Конспект занятия по познавательному развитию: «Москва–столица нашей Родины».

Лариса Криворучкина
Конспект занятия по познавательному развитию: «Москва–столица нашей Родины».

Конспект занятия по познавательному развитию

«Москва – столица нашей Родины»

Цель: формирование у детей первичных представления о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

Задачи:

1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о малой Родине – городе Лесном, его объектах. Стимулировать интерес к изучению родного города.

2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг.

3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

4. Обогащать словарь детей понятиями «кремль», «дружина», «князь», «белокаменная, златоглавая».

5. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей /чувство любви к родной земле, к своей маленькой Родине, к столице нашей Родины/.

Ход занятия

/ Занятие начинается в уголке отдыха детей /.

- На двух последних занятиях мы говорили с вами о нашей маленькой Родине – городе, где мы родились, о Лесном. Вы много о нём узнали и без труда сможете разгадать кроссворд.

1. Место, где хранятся бесценные экспонаты нашего

города /музей/.

2. Первое детское кафе в нашем городе/Гном/.

3. Место, где могут заниматься спортом дети и взрослые/Стадион/.

4. Улица, на которой находится не только наш детский сад, но и школа №72, музыкальная школа/Кирова/.

5. Что нужно перейти, чтобы попасть в наш закрытый город /Вахта/.

6. Любимое место отдыха родителей с детьми /Аттракционы/.

Прочитайте слово, выделенное красными буквами, и вы

узнаете, о чём мы сегодня будем говорить /МОСКВА/.

Москва – столица нашей Родины.

Что мы можем назвать Родиной, нам расскажет Семён.

Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Семён сказал: «Родина – это флаг России». А знаете ли вы, как выглядит флаг России?

Д/и «Собери флаг России» / из полосок разного цвета ребёнок собирает флаг, после все вместе проверяем /.

Флаг – это знак единства страны.

А знаете ли вы, что обозначает цвет каждой полосы Российского флага?

Белый – это цвет чистоты, мира /снег, облако и т. д. /

Красный – отвага, мужество /огонь, сердце, солнце и т. д. /

Синий – верность, правда /реки, моря, небо и т. д. /

О цветах нашего флага расскажет Катя И.

Флаг России

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

/ Предлагаю детям сесть на стульчики, а на мольберт выставляю герб Саши К. /

Ещё одним отличительным знаком страны является герб.

А что такое герб и как они появились, расскажет нам знаток истории – Полина /надеть на голову шапку с кисточкой/.

Историческая справка.

Гербы появились очень давно, когда рыцари стали выезжать на рыцарские турниры /соревнования/, узнать их в одинаковых доспехах было очень трудно, и поэтому они стали использовать отличительные знаки – привязывали на шлем ленточку или перо, а вскоре на их шлемах и щитах появились семейные гербы.

Есть семейный герб и у Саши Каминского. О нём он нам сейчас расскажет.

/ Выставляю герб России /.

А вот и герб нашей страны. Посмотрите, как он выглядит. Какие элементы герба вы видите? /Организую беседу об основных элементах и их обозначении/.

Золотой орёл – это символ солнца.

Двуглавый орёл – обозначает, что Россия очень большая и сильная страна, объединяет Европу и Азию.

В лапах орёл сжимает скипетр и державу – знаки царской власти. Они означают единство и независимость страны.

Внутри орла находится ещё один герб – герб Москвы /выставляю его/.

Как вы думаете, что это обозначает?

Москва – главный город страны, её столица.

Посмотрите внимательно, что изображено на гербе Москвы.

Серебряный всадник на коне – это Георгий Победоносец – защитник земли русской.

Он убивает копьём змея. В образе змея русский народ изобразил врага – страшного и злого. И это не случайно, ведь именно через Москву когда-то шли татары на Русь, именно Москву хотели захватить фашисты.

Итак, ребята, скажите, о каких гербах мы сегодня с вами говорили?

А сейчас я приглашаю вас в путешествие по Москве. Отправимся мы туда на поезде.

Физминутка «Мчится поезд».

/ Выставляется картина «Старинная Москва» /

Вот мы с вами и в Москве. Вы скажете: «Какая же это Москва? Ведь она совсем не похожа на ту Москву, которую мы видим по телевизору или на картинках». И я с вами соглашусь. Но именно так выглядела Москва много-много лет назад, когда её только начали строить.

