Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Ах, этот удивительный песок»

оксана фёдорова
Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Ах, этот удивительный песок»

Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

- Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка.

- Обогащать словарь детей словами : песчинки.

- Развивать умение сравнивать, делать выводы.

- Обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Ход занятия : сюрпризный момент (воспитатель вносит «Ящик ощущений»)

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста „Ах, этот удивительный песок“» размещена в разделах

- Ребята, мы сегодня с вами пришли в научный центр. А что мы будем исследовать, вы узнаете скоро.

- Посмотрите, что у меня в руках. Это ящик ощущений. Я вам предлагаю засунуть в него руку и наощупь определить, что там находится (все дети)

подойдет каждый, поэтому не спешите (я хочу услышать всех)

(Выслушиваются предположения детей : сахар, соль, мука, песок и т. д.)

- А что скажет (имя ребенка? Что ты ощущаешь?

- А почему ты так думаешь?

- Какой на ощупь?

- На что похоже?

- Хорошо, а теперь давайте откроем и посмотрим, что же там находится, и кто же из вас угадал, что в ящике.

- Ну что находится в ящике?

Дети: В ящике песок.

И мы сегодня будем исследовать песок. Познакомимся с его удивительными свойствами.

- А вы знаете, что такое песок и откуда он берется? Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно, об этом вам расскажет Алеша.

Рассказ ребенка «Откуда берется песок»

Мы с мамой посмотрели в Интернете и узнали, откуда берется песок. В природе существуют горы и скалы. Когда дуют сильные ветры, идут дожди, вода попадает в трещины гор и скал. Эти горы и скалы начинают разрушаться и распадаются на маленькие кусочки. Эти мелкие частички, которые стерлись в порошок и называются песком.

- Получается, что песок образован разрушением гор. Вот какой интересный рассказ подготовили мама с (имя рассказчика) о том, откуда берется песок.

Ну вот, теперь вы знаете что такое песок….

Но прежде чем мы приступим к этим опытам, давайте вспомним правила безопасности при работе с песком. (Нельзя песок брать в рот; нельзя бросать песок друг в друга; не тереть грязными руками глаза; и после игр с песком помыть тщательно руки).

А свои небольшие научные исследования (открытия) мы будем отмечать….

А теперь, начнем. Я вас приглашаю за стол, тихонечко присаживайтесь на свои рабочие места, сядьте красиво: ножки поставьте рядом, спинки держите ровно.

Вспомнить правила поведения в научном центре.

Итак, ОПЫТ 1. ( за столом: полукругом) Что такое песок? Из чего он состоит? Чтобы все это узнать, я вам предлагаю обследовать сухой песок пальцами (потрите песок между пальцами) и ответить на вопрос - какой песок на ощупь? каким словом можно обозначить (песок шершавый). А почему он кажется нам шершавым вы сейчас поймете.

На подносах лежат лупы. Возьмите их, посмотрите через них на песок, что вы видите? (ответы детей : камешки и т. д.) Как выглядят эти камешки, так скажем песчинки? Какие они? (Они очень маленькие, белые, желтые) Обратите внимание, какого цвета эти песчинки? По размеру одинаковые? Похожи ли вообще эти песчинки одна на другую?

Значит здесь можно сказать о том, что песок состоит мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. На ощупь он шершавый (этот вывод мы обозначим вот таким изображением)

- Перейдем к следующему опыту. ОПЫТ 2. За столом. (Предложить детям пересыпать сухой песок из одного стакана в другой).

- Перед вами 2 стакана: 1 – с песком, другой, как вы видите, пустой. Давайте пересыплем сухой песок из одного стакана в другой.

- Ну что получается? (Да) Значит, песок сыпучий.

А теперь опустите в стакан с песком палочку и поводите ею в разные стороны.

- Что происходит? (ответы детей : палочка двигается)

Палочка свободно двигается, потому что песок рыхлый.

- Попробуйте слепить из сухого песка шар. ( Не получается: сухой песок рассыпчатый и из сухого песка невозможно слепить куличики в отличие от влажного песка (он плотный, т. к. вода, которая содержится во влажном песке соединяет песчинки и они не рассыпаются)

Вывод: значит, какой вывод можно сделать, что песок – сыпучий, рыхлый и рассыпчатый (обозначим это свойство песка вот таким изображением)

ОПЫТ 3. «Песчаная горка» (за исслед. центром) встаньте свободно, чтобы не мешать друг другу.

- Ребята, вы верите в то, что песок может двигаться? Хотите убедиться в этом?

Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку и у вас образуется песчаная горка). Обратите внимание на то, как эта горка растет в высоту, а его основание становится все шире. И если долго сыпать песок то в одном, то в другом месте образуются волны. Это движение песка похоже на течение. Подуйте трубочкой на песок, как легкий ветерок, частички песка что делают? (передвигаются)

Вывод: песок может двигаться

- Давайте и мы с вами немного отдохнем и подвигаемся

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2 раза) под музыку.

Воспитатель: Давайте поиграем, выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).

- Отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.

Узнаем, какими же еще свойствами обладает песок?

ОПЫТ 4. За исслед. центром: стаканы с водой внизу на полке. (В стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет.

- Что происходит? (песок оседает) Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. А почему, ребята, песок ушел на дно? (потому что он тяжелый)

- А сейчас давайте с вами попробуем тихонечко размешать ложечкой воду. Что случилось? (песочная пыль растворилась и окрасила воду).

Вывод: песок тяжелый, песочная пыль остается на поверхности и окрашивает воду.

(Поставим карточки с изображением данного свойства в кармашек)

ОПЫТ 5. (за исслед. центром) Проводит воспитатель, ребята наблюдают.

Ребята, перед вами сосуды с сухим и влажным песком. Покажите, пожалуйста, где сосуд с сухим песком? А который с влажным? Я сейчас возьму стакан с водой и полью и сухой, и влажный песок. А вы смотрите внимательней, что будет происходить.

- Что вы наблюдаете? Смотрите, влажный песок быстро пропустил влагу (вода просочилась гораздо быстрее, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, только затем она уходит вглубь.

- Ну что, ребята, вода проходит через песок? Значит, песок пропускает воду.

-Ребята, вы знаете, почему влажный песок так быстро пропускает воду через себя?

Потому что воздуха между частичками нет. А в сухом песке между песчинками находится воздух и при попадании воды в сухой песок он начинает менять свои свойства: песок становится плотным, вязким, приобретает более темный цвет (посмотрите на стаканчик с сухим песком) и из него теперь можно даже сделать куличики, т. к. именно вода соединила песчинки и они теперь не рассыпаются.

Вывод: песок пропускает воду; влажный песок пропускает воду быстрее, чем сухой; песок может изменить свои свойства под воздействием воды. (Поставим карточки с изображением данного свойства в кармашек)

Ну а сейчас, настало время сделать выводы и закрепить свойства песка.

- Из чего состоит песок? (из мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер)

- Какими свойствами обладает песок? (показывая на модель изображения данного свойства)

- Какой он песок? (сыпучий, рассыпчатый)

- Песок может …. двигаться.

- Песок тяжелый.

- Может пропускать воду и изменяет свои свойства под воздействием воды.

- Итак, ребята, сегодня «наш герой» - песок. А где его можно применить, где используют? (ответы детей) Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который и покажет вам где и как можно применить песок.

1. Применяется песок в строительстве для изготовления цементных растворов

2. Используют на дорогах в гололед

3. При тушении пожара

4. Используют для изготовления стекла

5. Песок необходим для жизни некоторых животных (ящерица зарывается в песок, если чувствует опасность)

6. Для детских игр.

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже.

- Молодцы ребята, вы сегодня все внимательно слушали меня и хорошо вели себя.

- Скажите, что понравилось вам больше всего?

- Задания были тяжелые?

- Что именно понравилось (не понравилось?

Публикации по теме:

Игра-открытие на тему: «Ах, этот удивительный песок» (старший возраст) Цель: обеспечить получение информации о новом объекте- (песок) в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Знает каждый гражданин этот номер 01!» Цели: дать представления о том,что огонь может приносить не только пользу человеку,но и вред,сформировать чувство опасности огня; углубить.

Конспект НОД «Я и моя семья» по познавательному и социально–коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Я и моя семья» Цель: формирование представления у детей о семье, её членах. Задачи: Образовательные: ввести понятие «семья», дать.

Конспект НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «В гости к сказке» Цель: Развитие умственных способностей детей. Задачи: Образовательные: • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения,.

Конспект НОД по познавательному развитию «В мире стекла» для детей среднего дошкольного возраста Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «В мире стекла» Интеграция образовательных областей: «речевое развитие»,.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Ярмарка» «Ярмарка дымковских игрушек» Цель: воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста посредством игр экологического характера Тема: «В гости к лесничему». Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «В кругу друзей» Тема: «В кругу друзей» Программные задачи: 1. Учить детей составлять рассказ с опорой на рисунок. 2. Формировать умение высказывать свою.

Конспект занятия «Удивительный песок» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Ах, этот удивительный песок»
Опубликовано: 23 октября 2016 в 00:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД