкин принес посылку от дяди Федора, и он просит помочь нас ему разобраться.

-ну как поможем?

-давайте посмотрим, что в этой посылке? Ребята, да тут письмо, надо его прочитать.

Письмо: «здравствуй Шарик, я знаю, что у вас кончились дрова и тебе нечем топить печь, и тебе жалко рубить деревья, вот я решил послать тебе эту посылку – сюрприз, надеюсь, ты все поймешь, что к чему. Твой друг дядя Федор.»

-ну что ребята, поможем Шарику разобраться, что к чему?

-да тут еще и загадка: с виду неприглядный камень

Он в земле лежит пластами

Чтоб наверх его достать

Надо в шахте побывать

Под землею огоньки

Это в шахте горняки

Молотками отбивают

Этот очень нужный камень.

-что это?

-правильно, это каменный уголь. (показ каменного угля)

-скажите, а каменный уголь, к какой природе относится? (к неживой)

-мы с вами много говорили про каменный уголь, и сегодня мы продолжим работу, и изучим свойства каменного угля, узнаем, как его добывают, как и где использует его человек.

-ребята, а как называются люди, которые все изучают?

-да, ученые.

-вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учеными, давайте наденем шапочки, как знак мудрости.

-я вас приглашаю в нашу лабораторию, для работы. (дети проходят за столы)

-перед вами уважаемые коллеги, все необходимое для работы, посмотрите.

-вот каменный уголь, что вы можете о нем сказать?

-какого он цвета? (черный)

-я как ваш помощник, буду вам помогать, и все найденные свойства буду фиксировать на доске в виде сигнальных карточек.

-уголь твердый или мягкий?

-как вы узнали? (да, нужно на него надавить пальцем)

-гладкий или шершавый?

-блестящий или матовый?

-возьмите его в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили?

-да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.

-коллеги, как вы думаете, а он прочный? Давайте проверим.

Опыт: воспитатель молотком ударяет по каменному углю.

-что произошло? (да, он рассыпался)

-Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.

-как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)

-а теперь возьмите лупу и рассмотрите его.

- Какой он? (бугристый, как дерево)

-а сейчас ученый Иван расскажет нам, что он сам знает про каменный уголь.

Сообщение: «каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения, его основу составляют остатки древних болотистых, погибших растений и деревьев, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф»

-ученый Илья дополнит.

Сообщение: «такой торф лежит много, много лет и потом превращается в каменный уголь»

-уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.

Опыт: «опускаем уголь в воду»

-что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)

-почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)

Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

-а что произошло с углем? (он утонул)

-какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.

-а как вы думаете, уголь растворяется?

-давайте проверим.

Опыт: возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.

-уголь не растворяется.

-правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.

-сейчас ученый Александр расскажет нам о главном свойстве угля.

Сообщение: «каменный уголь хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет для отопления жилых домов, помещений, используется как топливо на заводах и фабриках»

- нужен ли человеку каменный уголь? (из каменного угля получают лаки, краски, используют для получения лекарства, пластмассы, духов, используют как твердое и жидкое топливо)

-а ученый Слава расскажет как добывают каменный уголь.

Сообщение: «добыча каменного угля производится как на поверхности, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты – это глубокие и темные колодцы. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение»

-Данил, коллега продолжите.

Сообщение: «шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в специальные вагонетки и на них перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там грузят в вагоны и везут туда, где он нужен»

-труд шахтеров очень трудный и тяжелый. Их нелегкий труд облегчают специальные машины. (показ картинок)

-давайте посмотрим на карту, а Денис нам расскажет, где находятсязалежи каменного угля.

Сообщение: «у нас есть места, где есть много каменного угля, целые залежи. Недалеко от Москвы – тульское месторождение, в Новокузнецке, на реке Печоре, а еще есть на Украине, в Донецке»

-давайте флажками отметим эти места.

-а теперь уважаемые коллеги, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля, а я запишу, и сделаем вывод, зачем дядя Федор прислал Шарику каменный уголь. И это письмо, и посылку отправим назад в Простоквашино.

-ребята, а Шарик заранее знал, что мы с вами во всем разберемся, и прислал нам в подарок кусочки каменного угля, я вам сейчас их раздам на память о нашем занятии. А вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями.

-всем спасибо за работу.

Публикации по теме:

«Веселые гномики». Игры по сенсорному воспитанию в первой младшей группе«Веселые гномики». Игры по сенсорному воспитанию в первой младшей группе Программные задачи: Находить сходства и различия между предметами,формирования умения называть свойства предметов: большой, маленький,.

Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования «Что мы знаем о каменном угле?» Конспект НОД на тему «Что мы знаем о каменном угле?"[/b] Программное содержание: • Развивать представление детей о богатстве недр Земли,.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Каменный уголь». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 21:21
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...