Конспект занятия по правовому воспитанию «Я — гражданин. Мои права и обязанности»

Александра Баранникова
Конспект занятия по правовому воспитанию «Я — гражданин. Мои права и обязанности»

Конспект занятия по правовому воспитанию

«Я - гражданин» права и обязанности в старшей группе «Радость»

Воспитатель Баранникова А. И.

Программное содержание:

В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни.

Продолжать развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драматизации и кукольный театр по знакомым сказкам.

Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей словами на русском и казахском языке.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Пособия: стенд с иллюстрациями «Права и обязанности»; деревья леса, ширма кукольного театра для сказки «Заюшкина избушка», куклы Лисы и Зайца; декорации драматизации по сказке «Серенькая Шейка», костюмы зверей, цветок «Счастья», иллюстрации по сказкам.

Ход занятия:

На стенде иллюстрации «Права и обязанности» Дети стоят полукругом

- Вос- ль задает детям вопросы:

- Назовите документ, где записаны права и обязанности взрослых и детей? Какие права вы знаете?

Ребенок: - Права и обязанности взрослых записаны в Конституции Республики Казахстан.

Ребенок: - Документ, где записаны права и обязанности детей.

называется "Конвенция о правах ребенка".

Конспект занятия по правовому воспитанию «Я — гражданин. Мои права и обязанности»

Ребенок читает стихотворение

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!

Ребенок читает стихотворение на английском языке о праве на обучение.

Воспитатель

- Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. У каждого из жителей было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. У них так же были обязанности. В саду у них рос «цветок Счастья». На обратной стороне лепестков были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы.

Звучит голос «Цветка Счастья» - Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.

Вос- ль – Ребята, а что, если мы поможем этим жителям отыскать «цветок Счастья»? Это хорошее дело помогать друзьям?

А вот и первая сказка «Серая Шейка», присаживайтесь, ребята.

Д. Мамин -Сибиряк «Серая Шейка» Отрывок. Драматизация.

Автор –

Лес стоял особенно красивый. Некоторые деревья становятся лимонно-желтыми, а некоторые – оранжевыми. Осень все краски смешала. Дышалось там хорошо, заливисто пели птицы (поют свистульки). Но, не смотря на эту красоту, река, на которой осталась Серая Шейка, по утрам начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло лед, таял.

Неужели вся река замерзнет? - думала Серая Шейка с ужасом.

Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер. Где - же они сейчас? Благополучно ли долетели? Узнала она и что такое одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу. Серая Шейка решила пойти погулять, полюбоваться этой красотой, пощипать травку.

Сцена в лесу.

Заяц - Ах, как ты меня напугала, глупая! Как бьется сердце!

И что ты делаешь здесь? Ведь все утки давно улетели.

Серая Шейка - Я не могу летать, Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой.

Заяц – Ох, уж эта Лиса. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается.

Если бы у меня были крылья, как у птицы, так я бы, кажется, никого на свете не боялся.

Автор- Заяц пошел в лес по своим делам, и Серая Шейка отправилась на речку. На освещенных солнцем лесных полянах красовались золотые березки. Их листва переливается яркими красками. Легкий ветерок треплет листочки, играют в прятки солнечные зайчики, но скоро эта красота облетит и спрячется под снегом на зимний сон. Зайчик не забывал приходить в гости к Серой Шейке на озеро.

Заяц – Здравствуй Серая Шейка, как твое крылышко?

Серая Шейка – болит крылышко.

Заяц - ну ничего, обойдется.

Автор- по лесу бродила хитрая лиса.

Лиса – А а а а, старая знакомая, здравствуй! Поздравляю с зимой. Что же ты не улетела?

Серая Шейка – Нет, просто мне здесь больше нравится. Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать.

Лиса – охотится за Серой Шейкой, бегает вокруг воды, хочет поймать.

Заяц – Ах, как бьется сердце.

Лиса – ага, ныряешь, все равно не уйдешь. Ладно, недосуг мне с тобой возиться, До свидания!

(смена декораций зимы)

Автор- Наступила настоящая зима, морозы сковали реку. Вся вода замерзла. Бедной Серой Шейке негде было укрыться, но друг Заяц продолжал ее навещать.

Заяц –Как твои дела, Серая Шейка?

Серая Шейка - я не могу летать.

Заяц - Поешь бруснички, едва нашел в лесу.

Лиса – Ха, ха, ха! Что же ты не ныряешь?

Старается схватить Серую Шейку.

Заяц – не трогай ее. На помощь!

