МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Такой знакомый и незнакомый лёд» в старшей группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара
Конспект занятия по познавательному развитию «Такой знакомый и незнакомый лёд» в старшей группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Такой знакомый и незнакомый лёд»

в старшей группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2018 г

Цель:

1. Систематизировать знания детей о свойствах льда : холодный, твёрдый, гладкий, скользкий, блестящий, прозрачный, бесцветный.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Такой знакомый и незнакомый лёд“ в старшей группе детей с ЗПР» размещена в разделах

2. Дать представление об айсбергах.

3. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.

4. Познакомить с правилами обращения со льдом.

Словарная работа:

Гололедица, прорубь, айсберг.

Оборудование:

Ёмкости со льдом, по формочке с водой, стакану с водой на каждого ребенка, салфетки, глобус, ноутбук; проектор; презентация.

Ход занятия.

1. Беседа «Такой знакомый лёд».

Отгадайте загадки:

Не драгоценный камень, а светится. (Лёд).

В огне не горит,

В воде не тонет. (Лёд).

Прозрачный как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд).

- Догадайтесь, судя по загадкам, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? Давайте посмотрим на него (внести кубики льда и раздать детям).

- Ребята, потрогайте лед и скажите: какой лёд? ( Вывод: лед холодный, твердый, гладкий, бесцветный).

- Ребята, а как вы думаете, лед прозрачный или нет? (Выслушать ответы детей, а затем показать лед с предметом внутри)

- Таким образом, в результате нашего исследования, что мы вспомнили про лёд? (Лед холодный, твердый, гладкий, бесцветный, прозрачный).

- Вспомните, как мы наблюдали за появлением на лужах первого хрупкого льда.

- Расскажите, что происходило с водой в лужах, и во что она превращалась в начале зимы? (Вода замерзала и превращалась в лёд).

- Почему нам удавалось проткнуть корочку льда палочкой? (Корочка была тонкой).

- Почему в начале зимы мы рассматривали через лёд замёрзших луж листья, лежащие на земле? (Лёд тонкий и прозрачный).

- Почему иногда на улице становится скользко? (Если после оттепели ударит мороз, на улице появляется гололедица).

- Попробуйте объяснить это явление. (Гололедица – это отложение льда на любых открытых поверхностях в результате понижения температуры)

Запомните, что во время оттепелей, когда тёплый воздух поднимает температуру до нуля градусов и выше, снег сверху начинает таять, становится мокрым и липким. В это время из снега легко можно лепить фигурки зверей, сооружать крепости, делать снежную бабу. Но вот ночью ударил мороз, и намокший в оттепель снег замёрз. На плотном снежном покрове образовалась корка льда. И тогда по радио и телевидению в сводке погоды передают, что ожидается гололедица. Тут уж берегите руки-ноги, чтобы не упасть на скользкой дороге. Водителям машин приходится быть особенно внимательными: ведь тяжёлая машина по льду, даже на тормозах, ещё 100 метров может проехать. Так что, ребята, будьте особенно осторожны в это время.

- Подумайте, что нужно сделать, чтобы не было скользко? (Посыпать песком).

- Что изменилось на реке по сравнению с летом. (Реки от мороза покрылись толстой ледяной коркой. Прозрачная вода видна только в проруби, которой люди не дают замерзнуть, прорубая её регулярно).

- Что такое прорубь? (Прорубь это отверстие, прорубленное в ледовом покрытии водоёма (реки, озера, пруда и т. п.).

- Для чего нужны проруби на реке зимой? ( Рыбы могут погибнуть от недостатка воздуха: через лёд воздух не проходит).

Ребята, из-за того, что вода зимой замерзает, на реках, озерах лед считается шубой для подводных жителей. На дне рек, прудов, озер под ледяной крышей происходит много интересного. Лед – это своеобразное одеяло – под таким толстым и прозрачным покрывалом подводным жителям не страшен никакой мороз. Если бы поверхность рек не покрывалась слоем льда, то все живое замерзло бы и погибло.

- Скажите, сосулька - тоже ледяная?

- Как она образуется? (Сосулька - это замёрзшая вода. Снег на крыше тает постепенно, потому что солнышко его нагревает, водичка с крыши начинает капать по капельке, но когда солнышко садится, воздух становится холоднее и водичка начинает замерзать. Но нагретая за день крыша остывает не сразу, снег на ней ещё какое-то время тает, хотя те капельки, что собрались упасть с крыши, уже замёрзли и превратились в лёд. Капельки бегут по этому льду и сразу остывают и замерзают. Вот так медленно растут сосульки

Запомните, что свисающие сосульки представляют опасность для жизни человека, поэтому всегда старайтесь обойти это здание стороной).

