Конспект Занятия по подготовке к обучению грамоте Тема «Беседа о зиме»

наталья щеглова
Конспект Занятия по подготовке к обучению грамоте Тема «Беседа о зиме»

Детский сад «Ручеёк»

Конспект

Занятия по подготовке к обучению грамоте

Тема «Беседа о зиме»

Старшая группа

Провела: Щеглова Наталья

Павловна

Занятие на тему «Беседа о зиме»

Программное содержание:

Продолжать учить детей по слоговому и слитному чтению.

Развивать у детей способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки, фантазию, умение отбирать самое интересное и существенное для описания зимы, поддерживать диалог и развивать монологическую речь.

Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Ход занятия.

Дети к нам на занятие пришли гости. Но какое у нас занятие они не знают. Давайте прочитаем им тему нашего занятия. /Поворачивает карточку, на которой написано «Беседа о зиме»/.

В начале занятия я прочитаю вам рассказ о зиме.

Что нового вы узнали из рассказа?

Молодцы. А вот и сама зимушка-зима пришла к нам в гости.

Посмотрите вот какая она красивая. Что вы видите на картинке?

А что вы можете сказать мне о лесе? (таинственный, неподвижный, спящий, заколдованный, сказочный, снежный)

Чтобы порадовать зимушку, я предлагаю поиграть с ней. Хотите? Тогда вот вам первая игра. Называется «Зимние слова». У меня на этом столе лежат карточки со словами. Среди них есть слова о зиме. Вам нужно прочитать все слова, выбрать те, которые относятся к слову «зима» и выложить их на стол, который находится слева от меня. Молодцы, я вижу, вы справились с заданием. Теперь давайте прочитаем их.

А теперь я дам вам ещё одно задание. Как вы знаете, зима бывает разная. Сейчас вы должны на стол, который находится справа от меня выложить слова, которые расскажут нам, какая она наша русская зима. Карточки лежат вот здесь. Читайте и выбирайте нужные. Молодцы. Давайте почитаем их.

На одной из карточек есть слово «весёлая». Расскажите мне, почему зима весёлая (потому что можно кататься на санках, можно лепить снеговика, бросать друг в друга снежками и т. д)

Конечно, игры со снегом доставляют нам удовольствие и вызывают нас веселье.

Давайте порадуем нашу зимушку ещё одной игрой. Вот здесь вы видите зимнее дерево. Подойдите поближе. Посмотрите, оно стоит голое и скуное. Зима просит украсить его снежинками, но не простыми снежинками, а теми, на которых написаны слова, родственные слову «снег». Хорошо, молодцы!

Сонечка, прочитай слова, которыми вы украсили дерево. Сегодня я хочу сообщить вам, что родственные слова по другому называются однокоренными. Видите, у нашего дерева один корень и от него отходит много слов, родственных слову «снег».

Подойдите ко мне и представьте, что вы снежинки – белые и пушистые

-Утром кот принёс на лапках

Первый снег, первый снег!

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег!

Он кружиться, лёгкий, новый

У ребят над головой.

Он успел латок пуховый

Расстелить на мостовой.

Подул ветер и вы, мои снежинки, полетели по воздуху. Полетели, полетели и легли на землю белым пуховым платком. Вот какой большой получился сугроб у нас. Ветер утих, снежинки успокоились и стали неподвижными.

А мы сейчас давайте пройдём на стульчики и продолжим наше занятие.

Много красивых слов сказали о зиме поэты и писатели. Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения, вы послушаете и запомните, какими словами называет поэт зиму.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, зимушка – зима!

Какими словами поэт говорит о зиме?

Вспомните, как ещё называют зиму поэты и писатели в своих произведениях?

Ребята, а вы бы хотели стать поэтами или писателями?

Хорошо, давайте на несколько минут превратимся в писателей и будем украшать историю, которую я вам приготовила особенными словами.

Готовы. Начинаем.

- Зима пришла словно (хозяйка, волшебница, чародейка, мастерица.)

- Выпал первый снег. Он был (белый, мягкий, пушистый)

- Он украсил землю, как. (ковёр, покрывало, пуховый платок)

- Зима украсила оконные стёкла узорами. Они были (красивые, чудесные, резные, расписные)

- Зимний мир стал похожим на … (сказку, волшебную страну, ледяной мир, дворец из инея и снега)

Вот какой сказочный рассказ мы с вами составили.

