Конспект занятия по православию «Золотой радонежский лес»

Татьяна Дьяченко
Конспект занятия по православию «Золотой радонежский лес»

Золотой Радонежский лес

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей со святыми угодниками, их жизнью и духовными подвигами.

Развивать произвольное зрительное внимание и память; активность и инициативность, словесно-логическое мышление.

Закрепить у детей умение отражать в рисунке свои впечатления; рисовать сюжеты и пейзажи, используя светоносность цвета (теплый, праздничный, холодный, мрачный, раскрывать образ наиболее полно, точно, индивидуально, использовать различные изобразительно - выразительные средства.

Воспитывать у детей милосердие, сострадание, желание совершать добрые поступки.

Активизация словаря:

Добродетели, Радонежский лес, преподобный, обитель, игумен, теплый тон, холодный тон.

Материал:

Иконы, иллюстрации, разноцветные осенние листочки, сухое дерево, колокольчик, платочки, бочонок с медом, гуашь, стаканчики с водой, кисти, тонированные и белые альбомные листы, стекла, мелки, природный материал.

В. Дети, кто изображен на этой иконе?

Д. Николай Чудотворец.

В. А на этой?

Д. Серафим Саровский.

В. На этой? А на этой иконе изображен Преподобный Сергий Радонежский.

В. А вы знаете, что обозначает слово «Преподобный»? Это не такой как все, Подобный Богу, как Бог. Угодивший Господу, своими делами, поступками, подвигами.

В. А как называются все изображенные на иконах?

Д. Святые.

В. Я вас уже знакомила с жизнью Николая Угодника, Серафима Саровского. А сегодня я расскажу о жизни Преподобного Сергия Радонежского.

В давние времена в России были огромные дремучие леса. Городов было мало, деревни и сёла находились далеко друг от друга. Люди жили в деревянных домах, пахали землю, охотились в лесах, ловили рыбу в реках и озерах.

Недалеко от города Ростова Великого, в селе Радонеж, жили хорошие люди — Кирилл и Мария. Они были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и ходили в церковь. У них было несколько детей — Стефан, Петр и Варфоломей. Мать заметила, что младший был особенным мальчиком с самого рождения, непохожим на других.

Когда Варфоломею (будущему Сергию) исполнилось семь лет, его отдали вместе с братом Стефаном в школу. Школа эта была при церкви. Азбука тогда была без всяких картинок и стишков, и учиться по ней было не так легко.

Стефан учился хорошо, а маленькому Варфоломею грамота плохо давалась. Он старался всеми силами, даже плакал потихоньку ночью, так ему было грустно, что не дается ему эта трудная азбука. В свободное время мальчики, хотя еще и небольшие, но уже помогали своим родителем, чем могли. У боярина Кирилла было несколько лошадей, которых мальчики отводили в поле. Они с удовольствием садились верхом и гнали их в поле и обратно.

Однажды отец послал маленького Варфоломея одного в лес за лошадьми. День был жаркий, в поле пахло цветами, и громко пели птички. Пришёл Варфоломей туда, где всегда паслись их лошади, и видит — нет их. Стал мальчик искать. Варфоломей даже устал, бегая и разыскивая лошадей. Но он не стал кричать и плакать, как другие дети, а только молился Богу, чтобы Он помог ему найти лошадок.

И вдруг на опушке леса увидел Варфоломей старичка, седенького, с длинной бородой. Старичок ласково улыбался. — Что тебе нужно мальчик, — спросил он его, — о чем ты молишься? Маленький Варфоломей не испугался незнакомого человека. Он почувствовал, что это не простой монах, а святой, которого послал ему на помощь Господь. — Я хочу хорошо учиться, мне нужно одолеть трудную азбуку, которая мне не даётся, — ответил мальчик. — Стань рядом со мной, будем вместе молиться!

А когда они помолились, вынул старец из-за пазухи ящичек, взял оттуда кусочек просфоры, благословил ею Варфоломея и приказал съесть. А тут вдруг вышли и лошади на лужайку. Старец хотел проститься с Варфоломеем, но тот уговорил его пойти с ним домой. "Мои родители любят святых людей" — сказал мальчик. Дома после ужина, старец велел Варфоломею взять книгу и читать псалмы. — Да я же не умею читать, — сказал чуть не плача Варфоломей.

Но старец открыл книгу и еще раз велел читать. Тогда мальчик, всегда послушный старшим, взял в руки псалтирь — и что же? Вдруг начал читать совсем хорошо и правильно. И все поняли, что это было Божье чудо.

А Варфоломей с того дня стал так хорошо учиться, что вскоре перегнал в школе всех товарищей. Он все больше был послушным и ласковым. Никого не обижал, не жаловался на других, все кротко терпел и не плакал.

И чем старше становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы там быть совсем одному и молиться Богу.

Шли они дремучим лесом и вдруг увидели пригорок, который так им понравился, что они решили тут и поселиться. Стали рубить деревья, построили себе избушку, а рядом с ней маленькую церковь. Когда церковь была готова, оба брата пошли в Москву и просили митрополита освятить её. Митрополит послал к ним священника, и освятили церковь во имя Пресвятой Троицы.

Трудно было жить в дремучем лесу. Стефан не выдержал такой жизни, простился с братом и ушёл в Москву в монастырь. Варфоломей остался один-одинёшенек. Время от времени приходил к нему для совершения Божественных служб иерей Митрофан. Один раз Варфоломей сказал ему, что хотел бы стать монахом и дать обет целомудрия, послушания. Иерей Митрофан постриг его и дал ему новое имя — Сергий.

И еще несколько лет прожил Сергий один в лесу. Он уже привык к своему одиночеству. Но вот люди услыхали про него, стали приходить и селиться невдалеке. Так появилась обитель.

Все эти люди назывались братьями, вместе молились, вместе работали. Иноки уговорили Сергия стать их игуменом, и стал он во главе обители.

Но он оставался по-прежнему скромным и, как всегда, работал больше всех. Одет был так бедно, что никто не признал бы в нем игумена.

Одинаково прост и ласков был Сергий и с князем и с простым крестьянином, потому что Господь велел любить всех людей, как братьев. Но гордых и недобрых он наказывал, не любил скупых и жадных.

Великим князем Московским во дни преп. Сергия был Димитрий Донской, прозванный так за победу над татарами. Князь Димитрий задумал освободить Русь от татарского ига. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами, и преподобный благословил его, потому что любил Россию, жалел народ свой и знал, что Князь идет биться за правое дело, за свое отечество, за веру православную. Он окропил Князя и его дружину святой водой, отслужил молебен и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые раньше были воинами.

В. Сергий Радонежский – игумен Земли русской. Всегда заботится о своем народе, о людях и даже не смотря на то, что он находится на небесах, он нас слышит. Особенно любит помогать детям, ученикам. Поэтому, обращаясь с молитвой к преподобному Сергию, надо говорить такие слова: «Преподобный Сергие моли Бога о нас».

Память его празднуется в эту осеннюю пору, когда лес стоит в пышном золотом и багряном наряде и радует нас своей красотой.

Господь так удивительно создал человека, что каждый из нас может не только видеть, слышать, чувствовать, но и представить то, что происходило, много лет назад.

Вот и мы сейчас представим, что находимся не среди шумного города, а в необычном лесу, в таком лесу, где нет хоженых тропинок, где можно встретить дикого зверя, например медведя. И что очутились мы там, в далекое от нас время, когда в этот лес пришел человек по имени Сергий.

Закройте глаза. Слышите, как звонко поют птицы, шуршат листья… тихо журчит ручеек.

В. А хотите отправиться в путешествие по Радонежскому лесу? Тогда в путь.

А пойдем мы вот по этой тропинке. Она вся усыпана осенними листьями. Пройти по ней сможем, когда соберем листья. Дети собирают листья.

Поднимаю листок.

Мы этот листок положим в корзинку только тогда, когда назовем пословицы о добре. Вы знаете пословицы о добре?

Д. рассказывают пословицы.

В. Нам пора дальше в путь.

Раздается колокольный звон.

В. - Что мы слышим?

Д. Звенит колокол.

В. Как он звенит?

Д. Тревожно.

В. Может что-то случилось? Кто-то нуждается в нашей помощи

В. Ребята нам надо поспешить.

Идем дальше. На пути засохшее дерево. Ребята как вы думаете, почему засохло дерево?

Д. Ответы детей.

В. Читаю записку.

«Я оживу и расцвету тогда, когда вы, дорогие мои ребятишки, вспомните все добродетели».

Д. Любовь, доброта, трудолюбие, скромность, забота, верность. Воспитатель вешает листья и цветы на дерево.

В. Посмотрите, каким чудесным стало наше дерево, и это благодаря вам дети. Вы рады этому?

Нам пора отправляться дальше.

Звучит музыка.

В. Какая чудесная полянка, на ней кто-то живет.

Д. Ответы детей.

В. Однажды вышел Сергий на двор и видит — лежит у крыльца большой медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес краюху хлеба и накормил медведя. Зверь поел и скрылся в лесу. Но через несколько дней медведь снова появился, и Сергий снова накормил его. Стал зверь часто навещать преподобного и сделался совсем ручным. Его можно было гладить, и он лежал у ног Сергия.

Появляется мишка: рычит, плачет.

В. Мишенька, что с тобой случилось? Дети бинтуют лапу, угощают медведя ягодами.

В. Ребята, а лечить еще можно добрым, ласковым, словом. «Доброе слово лечит, а плохое калечит».

Эй, дружок становись скорей в кружок. Мишенька, сейчас мы тебе добрые слова будем говорить, ласковые слова, сердечные пожелания.

Д. называют добрые слова, пожелания.

Машенька благодарит детей, прощается и уходит.

В. Ну, что же, ребята, а нам пора дальше идти.

Встречается путница.

Путница идет в Радонежский лес и заблудилась.

П. Здравствуйте ребята. Я путница. Ходила по Радонежскому лесу и заблудилась. Нашла я две тропинки, они ведут в разные стороны. Вступила я на одну тропинку и услышала музыку.

Д/И «Отгадай музыку» Предлагаю детям послушать музыку

«В пещере горного короля» Э. Грига.

- Какая звучит музыка? (тревожная, страшная, тяжелая)

-Что вы чувствовали, когда слушали ее? (тревогу, страх, беспокойство)

-Какого цвета красками можно нарисовать лес на этой тропинке?

(синие, голубые, фиолетовые).

-Одним словом как можно назвать эти краски?

- Каким вы представили лес? (дремучим, темным, таинственным)

Предлагаю послушать еще одну мелодию. «Камаринская» П. Чайковского.

-Какая звучит музыка? (светлая, веселая, счастливая, радостная).

-Что вы чувствовали, слушая ее? (счастье, радость, веселье)

-Какого цвета красками можно передать наше чувство радости?

(красными, желтыми, оранжевыми).

- Как одним словом можно назвать эти краски?

(теплые).

Какой это был лес? (осенний, теплый, солнечный)

Д/И «ХОЛОДНЫЕ И ТЕПЛЫЕ ЛИСТЬЯ»

Вынимаю из корзиночки листочки и показываю их детям.

-Я собрала листочки, когда ходила по лесу, они разные по цветовой гамме.

-Какого тона эти листья?

- Разложите их на тропинках, чтобы путники знали, куда ведут тропинки и не заблудились, но подумайте, какого тона листочки будут лежать на тропинке, где звучала легкая, светла музыка, а какие на другой тропинке?

Дети раскладывают листочки.

-Доброе дело мы сделали. Пойдем по этой светлой тропинке. А вот и моя полянка. Мы с вами гуляли по золотому осеннему Радонежскому лесу, узнали и увидели много нового, сделали много добрых дел. Нарисуйте все что вы увидели в лесу и потом расскажите всем, что же вам больше всего запомнилось.

-Какими способами можно нарисовать лес (кисточкой, оттиск на стекле, природным материалом, пальчиком). Я предлагаю выбрать любой способ и любые материалы, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А помогут вам тонированные листочки или чистые белые, осенние листья, пластилин, восковые мелки или краски.

Работа детей.

Итог: выставка детских работ на мольберте.

-Вот он наш Радонежский лес в наших работах. Мы знаем, что Радонежский лес несет свое название от села Радонеж, а еще какое слово оно напоминает нам. (слово «радость»). И рисунки у нас получились такие радостные. Эти рисунки помогут вам рассказать о путешествии, которое вы сегодня совершили.

Читаю стихотворение.

Какая, Боже, красота.

Росинка в пазухе листа;

И колокольчик голубой,

Земле дарованной Тобой,

И лес, что держит облака,

И эта синяя река,

В которой дремлют камыши.

Какая радость для души.

-До свидания.

Дети идут дальше.

Звучит Благовест.

-Какая звучит музыка?

-Какая звучала музыка?

-Что вы чувствовали, когда слушали ее?

--Какого цвета лес окружал эту тропинку?

-Как одним словом можно назвать эти цвета?

-Я набрала много листьев, когда гуляла по лесу.

Все они разного тона. Какого тона эти листочки?

Разложите их на тропинках, чтобы никто не потерялся в этом лесу, подумайте, какого тона будут лежать листья на тропинке, где звучала легкая, светлая музыка и какого тона на другой тропинке?

-Доброе дело мы сделали. Пойдем по светлой тропинке.

А вот и моя полянка. Мы гуляли по золотому осеннему Радонежскому лесу и узнали, и увидели много нового, делали добрые дела. Нарисуйте и расскажите всем, что больше всего запомнилось.

-Какими способами можно изобразить лес?

А помогут вам чисто белые листы, тонированные, краски. Природный материал.

Вот он осенний Радонежский лес в наших работах.

Мы знаем, что Радонежский лес несет свое название от села Радонеж. А еще какое слово оно нам напоминает?

И рисунки у нас получились радостные. Они помогут рассказать о нашем путешествии.

Какая, Боже красота.

Росинка в пазухе листа;

И колокольчик голубой,

Земле дарованной тобой,

И лес, что держит облака,

И эта синяя река,

В которой дремлют камыши.

Какая радость для души.

Слышится колокольный звон.

В. Ребята, а как сейчас звонят колокола?

Д. Радостно, весело, звонко.

В. А чему мы радуемся?

Д. Радуемся тому, что помогли мишке, украсили дерево, собрали листочки, помогли путнице и т. д.

В. А еще мы радуемся тому, что в эту осеннюю пору все православные христиане вспоминают преподобного Сергия Радонежского. В память о нем споем песню.

В. Наше путешествие окончено, пора отправляться в группу. Оставим гостям наши добрые пожелания и попрощаемся.

В. До свидания!

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Православное воспитание детей дошкольного возраста» -

Р. Ю. Киркос, Санкт-Петербург, 2007 г.

2. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян, Москва, 2009 г.

3. «Русь Святая в пословицах и поговорках» - И. И. Пинькова, Ростов-на-Дону, 2008 г.

4. «Детский музыкальный катехизис» - 2003 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Святой покровитель земли русской — Сергий Радонежский» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с жизнью и духовным подвигом Сергия Радонежского. Способствовать восприятию преподобного Сергия Радонежского, как.

«Святой Сергий Радонежский». Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Цель: закрепление и обобщение полученных знаний. Задачи: 1. Закрепить знания детей о великом святом, печальнике и заступнике земли Русской.

Конспект занятия «Барельефная лепка «Золотой петушок» Цель: Научить детей барельефному изображению. Задачи: - Овладение техникой барельефной лепки. -Закреплять умение растирать пластилин, вдавливать.

Конспект занятия-беседы по Православию «Жизнь и подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской» Конспект занятия – беседы по Православию «Жизнь и подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской» Тема: «Последователь Слова Божьего.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский» Цели: Выявить, уточнить.

Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Составитель: учитель-логопед.

Конспект занятия «В гости к золотой рыбке» для детей старших групп Конспект занятия «В гости к Золотой рыбке» для детей старших групп. Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Обитатели водоемов
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия по православию «Золотой радонежский лес»
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 20:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Мама, я сам!»
Когда кроха, надевая ботинки, говорит:"Я сам( а! " - не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти из дома или...
Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью...
Хочу представить продолжение моей работы по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники...
Туристический поход с детьми старшей группы
МБДОУ д/с №8 “Золотой петушок” Конспект-разработка туристического похода с детьми старшей группы. Разработала Инструктор ФК Рыбальченко Н. С. Утвердила...
Детский проект «Танец одного народа?!»
• постановка темы ( проблемы) ; • актуальность темы ( проблемы) проекта; • цель и задачи ( задачи каждого этапа проекта) ; • обоснование способа решения...
Из опыта работы «Я поведу сегодня вас в музей…»
«Я поведу сегодня вас в музей… » Город любимый, Город родной, Мы в памяти чтим, Тебя бережём. На протяжении многих лет наш детский сад сотрудничает с...