Закрывает собой. Серая Шейка прячется за деревом. Завет другого зайца. Два зайца убегают, лиса гонится то за одним зайцем, то за другим.

Лиса – Всегда так. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Вос-ль: Какое Лиса нарушила право?

Ребенок: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, какое право, нарушила лиса – плутовка, право уточки на жизнь и свободу.

Ребенок -

"Дети имеет право знать родителей и свою семью, рассчитывать на их любовь и защиту". В семье меня любят, потому что я родной.

.

Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они? Вспомните ссоры среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы ссоритесь, вы какими становитесь? А не лучше все отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки». А для этого два мальчика должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют)

Вос – ль: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в Игру «Омарал тастау», но для этогог нам нужно вспомнить слова о правах и обязанностях на казахском языке.

Игра - «Омарал тастау», «Брось платочек».

Сидя в кругу. Водящий обходит круг и незаметно оставит платочек за спиной одного из игроков, а сам убежит. Играющий постарается догнать водящего, который захочет занять освободившееся место. Если ведущего догонят, он скажет любое слово на казахском языке, которое ему известно. Если не догонит, слово говорит догонявший.

.

Восп-ль: Молодцы. А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь.

Кукольный театр «Заюшкина избушка»

(Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение

лисы.)

Всех зверей я хитрей,

Шубка рыжая на мне.

Пышный хвост - моя краса.

Этот зверь лесной - я – лиса.

Автор – ребенок: - Ой, избушка, давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стук в домик).

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам.

Зайчик: - Как же мне быть, где я буду жить?

Автор – ребенок: - Зайчик, мы знаем о твоем горе.

Лиса: - Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти.

Автор – ребенок - А мы сейчас громко, громко захлопаем в ладоши, лиса испугается и убежит из дома зайчика.

(Лиса убегает с из избушки).

Лиса: - Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила.

Воспи- ль: Интересно, какое же здесь право нарушено?

Ребенок:

«Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища».

У каждого человека должно быть свое жилище, так же как и у животного.

Во – ль: - Мы с вами говорили о правах детей, а есть еще и обязанности. Предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

Игра «Ситуации»

Игра проводится в кругу

1 ситуация – Тебе поручено дежурство по столовой

а) Отложу все дела и займусь играми

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому ребенку

2 ситуация – Ты едешь в автобусе. Заходит пожилая женщина:

а) Уступишь место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как обижают твоего друга

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 тенге:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ребенок - Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом: уважать взрослых, защищать маленьких, слушаться родителей и воспитателей, хорошо заниматься на занятиях.

(На кресле сидит Бабушка Красной Шапочки и вяжет)

Бабушка: - Кто такие? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?

Восп-ль: Уважаемая бабушка, не сердись, пожалуйста, а лучше помоги нам отыскать «цветок Счастья».

Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется.

Бабушка – Да, я знаю где этот цветок,но на все права, которые записаны на лепестках, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника, а еще дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

Восп-ль: - Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Бабушка Красной Шапочки? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите.

Бабушка: - Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?

Восп-ль: - Это почему?

Бабушка: - Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей.

Восп-ль: - Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала бабушка?

Дети: - Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.

Бабушка: - Какие вы все умные, ладно так и быть отдам вам «цветок Счастья», если вы справитесь с еще одним испытанием. Дети, которые знают свои права и соблюдают обязанности –я попрошу пойти в гости к моей внучке Красной Шапочке, а кто не знает прав и не соблюдает обязанности – в Лесную школу.

Рефлексия - (дети подходят).

Спасибо вам добрые и смелые дети. Вы не побоялись отправиться в лес и помочь жителям страны Правдилии отыскать их цветок. За вашу помощь, я хочу вас наградить еще одним правом, правом на отдых.

Я дарю вам эту песенку веселых человечков - барбариков, которые живут в своей стране, знают все права и не забывают про обязанности

Дети исполняют песню «Разукрасим все планеты»

Воспитатель благодарит детей и взрослых за участие в занятии.

Публикации по теме:

Папка-передвижка — «Права ребенка» Знаете ли Вы, что в нашей стране и в мире большое внимание уделяется защите прав ребенка? Для этого вашему вниманию я предлагаю «папку.

Проект «Права ребёнка» Проект «Права ребёнка». Воспитатель: Музипова С. Р., РТ г. Лениногорск. Актуальность. Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Математика
  • Логические загадки
Автор публикации:
Конспект занятия по правовому воспитанию «Я — гражданин. Мои права и обязанности»
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 11:13
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...