Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе

Елена Фендрикова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе

"В гостях у хозяюшки"

Программное содержание: расширять представление детей о жизни на Руси, продолжать знакомить с бытом Русского народа, крестьянской избой. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, развивать диалогическую форму речи. Обогащать словарь названиями предметов быта (самовар, ухват, кочерга, печь, лапти, коромысло, чугунок). Упражнять в употреблении простых и сложноподчиненных предложений с союзом: потому что, чтобы. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова (печь, печник, пичурка). Тренировать в правильном употреблении предлогов: на, около, в, за. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, умение анализировать. Воспитывать интерес к народному быту, устному народному творчеству.

Методические приёмы: рассказ воспитателя, художественное слово, рассматривание иллюстраций о предметах быта.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря существительные: изба, самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, лапти, коромысло, хозяюшка, каравай, сундук; глаголы: вышивать, прясть, плести; прилагательные: добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные.

Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о жизни славян, разучивание пословиц о труде.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, иллюстрации и фотографии предметов русского быта (русская печь, русская изба, самовар, ухват, кочерга, коромысло, сито, веник, иллюстрации к пословицам, элементы русского костюма.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в старые времена. Давайте возьмёмся за руки (воспитатель одевает на девочек веночки, на мальчиков кепочки)

Еле – еле, еле – еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише – тише, не бегите,

Карусель остановите.

Вот мы и оказались в горнице, где нас встречает хозяйка

- Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей.

Хозяюшка:

- Здравствуйте, гости дорогие. Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

О добрых, гостеприимных хозяйках народ придумал пословицы.

- Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

Дети:

- Хозяюшек в дому, что оладушек в меду.

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

- Много гостей, много и новостей.

- Умеешь в гости звать, умей и угощать.

Хозяюшка:

- В старые времена темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели русские народные песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали. Старые плели корзины и учили молодых, вышивали, пряли, почти всё делали своими руками. Также долгими зимними вечерами люди резали миски и ложки, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки – всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Любая вещь – всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ, например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи, на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Долгими вечерами старики плели лапти. Лапти - самая распространённая обувь русского народа. Недаром говорится «Лапотная Русь».

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности лаптей внутрь стелили солому, а подшивали подошву конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия левой и правой ноги. Хороший мастер мог за один день сплести две пары лаптей (рассматривание иллюстраций предметов быта – выбрать предметы, которые могли сделать на посиделках).

Издавна русский народ славился трудолюбием, об этом говорили пословицы, которые придумали люди.

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети:

- Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

- Рабочие руки не знают скуки.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хозяюшка:

- Чем же была занята хозяйка в доме?

Дети:

- Хозяйка готовила обед, варила щи, кашу, убирала в доме, ухаживала за домашними животными и растила детей.

Хозяюшка:

- Люди не только трудились, но еще и умели весело играть. Давайте с вами поиграем в русскую игру «Федул».

Физминутка.

Эй, Федул,

Что губы надул?

Эй, Федул,

Что губы надул?

Ты не злись, не сердись,

А ребятам улыбнись. Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит надувшийся Федул.

Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится.

Ты немножко попляши, Дети хлопают в ладоши.

Федул пляшет.

Что нам делать - прикажи!

После песни Федул дает детям задания (поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т. д., которые ребята показывают движениями.

Хозяюшка:

- А какие предметы она использовала, мы отгадаем.

Дети отгадывают загадки и объясняют, почему они так думают (составляют сложноподчиненные предложения с союзом потому что).

Загадки:

Длинная рука чугунок держит за бока (ухват).

Чёрный конь, скачет в огонь (кочерга).

На плечах дуга держит вёдра, в них – вода (коромысло).

Новая посуда, вся в дырках (сито).

Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник).

Стоит толстячок, блестит бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар).

Хозяюшка:

- На столе в избе всегда стоял самовар. Самовар придумали очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала.

Самое главное в деревенской избе – это печь.

Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти половину избы. Говорили: «Без печи, хата не хата». Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды.

- Для чего нужна печь? (составление сложноподчиненных предложений с союзом чтобы)

Пальчиковая гимнастика.

Мы печем пшеничные

Пирожки отличные Движения по тексту: дети изображают лепку пирожков

Кто придет к нам пробовать

Мама, папа, брат, сестра

Пес лохматый со двора

Дети загибаюn пальцы поочередно в кулак, начиная с большого.

Тесто замесили

Сахар не забыли

Тесто скалкой раскатали

Раскатали не устали

Взяли ложку с творогом

Пирожок – за пирожком

Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко

Движения по тексту

Хозяюшка:

- Не зря говорили: «Печь нам мать родная, у печи всё красное лето». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром ее наделял волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для сказок.

- Вспомните русские народные сказки, в которых использовался образ русской печи (Дети называют сказки: «Гуси-лебеди», «По-Щучьему веленью», «Жихарка», «Колобок" и др.)

Лексическое упражнение:

1. Придумать однокоренные слова к слову печь (печник, печурка).

2. Использование предлогов на, около, в, за (за печкой, на печи).

Издавна на Руси строили дома из дерева.

- Как вы думаете почему?

Люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал и одевал. Русский человек рождался в деревянной, бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней (рассматривание иллюстраций домов).

Красивый прочный дом построить трудно. Строили дом не один день, всей деревней. Дома строили рядом друг с другом (рассмотреть наличники, ставни, крышу, их особенности, украшение дома)

- Какие люди строили такие красивые дома? (добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные).

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Дети:

- Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

- Друг познаётся в беде (объясняют значения пословиц).

Хозяюшка:

- Давайте возьмёмся за руки (дети идут по кругу)

Еле – еле, еле – еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише – тише, не бегите,

Карусель остановите.

- Вот мы с вами вернулись домой.

Список использованной литературы

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н. В. Алешина – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.

2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст]/Е. А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. С. 46-49

4. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст]/ А. А. Грибовская – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. – (серия «Вместе с детьми»).

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5. С. 26-31

6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры [Текст]/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с.: ил/(серия: «Из опыта педагога»).

7. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.) / Л. А. Кондрыкинская// Вместе с детьми – М.: ТЦ Сфера, 2044. – 192 с

8. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. [Текст]/ М. Ф. Литвинова – 2-е изд. – М.: Аирис-пресс, 2004. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)

9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие [Текст] / И. Ф. Мулько – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с. – (Программа развития)

10. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей [Текст]/ А. А. Грибовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

11. Нетужилкина Н. М. Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством/ Н. М. Нетужилина// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 5. С. 31-39

12. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. - 208 с.

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М.: Издательство «Альфа», 1993. – 43 с.

Публикации по теме:

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. Ознакомление с родным краем. СентябрьДень города. День освобождения Брянщины. Закреплять знание детьми истории боевой славы родного города,.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 4 октября 2012 в 17:33
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...