Конспект занятия по познавательному развитию «Башкирский мед» (старший дошкольный возраст)

Марина Башкирцева
Конспект занятия по познавательному развитию «Башкирский мед» (старший дошкольный возраст)

Башкирская пчела

Цель: пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел, познакомить детей с башкирской народной сказкой «медведь и пчелы», вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики.

Словарь: бортник, бортничество, улей, рой, соты, вощина и образование прилагательных (липа - липовый, цветы - цветочный и т. д.).

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением природы Башкортостана, разучивание стихов, пословиц о меде, пчелах, беседы на данную тему.

Материал к занятию: фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, как называется наша Республика? (Башкортостан). Чем богата наша Республика? (здесь много полезных ископаемых, природа Башкирии очень красива и богата).

Воспитатель: сейчас я Вам загадаю загадку и тогда, я думаю, вы сразу догадаетесь, с чем пойдет речь на нашем занятии:

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо.

Над цветами летает,

Медок собирает

(Пчела)

Воспитатель: где пчела там и мед, а Башкирский мед славится не только на век страну, но и за ее пределами. Ребята, мы с вами уже знаем, что пчелы, как и живот-ные, бывают дикими и домашними. Это единственные насекомые, которые живу! рядом с человеком и он о них заботится. Давайте представим, что вы - пчелы, и прочтем по ролям стихотворение «Пчелка»

- Где была ты?

- Тут и там.

- Где летала?

- По цветам.

- Что домой ты принесла?

- Мед, - ответила пчела

Сапгир

Далее (воспитатель делит детей на две подгруппы, одна дикие пчелы, другая -домашние). Домашние пчелы расскажут, как им живется рядом в человеком, а дикие расскажут домашним, как живут они.

Ребенок:

К цветку, прокладывая путь, жужжу я так натужно, А ты стремишься увильнуть, руками машешь дружно. Но мне и дела нет до Вас - пришел моей работы час! Я не страшнее волка старательная пчелка.

Воспитатель: пчелки (обращается к домашним пчелам) где вы живете?

Ребенок: мы живем в домике, который называется улей. Его нам сделал человек. В одном улье живет одна пчелиная семья. Летом мы живем на пасеке, где много липы, цветов, подсолнухов — растений медоносов. На зиму нас переносят в теплый подвал, Ухаживают за нами пчеловоды.

Воспитатель: а как живется диким пчелам?

Ребенок: мы живем в дупле. Рой всегда живет в одном месте, зимуем мы в этом же дупле.

Воспитатель: каковы еще ваши отличия?

Ребенок: мы домашние пчелы крупнее диких, и меда носим больше, но болеем чаще. Ребенок: а мы дикие выносливее, мед носим даже в плохую погоду. Летом, когда мь размножаемся (роимся) отделяется новый рой - он находит для себя свободное дупло, иногда нам в этом помогает человек. Он выдалбливает в дереве дупло, и сажает туда новый рой. Такой человек называется - бортник, сбор дикого меда - бортничество.

Ребенок: а нам пчеловод в это время готовит новый улей. И новый рой живет там. Воспитатель: пчелки труженицы, куда - же вы носите свой мед?

Ребенок: нам домашним пчелам, человек вставляет в улей рамки с сотами (ребенок показывает их, мы их растягиваем и носим туда мед.

Ребенок: а мы сами делаем соты.

Воспитатель: кто главный в пчелиной семье? Пчела - матка, она хозяйка улья. Воспитатель: для чего нужен мед?

Ребенок: для нас пчел, это пища, а для человека — мед это ценный продукт питания, г

также лечебное средство от многих болезней.

Воспитатель: пчелки, (обращается к диким) у вас есть враги?

Ребенок: у нас их много - медведь, лесные пожары, а бывает и плохие люди.

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Сбор меда».

Ведущий:

Пчелы в ульях сидят

И в окошко глядят.

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели. Дети бегут друг за другом в одном направлении. При словах ведущего:

Пчела села на цветок

Пьет она душистый сок. Дети садятся, берут с пола карточки с изображением растений медоносов и говоря' какой мед, они собрали (с липы - липовый, с цветов - цветочный и т. п.)

Воспитатель: давайте вспомним пословицы и поговорки о меде и пчелах:

1. Мед собирается по каплям;

2. Пчела приносит и радость и сладость;

3. Любишь мед, люби и хлопоты;

4. Мед исцеляет от многих болезней.

Воспитатель: а теперь милые пчелки, хотите узнать, почему некоторые из вас стал! домашними. А выясним мы это из башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».

Воспитатель: читает сказку.

После прочтения приглашает детей за столы, на чаепитие с медом. Ребенок читает стихотворение.

Труженица пчелка

Вьется над цветком

Нектар в нем собирает

Тонким хоботком.

Свою добычу в улей

Работница - пчела,

Пока не село солнце,

Скорее понесла.

Полосочки на тельце,

Прозрачных два крыла

Попьем мы чаю с медом,

Раз трудится пчела.

Раздает детям травяной чай с медом. Дети пьют чай и наслаждаются его ароматом.

Публикации по теме:

Перспективный план мини-музея «Насекомые» Срок проведения 1 год Тема: "Насекомые" Цель: Познакомить детей с насекомыми,их средой обитания, воспитывать интерес к насекомым, прививать.

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Башкирский мед» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 18:02
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...