Дети, мы с вами сегодня много разговариваем. Скажите, из чего состоит наша речь? (из слов и предложений)

А из чего состоят слова? (Из слогов, букв и звуков)

Чем отличается буква от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звк мы произносим и слышим)

Вспомните, пожалуйста, какие звуки вы знаете? (Гласные и согласные)

То вы можете сказать о гласных, о согласны звуках? * Гласные поются, а согласные нет)

Молодцы. Вы все всё знаете, поэтому я предлагаю вам сделать звуковой анализ слова. Подвиньте к себе карточки, переверните их и прочтите слово. У всех на карточках слово «зима». Хорошо. Начинаем работать. Послушайте меня внимательно. Я произношу слова «З-з-з-з-зима». Назовите первый звук в слове. (з). Расскажите, какой он (мягкий, согласный). Как мы его обозначим (Зелёной фишкой). (Делается полный анализ слова). Молодцы. Мы с вами сделали такую серьёзную работу, которую делают школьники. А сейчас немного отвлекитесь, послушайте мои шутливые загадки и скажите, это правда или нет.

- Теплая зима сейчас, виноград расцвёл у нас

- Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу

- Поздней осенью медведь любит в речке посидеть

- А зимой среди ветвей «га-га-га» соловей

Пока мы с вами развлекались зима приготовила нам задание. Посмотрите, какой она прислала нам конверт. Давайте посмотрим, что в нём? /картинки/

А что же на них изображено? (снежный ком, веник, ведро, сухие ветки, морковь, угольки). Что из этих предметов может получиться? (снеговик). Молодцы, но это ещё не всё. В конверте есть письмо. Прочитай-ка нам его Глеб. (Дорогие дети, я послала вам конверт с моими рисунками. Но рисунки не простые. Они разрезаны на несколько частей. Соберите их, пожалуйста и расскажите, что на них нарисовано). А вот и ваши конверты. Подходите, берите их, составляйте и смотрите, что прислала вам зима. (дети берут конверты, на которых написаны их имена).

Составили? Теперь давайте расскажем, что на них нарисовано.

(составление рассказов по картинкам)

Устали сидеть. Подойдите ко мне. Я хочу предложить вам ещё оно интересное задание. Хотите узнать, что это за задание? (поворачивает доску с кроссвордом). Скажите, что это? Разгадывать мы будем его следующим образом. Мы разделимся на группы по два человека. Каждой группе я дам по одному вопросу. Вы их прочитаете, разгадаете, скажите мне ответ, а я запишу их в кроссворд. Всем понятно. Начинаем выполнять задание.

Молодцы. Дети. Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались? Вам понравилось занятие. А то вам больше всего понравилось? Хорошо. Давайте, проводим наших гостей и скажем им «До свидания».

Анализ занятия

Я хочу сказать, что при подготовке детей к школе занятия по обучению грамоте мы всегда проводим с опорой на развитие речи и познавательного интереса детей. Если у ребёнка будет интерес к занятию, то ребёнок будет обучаться. Это уже давно доказано.

Обучение грамоте я провожу по своей схеме. Сначала знакомлю ребёнка с буквами учу его читать. А уже потом перехожу к звуко – слоговому анализу.

На сегодняшний день программные задачи были составлены с учётом возраста и индивидуальных особенностей моих детей. И я считаю, что мы с ними справились. Часть детей перешли к слитному чтению, некоторые находятся на этапе слогового чтения. Есть и такие дети, которые только усвоили буквы. Это, как и в любой другой группе не все дети одинаковые.

Я считаю, то при подготовке ребёнка к школе, очень большая роль отводится развитию речи. Сегодня, в течении всего занятия, каждый ребёнок развивал свою диалогическую речь, отвечая на заданные им вопросы. Словарный запас детей хороший. В своей реи они использовали эпитеты, сравнения. Ответы были точными, логическими. Пока ещё не все дети умеют соблюдать порядок слов в предложении, но мы над этим работаем.

Самое важное при переходе ребёнка к школе это даже не обучение чтению, а обучение ребёнку монологу. Монолог – это показатель развития ребёнка. Мы этому уделяем много внимания. Вы это видели сегодня, когда дети составляли рассказ по картинкам зимы. Во время монолога ребёнка нельзя останавливать. Можно только предложить ему продолжить свой рассказ. Поэтому я не вмешиваюсь в рассказ ребёнка.

На протяжении всего занятия у детей был интерес. Они хотели заниматься и делали это охотно. При этом происходило развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения и памяти.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект Занятия по подготовке к обучению грамоте Тема «Беседа о зиме»
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 19:39
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Фотоотчёт «Новогодняя галерея»
В нашем дошкольном учреждении есть галерея, которая объединяет новое здание детского сада со старым. Раньше в этой галерее размещались репродукции картин...
Поздравительная открытка для мамы
С древних времен существовал обычай почитания своих матерей. Без матери не может быть жизни. Мать надо беречь, относиться к ней с почтением. В России...