Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»

Вера Пермякова
Конспект занятия по познавательному развитию «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»

Что значат наши имена.

О происхождении фамилий.

Программное содержание.

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали. Формировать у детей представление о происхождении фамилий, Закреплять знание своего отчества; имен и отчеств родителей. Расширять и закреплять представление о родственных взаимоотношениях. Вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям: объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Что значат наши имена… О происхождении фамилии“» размещена в разделах

Развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы, воспитывать интерес к прошлому.

Оборудование.

Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; иллюстрации из книги: персонажи сказки;

картинки на темы: «Моя семья», «Древние поселения», портрет А. С. Пушкина.

Предварительная работа.

В качестве домашнего задания предложить детям уточнить полное имя своих родных – дедушки, бабушки, отца и матери.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Время года, месяц, день недели.

-Ребята, садитесь поудобнее, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся. (Ответы детей.)

II Основная часть.

Часть 1.

-Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки у каждого из нас есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Догадались, что это? Это имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей, Людмила (людям милая, Надежда, Вера, Любовь – все это древнерусские имена. И сейчас каждое имя что-то означает. Например, мальчика назвали Виктор – это значит Победитель, а имя девочки София значит Мудрая.

-По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека еще есть отчество и фамилия.

Воспитатель спрашивает у детей, как зовут их родителей, бабушку, дедушку, как будут звать их самих, когда они будут взрослыми.

-К человеку можно обращаться по имени и на «ты» (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «Вы» (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей – невежливо. Именно поэтому всегда помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.

-А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? (Предлагает детям разные варианты обращения по имени : Лена, Леночка, Елена; Игорь, Игорек; Таня, Танечка, Танюша, Татьяна.)

Игра «Обратись по имени».

1)-Лена, тебе тяжело застегнуть пуговицу? Попроси Игоря помочь. Как ты это сделаешь? Как ответит Игорь?

2)-Таня, у тебя нет зеленого карандаша, а у Вити есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? Что ответит тебе Витя?

3)-У Маши в руках кукла. Свете очень хочется поиграть с ней. Света, обратись к Маше, попроси куклу. Как ответит Маша?

-Молодцы, ребята, вежливо, ласково и по имени обращаетесь к сверстникам.

Упражнение на дыхание.

-Устали? Восстановим дыхание.

Дифференциация ротового и носового дыхания: а) вдох и выдох через нос; б) вдох и выдох через рот; в) вдох через нос, выдох через рот; г) вдох через рот, выдох через нос.

-Это книга замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена : Незнайка, Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, доктор Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?

-А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги. Это – стихи, которые сочинил Незнайка о своих друзьях.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

-Понравились вам стихи? Если не понравились, то почему? А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно.

-Итак, родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то обозначает.

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

наших пальчиков тоже есть имена.

5 пальцев на руке своей

Назвать ты правильно сумей.

Этот пальчик боковой, (су-джок,

Называется большой. массировать

Этот пальчик – указчик старательный, пружиной

И называется он указательный. называемый

Этот пальчик как раз посередине, палец)

Средний - даю ему имя.

Совсем как в семье – братец младший, любимчик,

По счету он пятый, зовется мизинчик.

Часть 2.

-Ребята, сейчас я задам вам очень интересный, но довольно трудный вопрос. Сумеете ответить? Кто знает свою фамилию? Назовите. Трудный вопрос? Нет? Тогда слушайте следующий. Откуда взялись фамилии? От папы и мамы. Это, конечно, правильно. Очень часто в одной семье у всех ее членов – у мамы, папы, детей – одинаковая фамилия. Ну а у мамы и у папы откуда взялась фамилия? А у дедушки и у бабушки откуда? Тоже от их родителей. А вообще – у всех людей?

-Ведь нет же такого человека, у которого не было бы фамилии. У всех она есть. Трудный вопрос? Трудный, но постараемся найти на него ответ. Давным-давно, когда на Земле людей еще было не очень много и жили они племенами или небольшими селениями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Посмотрите на эту картинку. Вот здесь живет Иван, а здесь Данило, а вот в этом домике на горе – Марья. А если окажется, что в деревне живут два Ивана? Тогда про одного скажут, что это Иван – сын Никиты (Никитин, а тот Иван – Иванов сын.

-Со временем людей стало больше, да и поселения их разрастались. Труднее стало различать людей. Думали… и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек: Иван Иванов, Иван Никитин, Марья Нагорная, Дарья Рукодельная (обращает внимание на картину). Фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него оставалась. Давайте попробуем определить, кем были ваши предки (предки – это те, кто жили очень давно и от которых идет ваш род). Леша, как твоя фамилия? (Кузнецов). Дети, как вы думаете, кем были его предки? Наверное, был в роду кузнец. Это очень интересно. Леша, а кем работает твой папа? Он программист, работает на компьютере. Вот видите, папа Леши не кузнец, но фамилия к нему пришла от далекого родственника, который прославился кузнечным мастерством. А компьютеров тогда еще не было. (Очень хорошо на примере еще какой-то фамилии, ясной детям по семантике, рассмотреть ее происхождение : Трифонова, Данилов.)

Физкультурная минутка.

-Расскажем, как называются наши руки.

Это левая рука, это правая рука.

Слева – тихая дубрава, справа – быстрая река.

Повернулась я, и вот стало все наоборот:

Справа – тихая дубрава, слева – быстрая река.

Неужели стала правой моя левая рука?

-Посмотрите на портрет. Кто узнал этого человека? Это наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. От кого к нему пришла такая фамилия? А был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был очень громкий. За такой голос прозвали его «Пушкой». Вот и появилась фамилия – Пушкин.

III Итог.

-Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые специально занимаются тем, что разгадывают происхождение фамилий. Наука эта очень интересная, называется она ономастика. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас захочет заниматься этой интересной наукой. И, конечно, тогда вы всё узнаете о фамилии своего рода. И будете очень ею гордиться.

Можно дать детям задание: узнать, что означает его имя.

Публикации по теме:

«Наши имена». Исследовательская работа Введение Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. (Дейл Карнеги). Как и когда возникла идея этого.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наши ушки-подслушки» Цели: формировать элементарные представление детей об органах слуха, их функции; показать детям, какую роль играет слух в жизни человека;.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Книги-наши друзья.» Конспект НООД по познавательному развитию «Книги – наши друзья» Дата проведения: 20.04.2017 Педагог: Ефимова Марина Александровна – воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревья наши друзья» Вид занятия: тематически-экскурсионное. Формы образовательной деятельности: исследование, экспериментирование Цель занятия: Сформировать.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Викторина «Что? Где? Когда?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Берёзка» Старооскольского городского округа.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что? Где? Когда?» Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Что? Где? Когда?» Цель: обобщение знаний детей по сказкам.

Конспект занятия по познавательному развитию в группе второго раннего возраста «Что за форма?» Виды детской деятельности: социально – коммуникативная, речевая, познавательная. Цели: Формировать умение детей различать и называть знакомые.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники» Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи: Образовательные: закрепить.

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» Программное содержание: Формирование обобщённых представлений 0 группах птиц: декоративных, домашних, зимующих, перелётных, умение выделять.

Конспект открытого мероприятия «Что означают наши имена» Конспект открытого мероприятия «Что означают наши имена» Цель: помочь детям в познании своего имени. Закрепить с детьми право на имя и историей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»
Опубликовано: 8 июля 2017 в 03:29
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД