Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Дни воинской славы России. Бородинское сражение»

Светлана Межеува
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Дни воинской славы России. Бородинское сражение»

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Дни воинской славы России. Бородинское сражение».

Задачи:

-продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.

Познакомить с Днем воинской славы России – 8сентября 1812 года – Бородинское сражение.

Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.

Пополнить словарный запас детей: редут, картечь, кивер, уланы, драгуны.

Место проведения: мини-музей истории России в ЦРР.

Материал:

- календарь «Дни воинской славы России»;

- макет «Бородинское сражение»;

-портреты М. И. Кутузова, Наполеона;

- иллюстрации из книги «Бородино».

Последующая работа:

- дополнение макета «Бородинское сражение» фигурками солдат русской и французской армий;

- рассматривание иллюстраций с обмундированием и вооружением разных родов войск;

- комплексное занятие по изобразительной деятельности (включает обведение трафаретов, раскрашивание фигурок, лепку пушек и т. д.);

- режиссерская игра с использованием макета «Бородинское сражение».

1часть.

-Дети, сегодня мы продолжим знакомиться со страницами нашего календаря «Дни воинской славы России». Давайте перелистаем календарь. О каких событиях вы узнали?

Дети: Как защищали Родину богатыри. Про Ледовое побоище – князя Александра Невского, про Куликовскую битву – князя Дмитрия Донского.

2часть.

- А сегодня мы откроем календарь на странице, где стоит дата 8сентября 1812год. Что же произошло в этот день? Хотите узнать?

Дети: Да.

Воспитатель приглашает детей к малой сцене исторического театра, предлагает рассмотреть макет сражения, задет детям вопросы, сопровождает их комментариями:

- Что изображено на макете?

Дети: Бой, сражение.

- Почему вы так думаете?

Дети: Сражаются две армии.

-Да, войны одной армии одеты в зеленные мундиры, а войны другой – в синие. Как вы думаете, когда происходило это сражение?

Дети: Давно, так как нет современной боевой техники – танков, самолетов и т. д., а есть конница.

- Как вооружены солдаты? Ест ли луки, копья, мечи?

Дети: Нет, есть ружья, пушки.

-Да, солдаты, вооруженные ружьями – пехотинцы; солдаты, стреляющие из пушек – артиллеристы. Внимательно посмотрите, подумайте, какая армия располагается в более защищенном месте?

Дети: Справа река, слева земляные укрепления – редуты и флеши.

- Молодцы, ребята! Вы очень внимательны! Вы заметили очень важные детали: вооружение, одежда, укрепления! Вы, верно, определили, что сражение это происходило это давно! И сегодня мы с вами познакомимся с этой славной страницей русской истории – с Отечественной войной 1812г., войной русских людей с французскими захватчиками, и главной битвой – Бородинским сражением.

3часть.

- в далекой стране Франции появился новый император.

Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. (Показ портрета Наполеона)

Но его иначе как «великий император», «великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином Земли. И начал он воевать. Много государств покорилось ему – он завоевал страны Европы, но ему этого мало. Огромные просторы России манили его. Подчинить себе Россию. А там уже и Индия, и Китай будут его. И вот напал он на Россию.

Но не покорилась ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родину и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.

Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. М. И. Кутузов участвовал в военных походах. В июле 1774 году при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил черную повязку. (Показ портрета Наполеона)

Кутузова любили и уважали солдаты. «Пришел Кутузов бить французов», - так гордо говорили солдаты российской армии, когда он стал главнокомандующим.

Наполеон решил победить Россию, а для этого надо было очень быстро занять Москву. Он говорил, что если он займет Москву, то поразит Россию в самое сердце. Кутузов умело вел бои, старался, чтобы как можно меньше погибло солдат. В боях русская армия проявляла величайшую стойкость, решительность, но Наполеон все же продвигался к Москве.

8сентября 1812года М. И. Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. (В ходе рассказа воспитатель использует отрывки из проведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»)

И вот нашел большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

Чуть утро осветило пушки

И леса синее верхушки –

Французы тут как тут.

Кутузов выбрал удачное место для сражения. Посмотрите на макет. Справа русские войска были защищены рекой, а слева – за короткое время солдаты соорудили земляные укрепления – редуты и флеши. Посмотрите, как располагались русские войска: где артиллерия, где пехота, где конница.

Где располагались французы, как вы их узнали?

Дети: У них мундиры другого цвета.

Педагог: А вот и битва началась!

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам.

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть - это было страшное сражение.

(Показ иллюстраций «Бой при Бородино»)

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Только темная ночь остановила бой! Потери русских солдат в Бородинской Битве были огромны. Кутузов приказал отступить. Чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу.

«С потерей Москвы еще не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна», - эти слова Кутузова вошли в историю.

По старинному обычаю, жители побежденного города выносили победителю ключи от города. Напрасно Наполеон простоял несколько часов на Поклонной горе, рассчитывая получить ключи от Кремля. Москвичи предпочли уйти из города, бросив свои дома и имущество, но не подчиниться Наполеону. (Прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Напрасно ждал Наполеон…»)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Французам нечего было есть. Они мерзли и голодали. И тогда Наполеон решил уйти из Москвы, он бросил свое войско и бежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию.

В память о победе русских войск над Наполеоном в разных городах России строились памятники, храмы. В Москве это храм Христа Спасителя, Триуфальная арка, памятник М. И. Кутузову.

4часть.

-Что же обозначает дата 8сентября 1812года? Что произошло в этот памятный день?

Дети: В этот день произошло Бородинское сражение.

- Кто командовал русской армией, а кто – армией французов?

Дети: Русской армией командовал М. И. Кутузов, а французской - Наполеон.

-Бородинское сражение положило начало разгрома армии Наполеона. Именно по этому, 8 сентября 1812 года стало Днем воинской славы России.

Публикации по теме:

Оформление группы по теме «День Защитника Отечества»Оформление группы по теме «День Защитника Отечества» В нашей группе, к Дню защитника Отечества, был организован музей "Воинской славы". Родители, педагоги (Ю. В. Кругляк, О. И. Потапова)и дети.

Проект по воспитанию патриотических ценностей в культурно-исторических традициях «Мой край родной»Проект по воспитанию патриотических ценностей в культурно-исторических традициях «Мой край родной» Разработанная система деятельности по воспитанию патриотических ценностей о культурно-исторических традициях реализуется в проекте «Мой.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Дни воинской славы России. Бородинское сражение»
Опубликовано: 19 января 2014 в 01:34
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...