- Многие из вас посещают с родителями каток.

- Расскажите о катке, подтвердите, что лёд на катке гладкий, скользкий и блестящий. (Каток — ровная ледяная поверхность для катания на коньках).

2. Физкультминутка по стихотворению «На коньках»

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки…

(Руки держим за спиной, делаем скользящие движения ногами в стороны, как будто катимся на коньках — так двигаемся по комнате)

Рукавицы на руках,

(Останавливаемся. Согнутые в локтях руки ставим перед своим лицом ладошками на себя — сначала одной, потом другой рукой «надеваем» рукавички, обхватывая противоположной ладонью руку и двигая её вниз от кончиков пальцев до запястья)

Шапка на макушке…

(Вытягиваем прямые руки вверх над головой, затем опускаем их вниз, сгибая в локтях и сжимая кулачки — «надели шапку»)

Раз-два! Вот и поскользнулся…

(Снова «поехали на коньках» — руки за спиной, делаем скользящие движения одной и другой ногой, затем останавливаемся, поднимаемся на носочки и походим немножко на носочках, переваливаясь из стороны в сторону, — как будто пытаемся удержать равновесие)

3. Беседа «Такой незнакомый лёд»

- Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике (показать на глобусе Арктику и Атлантиду) и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?

- Хотите проверить? Давайте возьмем кусочки льда и опустим их в воду.

- Что происходит? Почему лед не тонет? (выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому айсберги тоже не тонут.)

Давайте посмотрим, какие бывают айсберги.

Айсберги незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6 – 12 лет, постепенно тают, делятся на более мелкие части.

- Опасны ли айсберги? Для кого?

Айсберги представляют опасность для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.

4. Правила обращения со льдом.

- А вы знаете, что необходимо осторожно обходится со льдом?

- Скажите, можно ли брать лед в рот? Почему? (Нет, он холодный).

- А еще льдом нельзя кидаться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Нельзя ходить по льду на реках! Почему? (Можно провалиться).

- Необходимо аккуратно ходить по улицам зимой, смотреть под ноги. Почему? (Лед скользкий, можно поскользнуться и упасть).

5. Экспериментирование.

- Ребята, я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а цветной, как в сказке. (Показать образец).

- Ребята, а почему он цветной? Как его таким можно сделать? (Ответы детей).

Возьмите кисточки, обмакните в краску любого цвета и покрасьте воду в формочке. Мы вынесем ваши формочки на улицу, и посмотрим, что произойдет.

- Что же произойдёт с водой в формочках? (Ответы детей).

А мы с вами наши цветные льдинки развесим на участке.

6. Итог.

Дополните моё предложение.

- В результате нашего исследования мы вспомнили, что лёд бывает (Холодный, твердый, гладкий, прозрачный)

- Отложение льда на дорогах, тротуарах, дорожках, крышах в результате понижения температуры после оттепели называется (Гололедица).

- Прорубь - это (Отверстие, прорубленное в ледовом покрытии реки, пруда, озера).

- Огромные горы льда, плавающие в море, называются (Айсбергами).

Расскажите правила обращения со льдом.

Лёд нельзя брать в рот!

Льдом нельзя бросаться!

Нельзя ходить по льду на реках!

Аккуратно ходи по улицам, смотри под ноги. Если видишь лёд – ступай осторожно, а лучше обойди!

Будь осторожен, если увидишь сосульки, свисающие с крыши: обойди это здание!

Прикреплённые файлы:

lyod-prezentacija1_aocod.pptx | 15684,7 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в группе детей с ЗПР «Я — дачник» .

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе детей с ЗПР «Страна умных игр» Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе с ЗПР «Страна умных игр» Программное содержание: образовательная область.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детей с ЗПР «Безопасность на дороге»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детей с ЗПР «Безопасность на дороге» Цель: Знакомить с правилами дорожного движения, расширять кругозор, дать представление об опасностях, встречающихся на дороге. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Закружились, полетели вихри, вьюги и метели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект НОД по познавательному развитию «Лёд, вода, пар» Конспект НОД по познавательному развитию («исследование и эксперименты») в старшей группе д/с Тема : «Лёд, вода, пар» Интеграция образовательных.

Трудовая акция. Конспект занятия по познавательному развитию «Моя помощь птицам зимой» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Такой знакомый и незнакомый лёд» в старшей группе детей с ЗПР
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 13:48
+337Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД