Конспект занятия по познавательному развитию «Быт старины»

Елена Лобанова
Конспект занятия по познавательному развитию «Быт старины»

Программное содержание:

1. Расширять и углублять знания дошкольников о быте старины.

2. Учить детей рассказывать о старинных вещах, об их назначении и применении.

3. Продолжать знакомство с обычаями и традициями старинного города Торопца, его фольклором.

4. Воспитывать у дошкольников интерес и любовь к родному городу, желание изучить его прошлое.

Предварительная работа:

1. Экскурсия к Древнему Кремлю и на Красный Вал.

2. Экскурсия в краеведческий музей.

3. Целевые прогулки по улицам Советской, Октябрьской, К. Маркса, Красноармейской с целью ознакомления детей с памятниками архитектуры старинного Торопца.

4. Рассматривание альбома и книг о Торопце, фотографий с изображением старого города.

5. Беседы о старинном городе Торопце, о его быте и традициях.

6. Организация музея "Старинные вещи".

Материал:

1. Экспонаты музея "Старинные вещи":

а) изделия из глины: 3 кубанка разной величины, кувшин, сметанник;

б) вещи, сплетённые из лыка: корзинка, сумка, лапти, кусочек лыка; из лозы-лукошко;

в) деревянные вещи: ложки,лопатка,толкушка, сито, решето, рогатка, скалка, солонка, сахарница, рубиха, каталка;

г) утюг на углях;

д) лучина, фонарь со свечкой, керосиновая лампа;

е) прялка и самопрялка, льняная кудель, шерсть овцы.

2. Убранство горницы:

а) стол;

б) вышитые скатерть, салфетки, картина;

в) самовар;

г) печь;

д) ухват;

е) кочерга;

ж) чугунок;

з) берёзовые дрова;

и) шкатулка;

к) лавки

л) половики домотканные ;

м) сундук с сарафанами,рубахами и кокошниками.

3. Стихотворение А. Сарычёва " Сказ о Торопце".

4. Фотография с изображением краеведческого музея.

5. Загадки о самоваре, печи, ухвате и кочерге.

6. Описание праздничного костюма торопчанки.

7. Фотография торопецкого женского головного убора "кика с шишками".

8. Пословицы о феврале.

9. Торопецкая песня "Гуляла княгиня барыня по Торопцу, славному городу".

10. Хоровод "Ах,вы сени, мои сени".

Литература:

1. "Торопец и его окрестности" А. А. Галашевич.

2. "Торопец", составитель Б. С. Лапченко

3. "Торопец:прошлое и настоящее"; сборник очерков, составитель А. Г. Нефёдова.

4. Статьи из газеты "Мой край".

5. Буклет "Торопец".

6. Журнал "Дошкольное воспитание" №5-93г, №1-94г.

7. Журнал "Юный натуралист".

8. Книга "Времена года в русских народных пословицах".

Ход занятия:

Вступительная беседа.

- Дети, как называется город,в котором мы живём?

- Наш город очень древний, скоро ему исполнится 940 лет.

А как он назывался раньше?

- У нашего города было много названий, одно из них-Кривит. Послушайте стихотворение о нашем родном городе.

"Сказ о Торопце". Альберт Сарычёв.

На отрогах Валдая

Возле древних дорог

Милый сердцу Торопец

Рядом с озером лёг.

Он, как старец из сказки,

Очень мудрый, седой,

И церквей старых главки

В синеве над водой.

Был ты воином,город,

На пути у врага.

За тобою-Россия,

За тобою-Москва.

Сколько было пожаров,

Сколько было тревог!

Нашу русскую вольность

Отстоять ты помог!

Зори светлые встали,

Солнце край золотит.

Все истоки России

Наша память хранит.

- Что изображено на этой фотографии?

- Что было раньше в здании музея? (Богоявленская церковь).

- Недавно мы с вами посетили краеведческий музей. Что вы там видели?

- Кто рассказывал вам обо всём этом?

- У нас в группе есть свой маленький музей. Называется он "Старинные вещи". И сегодня мы совершим экскурсию в этот музей, а экскурсоводами будете вы сами.

Экскурсия в музее.

1 витрина: изделия из глины: 3 кубанка разной величины, кувшин, сметанник.

- Как называются эти вещи?

- Из чего они сделаны?

- Где берут глину?

- Что с ней делают дальше?

- Расскажите, как делают глиняную посуду.

- Как называется мастер, изготавливающий эту посуду?

- Боится ли глина огня?

- Что произойдёт, если ударить по кувшинчику?

- Значит какие изделия из глины? (хрупкие).

2 витрина: вещи, сплетённые из лыка-корзинка, сумка, лапти; из лозы-лукошко.

- Из чего сплетено это лукошко? (из лозы).

- А что такое лоза? (ивовые прутья).

- Какое свойство имеют ивовые прутья? (гнуться, но не ломаются).

- Из чего сплетены эти вещи? (из лыка)

- Что такое лыко? Где его брали? (Рассказы детей о том, как раньше заготовляли лыко- "лыко драть")

3 витрина: деревянные вещи-ложки,лопатка,толкушка,сито,решето,скалка,рогатка,солонка,сахарница.

- Из чего сделаны все эти вещи?

- Что это? Для чего? (Рассказы детей о том, как называются вещи, как они применялись в быту)

4 витрина: деревянные рубиха и каталка, металлический утюг.

- Из чего сделаны эти вещи? (из дерева)

- А это что? (утюг)

- Какой он? (металлический)

- Почему деревянные и металлические вещи находятся вместе на витрине?

- Как называются эти вещи?

- Расскажите, как в старые времена гладили рубихой и каталкой.

- Кто может показать?

- Как пользовались утюгом на углях?

5 витрина: лучина, фонарь со свечкой, керосиновая лампа.

- Для чего применялись все эти вещи?

- Как в древности освещали жилище?

- Расскажите, как пользовались лучиной?

- Затем что появилось? (свечи) Как их использовали?

- Давайте рассмотрим фонарь. Кто может рассказать про него?

- А потом появилась. (керосиновая лампа).

- Расскажите, как она применяется.

6 витрина: прялка и самопрялка.

- Что это такое?

- Из чего сделана прялка?

- Кто их делал?

- Как прялка украшена?

- Для чего применялись прялки?

- Что это (льняная кудель)

- Помните, нам показывали в краеведческом музее, как лён мят мелками.

- Кто может показать, как пряли на этой прялке?

- Какие нитки получаются из льняной кудели? (льняные)

- А ещё какие нитки пряли? (шерстяные)

- Из чего?

- Где брали шерсть?

- Зачем нужны были льняные и шерстяные нитки?

- Давайте рассмотрим другую прялку.

- Из чего она сделана?

- Кто делал такие прялки? (мастера)

"Горница".

- Посмотрите, дети, где мы оказались?

- Отгадайте загадку:

"Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит,остепенится -

Пригласит чайку напиться". (Самовар)

-Кто может рассказать, как кипятили воду в таком самоваре?

- А вот ещё загадки?

1. "Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча". (Печь).Зачем она?

2."Кривая собака в печку глядит". (кочерга).

3. "Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает".(ухват) Для чего?

- Что ещё вы видите в горнице? (лавки).

- Давайте сядем на лавки, немножко отдохнём!

- Что это такое стоит в углу?

- Что хранится в сундуке?

- Давайте посмотрим,может там что-нибудь лежит? (В сундуке-сарафаны, кокошники, рубахи-косоворотки.)

- Какую же одежду носили в старину?

- Раньше в моде были сарафаны. Они были разные- из однотонной и цветной ткани, на пуговицах и без них, зимой-на вате.

Послушайте, как выглядел праздничный костюм торопчанки:

"Праздничный костюм торопчанки состоит из парчовой рубахи с украшенными жемчугом оплечьями, сарафана и "сарафанчика", расшитого золотыми нитками. На густом малиновом фоне сарафана ярким пятном выделяются крупные жёлтые цветы, ветки с широкими листьями.

