Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»

Мирзеханум Хайбатова
Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»

Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»

Программное содержание:

- обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

- познакомить с зимними пейзажными картинами, учить замечать и выделять характерные особенности цветовой гаммы зимы;

- формировать эстетическое восприятие картин зимы;

- развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы;

- познакомить с механизмом образования снежинок;

- учить детей выражать свое эмоциональное состояние невербальным способом;

- развивать чувство прекрасного.

Ход занятия

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись –

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня

– Сегодня мы отправимся в путешествие. Мы посетим лес и посмотрим, как ему зимуется.

Под песню «Сани», дети инсценируют езду на санях.

– Вот мы приехали в лес. (Детям выставляются репродукции зимних картин) Посмотрите, как красиво вокруг. Как изменился лес? (Ответы детей). Чем пахнет зима? (Морозной свежестью, снегом, елкой). Слушаем зиму. Что вы слышите? (Тишину). Когда мы говорим «Лес спит», что мы имеем в виду. (Ответы детей).

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах. Но это не означает, что все замерло до весны. В лесу продолжается скрытая жизнь. И в подтверждение этому на скатерти снегов видны красивые узоры звериных и птичьих следов. (Детям предлагается подборка фото-плакатов зимних пейзажей)

Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка-беляк. Красивой цепочкой вьется по лесной опушке след старого лиса. По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки. Много крупных и мелких зверей и птиц живет и кормится в накрытом снежной нависью, притихшем зимнем лесу.

Но вот пошел снег, и все вокруг зашелестело, зашептало. Давайте послушаем, как деревья встречают снегопад.

Дети садятся на коврик в свободной позе, закрывают глаза. Под музыку воспитатель читает рассказ И. Полуянова «Шепот снегов».

Шелестит снег, соприкасаясь с ветвями, стволами. Каждое дерево по-своему встречает снегопад.

Плотно запахнувшись, ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап. В рассеянности сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл.

У берез опущены гибкие плакучие ветви. Летит снег – белый мимо белых стволов. Не шелохнутся березы. Опустив ветви, подсказывают: сюда, сюда. Не скупись, ножки укрой, босым нам зябнется.

Молодая елочка растопырила лапки, будто зеленые ладони. Внове ей снег. Снег шепчет, и елочка, похоже, шепчет: хорош-шо.

Шепот. Шорох. Снежинок безостановочный лет. Бережно, нежно опускаются снежинки. И если касаться деревьев и трав, то надо бережно, как снежинки их касаются в мягкий зимний снегопад.

Этюд психогимнастики «Танец снежинок»

Воспитатель предлагает детям представить, что они превратились в легкие, пушистые снежинки, которые совершают свой долгий путь из тучки к земле. Дети свободно двигаются под музыку, выполняя произвольные движения.

Воспитатель читает стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную –

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Но вот кончается

Дорога дальняя

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

– Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко- высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздухе. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

– А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Ответы детей). Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи. Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

– Отгадайте загадку: «Одеяло бело, всю землю одело». Что это? (Снег) Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

Перед занятием воспитатель приносит в группу два небольших, достаточно рыхлых снежка. Один кладет на блюдце и ставит на стол. Другой – в стакан и заворачивает в шерстяной шарф. Пока идет занятие, снежки тают.

– Перед занятием я положила два снежка: один на тарелку, другой в стакан, укутанный шарфом. И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо!

– Что нужно сделать, чтобы не жгло? (Или убрать руку или заслонить ее чем-нибудь от огня, например тем же шарфом.)

– Почему теперь руке не горячо? (Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.)

– Почему не растаял завернутый в шарф снежок? (Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.)

– Зачем человек зимой надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? (Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.)

– Бывают шубы из камня, дерева, стекла. Что это за шубы? (Это каменные и деревянные дома.)

– Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело»? (Слой снега защищает растения.)

– Почему под снегом теплее? Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает? (Слой снега не пропускает холод в берлогу к медведю, защищает растения, которые оказались под ним.)

– В какой сказке травка под снегом отдыхала? («Рукодельница и ленивица», «Морозко».)

– Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить? (Весной солнце стало пригревать, и Снегурочка начала таять.)

– Представьте себе, что Снегурочка надела шубу, шапку, шарф, валенки и поехала в жаркую Африку. Растает она там? (Снегурочка сначала не растает, а потом жара все-таки проберется через шубу и Снегурочка начнет таять.)

– Смотрю, вы уже устали. А ведь зима, это время не только для наблюдений, но и для веселых игр и затей. Я приглашаю вас на игровую поляну.

Инсценирование песни «Снег-снежок»

Упражнения-пантомимы: «Лепим снеговика», «Игра в снежки»

– Наступает ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз. Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звезды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

И нам пора возвращаться.

Под песню «Сани» дети «возвращаются» в группу.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по музыке «Зима-художница»Интегрированное занятие по музыке «Зима-художница» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МУЗЫКЕ, познавательному развитию и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста на тему : «Зима.

Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Презентация. Добрый день, уважаемые коллеги! Недавно у нас была тема "Животные Арктики и Антарктики". Как здорово все-таки, что есть Интернет и возможность.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 23:03
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...