Москва – древний город – это значит, он возник очень, очень давно 860 лет назад. Когда-то здесь шумели дремучие леса и были лесные поляны. Место это было видное, лесное, рыбное, охотничье, медовое, да к тому же холмистое и если поставить на вершине холма дома, то можно обороняться от врагов. С двух сторон окружали холм реки – Москва-река и Неглинная, но места около них были болотистыми, и чтобы добраться до воды, людям приходилось строить маленькие мостики или мостки. Поэтому и реку они назвали Мостквой, а потом покороче – Москвой.

В те времена главными на Руси были князья. Кто такие князья – нам расскажет наш знаток истории Полина.

Князь – это главный, старейшина, предводитель войска, вождь, правитель государства. Все слушаются князя, он руководит войском, когда приходится воевать. У него есть своя дружина – вооружённый отряд.

И вот однажды прискакал сюда со своей дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Долгорукий – это не фамилия, а прозвище князя. Как вы думаете, почему его так прозвали? /Предположения детей/. Долгорукий – это долгая или по-другому длинная рука. А дали ему такое прозвище за то, что он старался к своим землям, где он был главным, присоединить другие земли те, которые находились от него далеко.

Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами. Делали эти стены из дерева, ведь кругом были непроходимые леса. И маленькие селения превращались в крепость.

Но население росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало и люди стали строить дома за крепостными стенами. А когда нападали враги, все жители уходили в крепость и сражались с ними. Такая крепость внутри, в центре города, называется кремль.

Сначала кремль был деревянным. Но во время нападения врагов кремль не раз сжигали и разрушали. Его снова починили и отстроили заново, но однажды в Москве случился великий пожар. Из-за засухи и бури огонь уничтожил весь город за два часа. Через год другой князь – Дмитрий Донской – решил построить в Москве кремль из белого камня. Со всех русских земель созвали мастеров, и началось строительство. Из белого камня сооружали красивые каменные дворцы и церкви, строили крепость. Поэтому Москву и стали называть «белокаменная». Такой кремль простоял 100 лет, но от времени и он стал рушиться.

И тогда новый князь – Иван 3 – решил построить новый, самый красивый кремль в России из красного кирпича. В те времена самые лучшие в мире мастера-строители жили в Италии, вот оттуда и пригласил Иван 3 мастеров и они начали строить тот Кремль, который мы видим с вами на Красной площади сейчас. Строили этот Кремль более 10 лет. Итальянским мастерам помогали и русские. И стоит этот кремль-красавец до сих пор. Недаром у русского народа появилась поговорка: «Москва не сразу строилась».

Вот как выглядит Кремль сейчас.

/ Просмотр видеоролика о московском кремле 5 мин. /

А знаете ли вы, что на территории одного Кремля находится 7 церквей и соборов. Часть из них вы сейчас увидели. А всего в Москве более 100 разных церквей и соборов и у многих из них золотые купола. Подойдите к выставке открыток, рассмотрите их поближе и скажите, как ещё называют красавицу – Москву. / Дети читают: Москва златоглавая. / Как вы думайте, почему её так называют?

Итог.

О каком городе мы сегодня говорили?

Чем является город Москва для нашей страны?

А где живёт президент в Москве?

Публикации по теме:

«Проект русская березка». [hide]http://www.maam.ru/users/files/download1404.html - скачать здесь. [/hide] В данном проекте происходит знакомство детей, с символом.

Конспект НОД по познанию. Патриотическое воспитание Абязова Д. Х. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей подготовительной к школе.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию: «Москва–столица нашей Родины».
Опубликовано: 17 февраля 2012 в 17:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Викторина по теме «Перелетные птицы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме "Перелетные птицы", которую можно провести в старшей и...
Детский мастер-класс по аппликации «Открытка для мамы»
Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага двусторонняя, ножницы, простой карандаш, шаблон круглой формы, клеевой карандаш, готовая...
Фотоотчет по изготовлению открытки ко Дню матери «Мамочку поздравим!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник-День Матери! Для каждого из нас мама-самый близкий и родной человек на...
Фотоотчет «Как мы готовились ко Дню матери»
Фотоотчет "Как мы готовились ко Дню матери" Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, здравствуйте! День матери в России ежегодно...
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки из бумаги»
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки» Доброго времени суток, друзья и гости! Предлагаю ещё одну идею подарка ко Дню Матери или 8 марта. Будем...