Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Людмила Клычкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

• уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

• расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе;

• уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.

Материал и оборудование:

• веер;

• таз с водой;

• два стакана (один с чистой водой, другой – с газированной);

• небольшие кусочки пластилина;

• бутылочка с воздухом, на которую надет воздушный шарик;

• две ванночки с тёплой и холодной водой;

• стакан с прикреплённым пластилином к его дну листочком бумаги;

воздушные шары;

• игра «Мыльные пузыри».

Предварительная работа: беседа с детьми о значении дыхания в жизни человека; беседа о том, как человек использует воздух.

Ход занятия

Дети с воспитателем встают вокруг столов.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами собрались на занятие-эксперимент. А вот давайте подумаем, что мы сейчас с вами здесь делаем?

(стоим, слушаем, смотрим, двигаем руками)

Прислушайтесь к себе и подумайте, а что мы постоянно делаем – даже когда спим, едим, разговариваем, играем?

(дышим)

Чем мы дышим? (воздухом) Сегодня мы с вами поговорим о свойствах воздуха. Как вы думаете, вокруг нас воздух есть? Его можно увидеть? Потрогать? Вывод: воздух невидим, прозрачен, неосязаем. Посмотрите на предметы, которые находятся на столах. Кто мне скажет, что можно использовать, для того, чтобы доказать, что вокруг нас воздух?

(проводится опыт по наполнению пакетов воздухом).

Ребята, а как вы думаете, воздух может двигаться? Как это можно доказать?

(проводится опыт с использованием вееров).

Как вы думаете, как человек использовал эту способность воздуха двигаться?

(ветер надувает парус; мельница; вертушки; флюгер на крыше)

А ещё воздух имеет способность нагреваться и охлаждаться. Мы с вами можем это почувствовать. Когда воздух на улице очень тёплый? (летом) Когда очень холодный? (зимой) Когда воздух нагревается, он способен расширяться, т. е. занимать больше места. Когда воздух охлаждается, он сжимается, т. е. занимает меньше места. У нас с вами есть две бутылки из-под воды, которую мы пьём каждый день. Одну бутылку мы держали в группе и принесли с собой в зал, а другую мы вчера куда с вами положили? (в холодильник; ребёнок приносит)

Рассматривают обе бутылки, определяют отличия.

Вывод: та бутылка, что находилась в группе, не изменилась. Та бутылка, что лежала в холодильнике, деформировалась. Произошло это потому, что воздух охладился и сжался, изменив форму бутылки.

А вот если сейчас мы с вами эту бутылку нагреем, то, соответственно, нагреется и воздух в бутылке, ему станет тесно, он будет выходить. Давайте это докажем.

(проводится опыт по нагреванию этой бутылки, с предварительно надетым на её горлышко воздушным шариком)

Как вы думаете, как люди используют это свойство воздуха?

(воздушный шар: нагревают – поднимается вверх, охлаждают – начинает спускаться вниз)

Ребята, а вы любите фокусы? Знания о свойствах воздуха позволяют людям своими руками творить чудеса. Сейчас такими волшебниками будем и мы с вами.

(проводится опыт с бумажкой в стакане).

Скажите, а вы любите лимонад и газированную воду? А что в этой воде такого необычного? А откуда в ней берутся пузырьки? Да, это воздух. Сейчас мы с вами проведём необычный опыт. Он будет называться «Пузырьки-спасатели».

(проводится опыт с кусочком пластилина – сначала в стаканчик с простой водой, затем – с водой газированной)

Вывод: воздух легче воды. Как люди используют это свойство воздуха? (надувные круги, лодки)

Мы сегодня с вами провели очень интересную работу. Давайте подведём итоги. О каких свойствах воздуха мы сегодня узнали?

Прозрачный, невидим, неосязаем, сжимается при охлаждении, расширяется при нагревании, легче воды.

А ещё, ребята, воздух поможет нам поиграть. Это мыльные пузыри. Пока это только палочка и мыло, что надо сделать, чтобы появились красивые пузыри? А ещё есть воздушный шарик (тот, что с бутылки). В него можно играть? Почему?

Сюрпризный момент: воспитатель показывает много надувных шаров. Дети играют под музыку, воспитатель и дети надувают мыльные пузыри. В заключении дети дарят шарики гостям.

Эксперименты:

1. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха.

2. Опыт «Пузырьки-спасатели». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда пять маленьких кусочков пластилина (все сразу). Кусочки должны быть величиной с рисовые зёрнышки. Подождать немного и понаблюдать. Объяснить полученные результаты.

3. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на её горлышко воздушный шарик. Поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

4. На дно стакана прикрепить кусочком пластилина небольшой лист бумаги. Перевернуть стакан, опустить его в таз с водой. Лист бумаги остался сухим. Объясните почему.

5. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Выводы:

1. Воздух «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.

2. На пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Газировка содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилина настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, углекислый газ смешивается с окружающим воздухом, а пластилиновые шарики снова идут ко дну, где к ним снова прилипает большое количество пузырьков.

3. Шарик начинает надуваться, потому что газ в шарике согревается и расширяется, воздуху становится в шарике тесно. При нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

4. Воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить лист бумаги. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.

5. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух лёгкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

Публикации по теме:

Фотоотчет открытого занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Воздух вокруг нас»Фотоотчет открытого занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Воздух вокруг нас» Представляю вам фоотоотчет с открытого занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе " Воздух вокруг нас". Данное занятие было проведено.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования. Задачи: • знакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода вокруг нас» Конспект занятия для детей дошкольного возраста (5-7 лет) «Вода вокруг нас» Автор: Кзылбаева Дина Кинесовна, педагог дополнительного образования.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух» (старшая группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух» (старшая группа) Программное содержание: Познакомить детей с понятием "Воздух", пополнить знания детей о воздухе - невидимый. бесцветный. может передвигаться.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Воздух — ты где?» Программные задачи: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад№9 Катерок» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что такое воздух» (старшая группа) Конспект занятия по теме: Что такое воздух?"в старшей группе. Цель: Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наш друг воздух» Технологическая карта организованной учебной деятельности. Средняя группа. Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Творчество».

НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней-старшей группе «Воздух» НОД по познавательному развитию детей в средней –старшей группе «Воздух». Воспитатель:Чекраева Л. Н. Цель:: • Закреплять и уточнять знания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка» Программное содержание. Расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, о воздухе, как о природном объекте; Формировать умение.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воздух вокруг нас»
Опубликовано: 21 марта 2016 в 20:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий выпускного утренника 2018 г
Сценарий выпускного утренника ( Май, 2018г) Выходят 2-е детей -Здравствуйте дорогие наши мамы и папы. -Родные наши бабушки и...
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников. В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает...
Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами...
Создание условий, способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения , поэтому все службы...
Консультация для родителей по формированию лексико — грамматической стороны речи на...
Отгадайте загадку: Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает? Отгадайте загадки, назовите летние месяцы: В тёплый, самый длинный день...
Педсовет Тема «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления»
Педсовет №3 Тема «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления» Форма проведения «Мозговой штурм» 20. 03. 2018 г Ст. воспитатель Фуринова Т. В....