Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе по теме: «История жилища человека чудесные превращения»

Наталья Валентиновна Кондратова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе по теме: «История жилища человека чудесные превращения»

Цель – создание условий для развития у дошкольников представлений об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.

Задачи:

• Расширить ориентацию детей в пространстве и во времени;

• Закрепить умение соотносить тип жилища и человека;

• Упражнять в образовании прилагательных от существительных, обозначающих строительные материалы;

• Развивать творческое воображение;

• Закреплять умение составлять из частей целое;

• Формировать коммуникативные качества, дружелюбие;

• Воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков.

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго,

Удач, успехов и везения!

Чтоб обрести сегодня вам

Прекраснейшее настроение!

Я очень рада нашей встречи в этом замечательном доме - в вашем детском саду. Ребята меня зовут Наталья Валентиновна. А как вас зовут? Давайте знакомиться.

Руку дружбы протяни,

Улыбнись и имя своё назови.

(Дети называют свои имена)

Вам интересно узнать, чем мы будем сегодня заниматься? Ответ на этот вопрос вы получите, отгадав загадки.

В нем живёт моя семья,

Туда бегу всегда и я,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом.

Ведь это мой родимый - дом.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней - человек.

Догадались, о чем мы будем говорить?

(Ответы детей)

А кому ещё нужен дом? Дом необходим всем, но самое большое разнообразие у человека. Ещё в древности люди освоили профессию строителя. Увидеть разнообразные дома прошлого нам поможет машина времени.

(Появляется машину времени)

Чтобы она заработала, нужно сказать волшебные слова.

Повторяйте за мною:

Раз, два, три – покружись,

В древнем мире окажись.

Включается машина времени – слайд №1, появляется изображение пещеры – слайд №2.

Вот мы и в древнем мире. А это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?

(Пещера)

Когда - то очень давно на земле не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары и холода, ветра и дождя люди стали искать себе убежище в пещерах.

Но это было не безопасно. Поэтому человек со временем научился строить дома. В ход шли бревна, ветки, камни, глина. Выбор строительного материала зависел от того, где люди жили.

Звучит сигнал машина времени – слайд №3. Появляется изображение иглу – слайд №4.

Мы попали в гости к эскимосам на Крайний Север. Здесь не бывает лета, поэтому снег и лёд никогда не тает. Это дом эскимоса, он имеет очень интересное название - иглу. Скажите, какой материал был использован для её строительства?

(Ответы детей)

Звучит сигнал машина времени – слайд №5. Появляется изображение избы – слайд №6 .

Наше путешествие продолжается. Мы в центре России, где много лесов. Ребята, вы знаете как называется это жилище?

(Ответы детей)

Издревле русские люди славились своей силой и мастерством. Эта изба построена без единого гвоздя. Строили все вместе, дружно. И я приглашаю Вас на строительство. Поднимайся народ – стройка идёт!

Слайд №7 .

Физкультминутка «Строим дом»

Что нам стоит дом построить?

Есть фундамент, можно жить? Нет.

Стены дальше мы возводим,

И в своё окно глядим.

Крыша нас от непогод,

Всех укроет круглый год.

Звучит сигнал машина времени – слайд №8 .Появляется пейзаж Донского края– слайд №9.

Донские сердцу милые пейзажи,

Луга, изгибы берегов крутых.

Эта величественная красота наша Родина. Земля донских казаков. А мы их потомки. Казак- это вольный человек, защитник. А какое жилье должно быть у воина?

(Ответы детей)

Такое, чтобы можно было быстро построить и ежели что, бросить не жалко. Первыми их домами стали землянки.

Появляется изображение землянки – слайд №10.

Как вы думаете, почему они так назывались?

(Ответы детей)

В земле рыли глубокую яму, накрывали ветками и камышом. Позднее жилища казаков изменились. Казаки стали строить хаты.

Появляется изображение хаты– слайд №11.

Эта постройка без фундамента, стены из глины. Крыша крылась камышом или соломой. Но при разливе, такие дома размывало водой, и казаки стали строить более прочные дома - курени.

Появляется изображение двухэтажного куреня -слайд №12.

Те, что жили у реки, ставили двухэтажные. Первый этаж – из камня, чтобы вода не могла повредить курень. Второй - из глины или дерева. Окна с деревянными ставнями, вокруг дома деревянный балкончик. Как вы думаете, для чего?

