Получи документы

«Сороки». Конспект занятия для старшей группы «Традиции россиян. Русские народные праздники»

Надежда Войнова
«Сороки». Конспект занятия для старшей группы «Традиции россиян. Русские народные праздники»

Программное содержание. Познакомить с традиционными русскими праздниками («Сороки»); учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.

Материал: ленточки для украшения дерева, дерево, печенье в виде птиц, выпечка «жаворонок», изображение птиц «сорока», «жаворонок», иллюстрации с изображением праздников россиян, аудиозапись – пение птиц, фонограмма песни «Калинка-малинка».

Публикация «„Сороки“, Конспект занятия для старшей группы „Традиции россиян, Русские народные праздники“» размещена в разделах

Ход занятия.

- Ребята, я сегодня проснулась от странного звука. Послушайте и скажите что это. (Включаю аудиозапись пения птиц). (Птицы поют).

- Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц? (Из теплых стран, с юга).

- Почему птицы прилетели к нам? (Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло)

- Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая).

- Какие чудеса происходят весной? (Снег превращается в воду, появляются первые цветы-подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля зеленеет от пробивающейся травки).

- Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные)

- Что хорошего в том, что птицы улетают на зиму в теплые края? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых краях насекомые водятся круглый год)

- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги)

- Ребята, а вам нравится слушать как поют птицы? (Да)

- Вам хотелось бы просыпаться под пение птиц? (Да)

Вот для того, чтобы нам было приятно видеть и слушать птиц, наши предки устраивали специальный праздник. А вы любите праздники? (Да)

- Почему? (Люди веселятся, детям покупают угощения, подарки)

- Теперь скажите какие праздники у нас бывают весной? (8 марта, Масленица, Пасха)

- Вы знаете кто такие предки? (Люди, которые жили очень давно)

Наши предки - русские люди - всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А некоторые праздники мы совсем забыли. Вот посмотрите на картинки и скажите, мы так веселимся? (Нет)

Завтра у нас будет праздник, который называется «Сороки». Вы слышали про такой день? (Нет)

В этот день крестьяне считали, на сороки прилетает сорок сороков птиц. Это значит, что в этот день возвращаются птицы из жарких стран домой. Какие птицы у нас возвращаются? (Ласточки, журавли, грачи)

- Как вы думаете, почему день называется «Сороки»? (Ответы детей)

Есть такая пословица «Сорока весть на хвосте принесла». Что она означает? (Ответы детей)

По сказкам считается, что сороки-белобоки очень болтливые птицы. Они первые все видят и знают, и они первые сообщают нам, что птицы возвращаются обратно домой.

Но в некоторых деревнях и городах этот праздник называется «Жаворонок». Как вы думаете почему? (Ответы детей). Жаворонок – одна из первых птиц, которая возвращается домой. В этот день хозяйки пекли из теста булочки и печенья в виде птиц, которые называются «жаворонки» или «жавората». Наши предки считали, что именно жаворонки приносят нам весну.

Физкультминутка.

- Доброе утро! – птицы запели

Добрые люди встают с постели

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

- Вот у меня в руках есть один такой «жаворонок». Посмотрите на него. Его обязательно пекли в виде летящей птицы. А на спине сидел птенчик или 3 яичка. Как вы думаете, что это может значить? (Ответы детей)

Это значило, что жаворонок несет на своих крыльях зарождающую весну. Птенчик – это весна, а 3 яичка – 3 весенних месяца: март, апрель, май. Как вы думаете, что было потом? Хозяйки приготовили «жаворат», а дальше (Ответы детей)

Дальше этих «жаворат» насаживали на палки и отдавали детям. Те бежали на улицу закликать жаворонков, полагая, что они принесут весну. Ребята собирались все вместе, шли по деревне и пели

Жавораточки, красны лапочки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну ясную, весну красную

Нам зима-то надоела:

Весь наш хлебушек подъела,

Всю соломку собрала,

На печь в угол загнала.

- А теперь давайте еще раз послушаем часть заклички

Нам зима-то надоела:

Весь наш хлебушек подъела,

Всю соломку собрала,

На печь в угол загнала.

- Почему зима весь хлебушек подъела? (Кончились зимние припасы)

- Почему зима всю соломку собрала?Кто у нас ест сено? (Корова, коза – они все сено за зиму съели)

_ Почему нас зима на печку загнала? (Зима холодная, мы замерзли, греемся на печке)

А теперь давайте все вместе пропоем эту закличку. (2 раза)

- Зачем «жаворат» на палку насаживали? (Ответы детей)

Считалось, чем выше палка, тем быстрее птицы увидят «жаворонка» и к нам прилетят. Значит, и весна быстрее наступит. Посмотрите на наше дерево. Что с ним случилось? (Оно наряжено)

Вам это дерево ничего не напоминает? Посмотрите на картинку. Здесь дерево чем украшено? (Ленточками)

Вот видите, и наше дерево такое же. Значит у нас один и тот же праздник.

Пока ребята бегали по деревне и закликали птиц, взрослые около своих домов украшали деревьяч таким способом. А одно срубленное дерево ставили на площади среди города или деревни. Деревце обвивали ленточками, вешали на него подарки, сладости и «жаворат». Внизу дерева дети могли снять и съесть печенье и булочки, а наверху оставляли для птиц – угощение. (Включается фонограмма песни «Калинка-малинка») Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

А игры были весенние. Какие русские народные игры вы знаете? («Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Заинька», «Ручеек»)

Каждая игра имеет свое значение. Вот, например, игра в «Ручеек», или «Ворота» это ведь «небесные ворота», в которые восходят и заходят светила – солнце и луна.

А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек» (2-3 минуты)

Раз у нас сегодня праздник, значит должно быть и угощение. Как вы думаете, какое угощение у нас должно быть? (Печенье или булочки в виде птиц)

А почему? (Потому что праздник «Сороки» или «Жаворонки»)

А как будет называться это угощение? («Жаворонки» или «Жавората»)

Молодцы, ребята! (Раздается угощение)

Публикации по теме:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Народные праздники» Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Задачи:.

Проект «Широкая Масленица» Проект. Тема: "Широкая Масленица". Цель: познакомить детей с традиционными русскими праздниками. Задачи: 1. Расширить и углубить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сороки». Конспект занятия для старшей группы «Традиции россиян. Русские народные праздники»
Опубликовано: 18 апреля 2015 в 21:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД