Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Какие бывают басни» для подготовительной группы

Елена Вячеславовна Гращенкова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Какие бывают басни» для подготовительной группы

МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №8 «САЛЮТ»

Конспект занятия

по познавательно- речевому развитию

«Какие бывают басни»

по произведениям И. А. Крылова, Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского

подготовительная группа

воспитатель Гращенкова Е. В.

г. Смоленск

Программное содержание:

• ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образом русской классической литературы – баснями. Дать определение басен и их разновидностями.

• раскрытие и уточнение отрицательных понятий и качеств: лесть, неискренность, лживость, тщеславие, трусость. Отметить наличие в баснях положительных качеств героев – храбрость, честность, смелость, скромность, трудолюбие.

• создать у детей отрицательное отношение к неправильному поведению главных персонажей басен.

развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом.

• активизировать словарный запас детей, пополнять его новыми понятиями и устойчивыми словосочетаниями

• содействовать желанию познания нового

Предварительная работа:

• чтение детям басен разных писателей – И. А Крылова, Л. Н Толстого, К. Д Ушинского с последующим рассматриванием красочных иллюстраций

• знакомство с портретами русских баснописцев

• показ мультфильмов по басням И. А Крылова

• прослушивание аудио записей басен

• знакомство с портретами писателей

• театрализованные постановки

Оборудование:

• детские книги басен различных писателей

• иллюстрации к басням

• диски с мультфильмами и аудио-сказками

• костюмы к инсценировкам, елки

• портреты баснописцев, иллюстрация памятника И. А Крылову и отдельно барельефа памятника

• мольберты

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Они пришли посмотреть на вас и послушать, какие интересные произведения мы с вами теперь знаем. Потому, что на нашем занятии и вы, и наши гости узнают много нового и поучительного. Проходите, пожалуйста, и давайте начнем наше путешествие.

2. Беседа

Ребята, мы с вами читали много разных стихов и рассказов, разбирали смысл различных пословиц и поговорок. Некоторые стихи и потешки мы заучивали наизусть. В последнее время мы с большим удовольствием знакомились с еще одним жанром русской литературы, который называется… басни.

Известно ли вам, друзья, что басни – это один из самых древнейших жанров литературы. Они появились давно в Древней Греции. Впервые этим названием – басня – назвал свои произведения древнегреческий философ и поэт Эзоп. Его басни были необычны для слуха, писались своеобразным языком иносказаний. В них Эзоп высмеивал людские недостатки и подчеркивал достоинства, но не указывал на них прямо, а описывал намеками и загадками.

В других странах в разное время тоже было немало баснописцев. Во Франции был известен своими произведениями Лафонтен, в Англии – Томас Мур. У нас в России, в нашей стране, тоже было много писателей, которые писали басни. И сейчас я приглашаю вас в картинную галерею, где мы все удобно устроимся, побеседуем и познакомимся с некоторыми баснописцами, которые творили и сочиняли свои произведения в нашей стране.

Дети рассаживаются полукругом возле одного из мольбертов

Дети, давайте вначале вспомним, что такое басни? И как отличить басню от других литературных произведений?

*Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т. е написанный простыми предложениями

баснях всегда есть мораль

*басни короткие, их легко читать

Вы сказали, что в баснях всегда есть мораль. А что это такое? Объясните, пожалуйста.

*мораль – это поучение, какой-то совет

*это, когда нам объясняется, как не надо поступать

Скажите, пожалуйста, а кто главные герои в баснях?

*звери, растения, иногда даже предметы

А как ведут себя звери в баснях? Кого представляют на месте зверей?

*звери ведут себя, как люди

*они разговаривают, спорят, ссорятся или мирятся

*на месте зверей обычно представляются нам люди

Как отличить басню от сказки или от стихотворения?

баснях всегда есть звери, они могут быть плохие или хорошие

*есть вывод или поучение

*они короткие, их просто читать

баснях показывается человеческие плохие качества

Скажите, а как мы с вами знакомились с разными баснями?

*читали книги

*смотрели мультфильмы

*рассматривали иллюстрации

Молодцы, ребята! А теперь давайте поближе познакомимся с писателями, которые в нашей стране писали басни. Каких известных баснописцев вы знаете?

*Иван Андреевич Крылов

*Лев Николаевич Толстой

*Константин Дмитриевич Ушинский

Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого писателя. Кто знает, как его зовут?

*Лев Николаевич Толстой

Какие басни Л. Н Толстого мы с вами читали?

*Лев и мышь

*Стрекоза и муравьи

*Два товарища

Как писал свои басни Л. Н Толстой?

*в виде маленького рассказа

Давайте вспомним басню Л. Н Толстого «Два товарища». Представьте, что наши гости не читали этой басни, расскажите ее. О чем в ней говорится?

Кто главные герои?

*дети рассказывают басню по-очереди, отрывками

*главную мысль басни озвучиваем вместе, и делается вывод

Чему учит нас эта басня? Какое отрицательное качество здесь подчеркивает автор? Какое положительное качество?

*высмеивается трусость

*учит быть смелым и храбрым

*учит не бросать друга в беде

Посмотрите на следующий портрет. Знаете ли вы этого писателя? Правильно, это Константин Дмитриевич Ушинский. Какие басни К. Д Ушинского мы с вами читали? Как писал басни этот автор?

*Сила – не право

*Умей обождать

*автор писал свои произведения в виде небольшого поучительного рассказа, очень похожего на сказку

Давайте вспомним басню К. Д Ушинского «Умей обождать». Кто главные герои этой басни? О чем она? Чему учит нас автор, какие качества положительные и отрицательные мы видим в этом произведении?

Дети дают ответы на поставленные вопросы.

Ну, а теперь перейдем к еще одному портрету. Узнаете ли вы этого писателя? Конечно, это Иван Андреевич Крылов. Этот известнейший русский баснописец, который превзошел всех других писателей писавших басни. Какие басни И. А Крылова мы с вами читали?

*Стрекоза и Муравей

*Мартышка и Очки

*Ворона и Лисица

*Лиса и Виноград

*Трудолюбивый медведь

*Квартет

*Лебедь, Рак и Щука

Молодцы, ребята! Назвали вы много басен Ивана Андреевича Крылова. Давайте вспомним некоторые из них. Например, басню «Стрекоза и Муравей». Расскажите, пожалуйста, о чем эта басня? Кто главные герои? Какие они? Чему учит басня?

Кратко разбираем басню.

Чудесная получилась у нас с вами беседа! Вы порадовали меня своими ответами! А теперь наша картинная галерея закрывается, и я предлагаю вам немного прогуляться.

3. Театрализованное представление

Пока мы с вами гуляем я хочу, чтобы вы немного представили себе то время, в котором жили писатели, чьи басни мы читали.

В те времена, в прошлом веке, не было телевизоров, в диковинку было радио и телефоны, книги были очень дороги и не все люди могли их купить. Да и читать очень многие люди не умели. Как же могли писатели и поэты познакомить людей со своими произведениями? Они могли их читать сами на каких то концертах или в клубах. А еще очень популярен в те времена был театр. И посмотреть спектакли могли все желающие, а главное понять их смысл, запомнить и рассказать другим. А хотите ли вы посетить такое небольшое представление в одном богатом доме?

*да

Тогда давайте вспомним, что такое театр? Какие правила поведения в театре вы знаете?

*вести себя надо спокойно

*разговаривать во время представления нельзя

*нельзя ходить во время спектакля

*в конце нужно аплодисментами поблагодарить актеров за представление

Дети переходят на ковер, где как в театре поставлены скамейки. Устроена небольшая сцена, на которой расположены елки обозначающие лес, коврики – полянки. Под одной из телок лежит кусочек сыра (муляж). Двое детей переоблачаются в лисичку и ворону с помощью масок и накидок соответствующего цвета.

Итак, мы с вами в гостиной одного достойного горожанина, где Иван Андреевич Крылов представляет свою басню «Ворона и Лисица». Представление начинается.

Инсценирование басни.

Прекрасно, друзья мои! Понравилось ли вам? Хотите ли вы поставить еще какую-нибудь басню? Мы обязательно это с вами сделаем. А сейчас поблагодарим наших актеров и отправляемся дальше.

4. Прогулка по Летнему саду к памятнику И. А Крылову. Беседа, рассматривание.

А теперь, дорогие мои ребята, я предлагаю вам закрыть глаза. Ваши глазки закрыты, и внимательно слушая меня, вы попробуете перенестись в один очень красивый древний и прекрасный город. Он называется Санкт-Петербург. Он расположен на берегах полноводной реки Невы. Это чудесный город с прямыми улицами, каждая из которых ведет к воде. Это очень зеленый город, в нем много парков и аллей. А еще Санкт-Петербург знаменит своими изумительно красивыми фонтанами. Сейчас мы походим к ограде Летнего сада, так называется один из самых известных парков города. Идем по его зеленым аллеям. Вокруг гуляют горожане. И вот мы вышли на небольшую площадь, на которой стоит необычный памятник. Давайте откроем глаза и присядем на скамейки этого сада, чтобы внимательнее рассмотреть этот памятник.

Дети переходят от ковра ко второму мольберту, на котором расположены иллюстрации памятника И. А Крылова.

Рассмотрим этот памятник. На бронзовом кресле сидит «дедушка Крылов». В руках у него книга или блокнот. Он глубоко задумался о чем-то. Какие мысли приходят к вам, когда вы смотрите на этот памятник?

*возможно, он пишет новую басню

*может что-то увидел и решил записать это

Посмотрите, пожалуйста, на основание памятника. Там на барельефе вы должны заметить кое-что неожиданное.

Детям представляем увеличенное изображение барельефа.

*на барельефе звери

*это герои его басен

Каких знакомых персонажей вы там видите. Назовите их.

5. Викторины

Я вижу, что наша прогулка не прошла для вас бесследно. Вы назвали многих героев басен И. А Крылова. Мне очень приятно, что я смогла удивить вас. Думаю, что когда вы вырастете, вы обязательно захотите посетить город Санкт-Петербург и собственными глазами увидеть все его исторические места, в том числе и памятник И. А Крылову.

А сейчас я хочу, чтобы вы немного отдохнули и поиграли. Готовы? Отлично.

• викторина «Из какой басни фраза»

• игра «Какая это басня по иллюстрациям из разных басен.

6. Заключительная часть

Молодцы, ребята! Наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось, как вы работали на нем, как отвечали, играли и путешествовали! А что вам понравилось?

Но на этом наше занятие не заканчивается. Дело в том, что сегодня утром меня встретила одна очень болтливая Ворона. Она каким-то образом узнала, что у нас с вами сегодня состоится необычное занятие и передала вам небольшой сюрприз. Хотите его посмотреть?

Детям заранее готовится подарок – книга-игра «Лучшие басни для детей» с пазлами и сладкий сюрприз- печенье необычной формы или вида.

Публикации по теме:

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

Отзыв на НОД поречевому развитию с использованием ИКТ по теме: «Игра-путешествие в лес» Отзыв на непосредственную образовательную деятельность речевому развитию с использованием ИКТ по теме: «Игра-путешествие в лес» в 1 младшей.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Сюжетные картинки
  • Животные
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Какие бывают басни» для подготовительной группы
Опубликовано: 11 июля 2013 в 00:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг-начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест — игра «Защитники природы»
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...