Конспект занятия по познавательному развитию «Башкирский мед» (старший дошкольный возраст)

Марина Башкирцева
Конспект занятия по познавательному развитию «Башкирский мед» (старший дошкольный возраст)

Башкирская пчела

Цель: пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел, познакомить детей с башкирской народной сказкой «медведь и пчелы», вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики.

Словарь: бортник, бортничество, улей, рой, соты, вощина и образование прилагательных (липа - липовый, цветы - цветочный и т. д.).

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением природы Башкортостана, разучивание стихов, пословиц о меде, пчелах, беседы на данную тему.

Материал к занятию: фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, как называется наша Республика? (Башкортостан). Чем богата наша Республика? (здесь много полезных ископаемых, природа Башкирии очень красива и богата).

Воспитатель: сейчас я Вам загадаю загадку и тогда, я думаю, вы сразу догадаетесь, с чем пойдет речь на нашем занятии:

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо.

Над цветами летает,

Медок собирает

(Пчела)

Воспитатель: где пчела там и мед, а Башкирский мед славится не только на век страну, но и за ее пределами. Ребята, мы с вами уже знаем, что пчелы, как и живот-ные, бывают дикими и домашними. Это единственные насекомые, которые живу! рядом с человеком и он о них заботится. Давайте представим, что вы - пчелы, и прочтем по ролям стихотворение «Пчелка»

- Где была ты?

- Тут и там.

- Где летала?

- По цветам.

- Что домой ты принесла?

- Мед, - ответила пчела

Сапгир

Далее (воспитатель делит детей на две подгруппы, одна дикие пчелы, другая -домашние). Домашние пчелы расскажут, как им живется рядом в человеком, а дикие расскажут домашним, как живут они.

Ребенок:

К цветку, прокладывая путь, жужжу я так натужно, А ты стремишься увильнуть, руками машешь дружно. Но мне и дела нет до Вас - пришел моей работы час! Я не страшнее волка старательная пчелка.

Воспитатель: пчелки (обращается к домашним пчелам) где вы живете?

Ребенок: мы живем в домике, который называется улей. Его нам сделал человек. В одном улье живет одна пчелиная семья. Летом мы живем на пасеке, где много липы, цветов, подсолнухов — растений медоносов. На зиму нас переносят в теплый подвал, Ухаживают за нами пчеловоды.

Воспитатель: а как живется диким пчелам?

Ребенок: мы живем в дупле. Рой всегда живет в одном месте, зимуем мы в этом же дупле.

Воспитатель: каковы еще ваши отличия?

Ребенок: мы домашние пчелы крупнее диких, и меда носим больше, но болеем чаще. Ребенок: а мы дикие выносливее, мед носим даже в плохую погоду. Летом, когда мь размножаемся (роимся) отделяется новый рой - он находит для себя свободное дупло, иногда нам в этом помогает человек. Он выдалбливает в дереве дупло, и сажает туда новый рой. Такой человек называется - бортник, сбор дикого меда - бортничество.

Ребенок: а нам пчеловод в это время готовит новый улей. И новый рой живет там. Воспитатель: пчелки труженицы, куда - же вы носите свой мед?

Ребенок: нам домашним пчелам, человек вставляет в улей рамки с сотами (ребенок показывает их, мы их растягиваем и носим туда мед.

Ребенок: а мы сами делаем соты.

Воспитатель: кто главный в пчелиной семье? Пчела - матка, она хозяйка улья. Воспитатель: для чего нужен мед?

Ребенок: для нас пчел, это пища, а для человека — мед это ценный продукт питания, г

также лечебное средство от многих болезней.

Воспитатель: пчелки, (обращается к диким) у вас есть враги?

Ребенок: у нас их много - медведь, лесные пожары, а бывает и плохие люди.

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Сбор меда».

Ведущий:

Пчелы в ульях сидят

И в окошко глядят.

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели. Дети бегут друг за другом в одном направлении. При словах ведущего:

Пчела села на цветок

Пьет она душистый сок. Дети садятся, берут с пола карточки с изображением растений медоносов и говоря' какой мед, они собрали (с липы - липовый, с цветов - цветочный и т. п.)

Воспитатель: давайте вспомним пословицы и поговорки о меде и пчелах:

1. Мед собирается по каплям;

2. Пчела приносит и радость и сладость;

3. Любишь мед, люби и хлопоты;

4. Мед исцеляет от многих болезней.

Воспитатель: а теперь милые пчелки, хотите узнать, почему некоторые из вас стал! домашними. А выясним мы это из башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».

Воспитатель: читает сказку.

После прочтения приглашает детей за столы, на чаепитие с медом. Ребенок читает стихотворение.

Труженица пчелка

Вьется над цветком

Нектар в нем собирает

Тонким хоботком.

Свою добычу в улей

Работница - пчела,

Пока не село солнце,

Скорее понесла.

Полосочки на тельце,

Прозрачных два крыла

Попьем мы чаю с медом,

Раз трудится пчела.

Раздает детям травяной чай с медом. Дети пьют чай и наслаждаются его ароматом.

Публикации по теме:

Перспективный план мини-музея «Насекомые» Срок проведения 1 год Тема: "Насекомые" Цель: Познакомить детей с насекомыми,их средой обитания, воспитывать интерес к насекомым, прививать.

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Профессии и труд
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Башкирский мед» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 18:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С новым домом! Оформление участка.
Приветствую всех , кто посетил мою страничку. Эмоции переполняют! Я спешу поделиться с Вами радостью и очень надеюсь , что Вы от души порадуетесь с нами! У...
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....