(Ответы детей)

Появляется изображение одноэтажного куреня -слайд №13.

Казаки, живущие подальше от реки, строили одноэтажные курени, на не высоком фундаменте.

Обратите внимание на панно. Сколько незаселённых мест у Дона. Коли мы потомки казаков, то нам и ставить здесь свои курени.

Сейчас мы будем их строить. Подойдите к столику, на котором изображён тот курень, который у вас на визитке. Вы видите части куреня, из них вы должны создать единую постройку.

Звучит казачья песня

(Дети работают)

А теперь давайте поставим ваши курени вдоль Дона.

Прикрепляют к панно. Звучит сигнал машины времени -слайд №14.

Ребята нас зовёт машина времени. Давайте подойдём. Смотрите снова конверт с заданием. Давайте прочтём. Воспитатель читает письмо: «Поселите каждого человека в тот дом, где он раньше жил. А чтобы он не заблудился, нарисуйте дорожки к его жилью».

Слайд №15.

(Дети работают)

На вашей карточке одному человеку не досталось жилища. Как вы думаете, почему?

(Размышления детей)

Это человек, живёт в наше время. Как же нам быть?

(Предположения детей)

Нам нужно отправиться в настоящее и подобрать дом для современного человека.

(Дети становятся в круг и говорят волшебные слова)

Раз, два, три – покружись.

В настоящем окажись.

Звучит сигнал машина времени - слайд №16.

Слайд №17.

Вот мы и попали в настоящее. Вижу новое задание. Из предложенных фотографий, вы должны выбрать дома для современного человека.

(Дети работают)

Почему вы выбрали эти дома? (построены из современных материалов, мы живём в таких домах….).Обратите внимание, мастерство строителей растёт, материалы для домов становятся прочнее, безопаснее, красивее.

На столе осталось несколько фотографий жилищ человека. Почему вы не выбрали их?

Убираем жилища прошлого. Показываем картинку современного человека.

Теперь этот человек сможет выбрать, из предложенных вами вариантов дом по душе. Фотографию человека мы положим в центре, а вокруг расположим фотографии домов, которые у вас в руках.

Приглашаю Вас поиграть в игру «Лови, бросай, на вопрос отвечай». Я назову строительный материал и брошу мяч, а тот, кто ловит, отвечает какой дом можно построить…

Дом из камня- …. каменный (соломы, дерева, глины, льда, кирпича, снега, стекла, бетона, брёвен).

Звучит сигнал машина времени -слайд №18.

Машина времени зовёт нас в путь. Отправляемся в будущее.

(Дети становятся в круг и говорят волшебные слова)

Раз, два, три - покружись

В будущем окажись!

Звучит сигнал машина времени -слайд №18.

Появляется изображение домов будущего - слайд №19 – 25.

Ребята мы попали на одну из улиц города будущего. Что это? (Находят письмо, воспитатель читает.) Архитекторы этого города просят нас о помощи. Посмотрите, что они нам оставили. Это проект города, по которому мы должны будем построить его. Но есть одно условие. Расположить дома нужно в соответствии с формой и цветом. Приступайте к работе.

(Строят город).

А вы хотели бы жить в таких необычных домах?Я уверена, что каждый из вас построит свой самый фантастический, самый лучший дом.

Звучит сигнал машина времени - слайд №26.

Нам пора возвращаться.

(Дети становятся в круг и говорят волшебные слова)

Раз, два, три - покружись

В настоящем окажись.

Звучит сигнал машина времени - слайд №27.

В путешествии мы были.

Ничего не позабыли?

Руку дружбы протяни,

Что запомнил, расскажи!

Что тебе понравилось в путешествии?

Назови жилище прошлого?

Как называлось жилище казака?

Где казаки ставили свои курени?

В каком доме ты хотел бы жить?

Звучит сигнал машина времени -слайд №27.

Мы получили посылку из будущего. Архитекторам будущего так понравилась ваша работа, что они прислали комические ракеты, на которых вы сможете прилетать к ним гости.

(Подарки)

Публикации по теме:

НОД в старшей группе «Путешествие в историю жилищ людей» .

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш» Цель: закрепить и активизировать в речи детей словарь по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: Обучающие: • Уточнить и закрепить знания.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе по теме: «История жилища человека чудесные превращения»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 19:52
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...