По подолу идёт зигзагообразная золотистая кайма. Торопчанка в народном кокошнике, выполненным из золотых нитей и жемчуга. Костюм дополняют жемчужные серьги и ожерелье из речного жемчуга. Такой нарядный костюм создавался один раз на всю жизнь и передавался из поколения в поколение. "

- Женщины Торопца носили головной убор, который назывался "кика с шишками". Чаще всего на этом кокошнике было 26 шишек, каждая из них была украшена крупной жемчужиной. (показ фотографии)

- Дети, кто из вас помнит, какой сейчас месяц?

- Кто знает русские народные пословицы о феврале?

Пословицы:

1. Февраль зиму замыкает.

2. Февраль сшибает рог зиме.

3. Бури да метели под февраль улетели.

4. В феврале зима с весной встречаются.

5. Февраль - время буйных метелей.

6. Февраль зиму выдувает.

7. Вьюги да метели в феврале налетели.

15 февраля- народный праздник среженье. Верят что в этот день встречаются зима с весной, отсюда и среженские морозы и среженские оттепели. Устраивали в этот день игры. Ребят отправляли с гор кататься,да на добрый рост в снегу валяться.

На этот месяц приходится празднование одного из любимейших народных праздников-масленицы. Чтобы Зима-старуха не гневалась, ушла по-хорошему, и в положенный срок, русский народ издавна устраивали ей пышные весёлые проводы.

Щедро, весело и сытно праздновали масленицу наши предки. С песнями, плясками, с ряжеными и скороходами, с девичьими хороводами и молодецкими играми. И не было в году праздника, равного масленице по размаху и щедрости.

- Кто из вас был на масленице?

- Что вы там видели?

- Что пекут на масленицу?

- Да, главную роль в русской масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.

- В старину в Торопце устраивали посиделки. Что это такое?

- На посиделки в будни приходили женщины с работой: пряли, шили, вышивали, в праздники без неё. На посиделках пели песни и водили хороводы. В песнях рассказывалось о былом величии Торопца, его славном прошлом. Песни были и радостные и грустные, свадебные, урожайные, колыбельные. Вот одна из старинных торопецких песен:

"Гуляла княгиня барыня

По Торопцу, славному городу.

Пригулялась ко воротничкам,

Ко воротам досчатым,

Ко верьем точёным,

К колечкам золочёным.

К домику высокому,

К крылечку кручёному,

К сеням переходчатым. "

- Дети, а мы с вами знаем русский хоровод о сенях.

(дети исполняют хоровод "Ах, вы сени,мои сени".)

Итог занятия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия.

Понравилась ли она вам?

- Что вас заинтересовало?

- Что нового вы узнали?

- Все вы много знаете о старинных вещах,все были хорошими экскурсоводами.

Публикации по теме:

Презентация «Русская народная культура» Данная презентация является наглядным пособием к конспекту НОД "Русская народная культура" для детей старшего дошкольного возраста, предписанного.

Примерный перспективный план работы по теме «Знакомство с родным городом» Цель: Закреплять знания детей о родном городе Архангельске, дать представление о том, что в городе много улиц, учить называть улицу, на.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Быт старины»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 23:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День Матери в первой младшей группе. Фотоотчёт.
День Матери в первой младшей группе. Фотоотчёт. 30 ноября в первой младшей группе в детском саду №48 города Апатиты Мурманской области прошёл...
Тема: «Безопасность на дороге»
Программное содержание: Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать...
Создание условий для сенсорного развития детей.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной...
Мастер-класс «Новогодняя елочка из фольги и картона»
"Серебряная елочка" Продолжается мода на новогодние поделки своими руками. На каждом прилавке магазина, на офисном столе можно теперь заметить...
Дидактическая игра «Покорми животных», сделанная своими руками. На радость маленьким...
Дидактическая игра для младших дошкольников ДОУ «Покорми животных» Цель: Закреплять знания детей о животных ( что они едят, развивать мышление, внимание,...