Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Русская изба» (6 фото)

Наталья Марченко
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Русская изба»

Марченко Наталья

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему : "Русская изба"

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: „Русская изба“» размещена в разделах

Закрепить знания о печи как о неотъемлемой принадлежности русской избы.

Продолжать учить детей отвечать полным предложением.

Развивать мыслительные способности путём разгадывания загадок.

Воспитывать умение чтить традиции посредством народных пословиц.

Пополнить словарный запас детей.

Задачи:

- познакомить детей с избой и русским бытом людей.

-прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Материал: иллюстрации избы, макет печи, домашняя утварь: кочерга, ухват, лопата для хлеба, аудиозапись русской народной мелодии, кукла в русском наряде. Трафареты для аппликации. Тесемки, для составления узоров на сарафане и рубахе.

Оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта).

Предварительная работа:

- Беседа по темам «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь».

- Чтение русских народных сказок.

- Рассматривание иллюстраций с изображением русской печи.

- Заучивание пословиц и поговорок.

Приемы:

-сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);

-рассматривание предметов быта, макета русской избы;

-рассказ, показ;

-аппликация.

Ход занятия:

Организационный момент:

Детей встречает воспитатель в народном костюме:

Звучит русская народная мелодия.

- Здравствуйте, ребята! Милости просим! Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей).

- Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Русская изба»

Женщины, девушки наряжались в сарафан.

И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак.

Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами.

На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии:

Узоры – руки не будут болеть.

Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги.

Полоса означала – землю.

Крестик – воду.

Кружочек – солнышко – защиту.

Цветы – символ богатства

Даже цвет имел свое значение:

Красный – благополучие

Желтый - тепло и ласка.

Синий - радость.

Черный - богатство.

Звучит русская народная музыка (тихо).

Дети делают аппликацию.

Фото «Русская изба»

Аппликация «Укрась сарафан, рубаху». (Девочки украшают сарафан, мальчики – рубаху полосками, узорами).

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: - фото

А сейчас я вас приглашаю в гости, в очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. (Дети садятся на лавочки).

Фото №1 Марченко Наталья

Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. Раньше говорили «рубить избу» - строить, а строили ее топорами и без единого гвоздя. Все соседи помогали хозяину рубить избу. В такой избе было тепло и уютно.

- Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу» - значит дом строить. (Совместный повтор слов).

В избе всегда был «красный угол». «Красный угол» – самое почетное место в избе.

В «красном углу» совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. «Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. «Красный угол» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. Украшали красивой посудой.

.

- Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь. Без печи изба не изба. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник.

Печь занимала большую часть дома. На печке можно было спать, лежать, греться.

старину говорили : «Печь нам мать родная»

-А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам о русской печке.

-А вы какие сказки знаете о печке? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

Русской печки нет добрее

Всех накормит,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

На печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней готовили еду, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, лечили больных.

Отгадайте загадку»

- Кто в избе рогат? Чтобы из печи достать горячую еду, что ребята нужно для этого? (ухват).

-Давайте попробуем вытащить из печи горячий чугунок.

Фото №2 Конспекты занятий

-А эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.

Фото №3 Все конспекты Конспект занятия по познавательному развитию в

А вот он и хлебушек поспел. Ароматный, душистый… Мы его достанем, положим на стол, пусть он отдохнет, остынет, а мы его потом попробуем. Ребята, есть много пословиц о хлебе? («Был бы хлеб, а каша будет». «Хлеб всему голова». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Покуда есть хлеб, да вода– все не беда». «Плох обед, коли хлеба нет».) А я вам свою скажу: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»

- В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, скамейки для сиденья за столом.

Теплый дух идет от печки,

А в углу стоит сундук.

Много он добра хранит!

- Ребята, а для чего нужен был сундук? (хранить вещи)

- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины.

Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты.

А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.

А вот и ведра, и коромысло. Ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

-А это что? (стиральная доска)

Обобщающая часть:

- Ребята, а отгадайте мои загадки про утварь:

Три братца пошли на речку купаться.

Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (Ведра и коромысло).

Чёрный конь,

Скачет в огонь. (кочерга).

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет (ухват).

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Сама не ест, а людей кормит (ложка).

- Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех поиграть в русскую народную игру

«Гори, гори ясно!»

Описание игры: Количество игроков: четное. Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

— Дин - дон, дин - дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Воспитатель: - Ой, и наигрались мы с вами.

Заключительная часть:

- Ну а теперь мне так хочется вас пригласить в гости и угостить вкусным хлебушком, да чайком с самовара. (заранее испечен каравай, самовар с чаем)

Мы еще поводим русские хороводы, посмотрим, какими игрушками раньше играли дети. До свидания, гости дорогие!

Во время чаепития:

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа)Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия «От Руси к России. Русская изба» (подготовительная группа). Программное содержание: • Знакомить детей.

Конспект НОД по познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию «Русская ярмарка» в средней группе Цель: формирование у детей представлений о культуре и традициях русского народа. Задачи: Образовательные: расширять знания детей о народных.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Царство растений» Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство-мир растений; ввести и обосновать классификацию растений.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Кто и как считает и измеряет время» Цель: вызвать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Береза-русская красавица» Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Береза – русская красавица». Программное.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Береза-русская красавица» Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Береза – русская красавица». Программное.

Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента «Русская изба» Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях нашего села. Задачи: Обучающие: - Расширить и уточнить знания детей о.

Конспект занятия «Русская изба» 1. Оргмомент: (под музыку «Во поле берёза стояла» дети в русских народных костюмах входят в группу или в музыкальный зал. Девочки становятся.

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»Конспект занятия в старшей группе «Русская изба» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

НОД по развитию речи в младшей группе «Русская изба»НОД по развитию речи в младшей группе «Русская изба» Конспект НОД во второй младшей группе «Русская изба» Образовательная область: Развитие речи. Программное содержание: Дать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Русская изба»
Опубликовано: 1 сентября 2017 в 21:28
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД