Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в старину»

Тюшина Наталья Федоровна
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в старину»

Программные задачи:

Развивающие :

1. Средствами нравственно - патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно - наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

2. Развитие интереса к русским традициям и промыслам. 3. Формировать психические процессы: внимание, память, мышление.

Обучающие:

1. Приобщать детей к духовно - нравственной традиции русского народа.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие в старину“» размещена в разделах

2. Формировать представление о прошлом нашей Родины. 3. Расширять и углублять знания детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, именах.

4. Закреплять приемы лепки из теста: скатывание, раскатывание, прищипывание.

5. Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, кувшин, чугунок, сундук, самовар; определениями: старинный, стеклянный, деревянный, глиняный, расписной.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность, уважение и интерес к обычаям старины, русскому фольклору.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой. Атрибуты русской избы: самовар, сундук, чугунок, деревянные ложки, глиняная посуда, колыбелька с куклой, уголек, зерно, монетки.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, фотографий, заучивание народных хороводов, пословиц, потешек.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы нарядились в старинную русскую одежду, к нам пришло много гостей и я вас научу здороваться, как в старину. Мы не задумываемся, когда говорим привычное слово «здравствуйте». А ведь это слово обозначает пожелание здравствовать, то есть мы желаем здоровья. А еще в старину встречали гостей хлебом, солью и здоровались с поклоном. Давайте вручим гостям хлеб, соль и с поклоном пожелаем всем здоровья.

Дети вручают хлеб, соль и с поклоном здороваются.

Любое мероприятие на Руси сопровождалось пением песен, хороводами.

Хоровод «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

Воспитатель: Дети, кто знает, как называется наша страна, как называют нас, жителей России? А в старину наша страна называлась Русь - матушка, а ее жителей называли русичи. Хотите узнать, как жили наши предки - русичи? Тогда нам придется отправиться в путешествие в старину. В те времена не было автобусов, машин и самолетов…люди передвигались на лошадях. Сядем на лошадок и поскачем.

Зацокали копыта цок-цок-цок

Скачи, скачи, лошадка скок-скок-скок

Тебя ладошкой хлопну хлоп-хлоп-хлоп

Скорей беги лошадка гоп-гоп-гоп.

Вот мы и на месте…Давным-давно люди строили жилища из бревен и назывались такие дома избами. Давайте войдем в избу, в избе все было сделано из дерева: стены, потолок, пол, мебель и даже посуда. Комната в избе называлась горница, а самое главное в избе- печь. Затрещит мороз на дворе, а у печки тепло и уютно.

Ой ты, печка-сударушка.

Помоги нам, боярушка.

Ты свари, испеки, обогрей, освети

В дом богатство принеси.

Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, пекли хлеб, пироги и в холодные зимние ночи даже спали. Напротив печи стоял стол, за которым собиралась вся семья. А на столе самый главный.

Выпускает жаркий пар древний чайник… самовар.

Для чего он нужен? Правильно, в нем грели воду для чая. А вот еще самая необходимая вещь…

Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?

Верно, это дальний родственник нашей кастрюли- чугунок. В нем варили щи, кашу. Вся посуда в старину была из глины- глиняная и из дерева- деревянная.

Всех кормлю с охотой я, а сама безротая.

Что это? Правильно, ложка, какая ложка? Деревянная, расписная.

А еще в каждой горнице обязательно был сундук. Хотите посмотреть, что там лежит? Ой, сундук закрыт на замок, чтобы его открыть мы проведем пальчиковую гимнастику.

На сундуке висит замок.

Кто бы мне открыть помог?

Пальцы мы соединили,

Постучали, покрутили,

Растянули и открыли.

Дети заглянули в сундук и нашли там бубен, дудочку, ложки, трещотки.

Ребята, разбирайте инструменты, будем веселиться. Игра на народных музыкальных инструментах.

Вы, ребята, молодцы, хорошо повеселились, но мы так расшумелись, что разбудили ребенка, который спал в колыбельке. Валя, возьми ребенка на руки, чтобы он не плакал. Дети, посмотрите и назовите, во что одет ребенок? Верно, на нем рубашка, украшенная кружевом и чепчик, на котором вышит крестик, чтобы господь оберегал ребенка от дурного глаза и болезней. Ребята, это мальчик, давайте придумаем ему старинное имя. Назовем его Ванечкой, Ванюшей, что означает - божья милость. Когда родители так называют ребенка, они хотят, чтобы он был здоров и счастлив. Пока он маленький его называют Ванечкой, Ванюшей, а когда он вырастет, его будут звать Иван. У каждого ребенка в колыбельке лежат обереги. Леша, посмотри, что ты нашел? Зернышки клали в колыбель, чтобы ребенок всегда был сыт. Что Данил нашел в колыбельке? Уголек клали, чтобы в избе всегда было тепло. А Саша нашел в колыбели монетки, чтобы мальчик был богат. Наш малыш уснул, давайте его положим и поиграем в игру «Платочек».

Вот платочек расписной, он волшебный, не простой.

Буду с детками играть, всех платочком накрывать.

А кто окажется под платочком, должен будет назвать свое имя ласково и так, как его будут называть, когда он вырастет.

Под музыку дети бегают, когда музыка останавливается, дети садятся на корточки, а воспитатель накрывает кого-то платочком со словами: Раз, два, три, кто же спрятался внутри? Тот, кто окажется под платком должен назвать свое имя ласково, а потом полное.

А теперь я предлагаю напечь в русской печи бубликов к чаю. Тесто я приготовила, прежде чем лепить бублики, мы должны помыть руки.

Дети моют руки и воспитатель показывает, как лепят бублики: из готовых комочков раскатываем колбаски, а затем соединяем края. Готовые бублики поставим в печь, молодцы!

А пока наши бублики пекутся, я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Тень-тень-потетень».

Дети становятся в круг, проводится хоровод:

Тень-тень-потетень сели звери под плетень

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: всему лесу я краса.

Похвалялся серый волк: я зубами щелк да щелк.

Похвалялся медведь: могу песни я петь.

Похвалялся зайка: ну-ка догоняй-ка.

Похвалялся козел: огород я обошел,

Всем я грядки прополол.

Тен-тень-потетень выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Пока мы с вами играли, наши бублики готовы. Понравилось ли вам наше путешествие в старину? Как называлась страна, где мы гостили? Как назывался дом, где мы были? Молодцы, а теперь вас ждет награда- будем пить чай из самовара с бубликами. Давайте поблагодарим гостей за внимание, пожелаем им быть здоровыми, богатыми и счастливыми и пригласим в свою горницу на чай!

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по карте» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная. Виды деятельности: игровая, конструктивная, двигательная,.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в старину. Ярмарка» ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Воспитатель. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в старину. А что это такое, кто.

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическое путешествие» .

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу»Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу» Конспект «Путешествие по городу». Цель: Формировать знания детей о правилах дорожного движения и различных видах транспорта. Образовательная.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие с Дюймовочкой. Опыты и эксперименты» Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой) Цель образовательной деятельности: Развитие.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева» Мальченко Елена Геннадьевна Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева» Цель: развитие.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32» Конспект занятия по познавательному развитию.

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие по Пятигорску» Цель: Воспитание патриотических чувств по отношению к малой Родине. Задачи: Закрепить знания детей о родном городе: название города, основные.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие белки» в старшей группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» Конспект занятия по познавательному развитию.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по природе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №63» общеразвивающего вида Тема: «Путешествие по природе».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в старину»
Опубликовано: 19 июня 2018 в 15:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД