Конспект занятия по правовому воспитанию «Я — гражданин. Мои права и обязанности»

Александра Баранникова
Конспект занятия по правовому воспитанию «Я — гражданин. Мои права и обязанности»

Конспект занятия по правовому воспитанию

«Я - гражданин» права и обязанности в старшей группе «Радость»

Воспитатель Баранникова А. И.

Программное содержание:

В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни.

Продолжать развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драматизации и кукольный театр по знакомым сказкам.

Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей словами на русском и казахском языке.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Пособия: стенд с иллюстрациями «Права и обязанности»; деревья леса, ширма кукольного театра для сказки «Заюшкина избушка», куклы Лисы и Зайца; декорации драматизации по сказке «Серенькая Шейка», костюмы зверей, цветок «Счастья», иллюстрации по сказкам.

Ход занятия:

На стенде иллюстрации «Права и обязанности» Дети стоят полукругом

- Вос- ль задает детям вопросы:

- Назовите документ, где записаны права и обязанности взрослых и детей? Какие права вы знаете?

Ребенок: - Права и обязанности взрослых записаны в Конституции Республики Казахстан.

Ребенок: - Документ, где записаны права и обязанности детей.

называется "Конвенция о правах ребенка".

Конспект занятия по правовому воспитанию «Я — гражданин. Мои права и обязанности»

Ребенок читает стихотворение

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!

Ребенок читает стихотворение на английском языке о праве на обучение.

Воспитатель

- Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. У каждого из жителей было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. У них так же были обязанности. В саду у них рос «цветок Счастья». На обратной стороне лепестков были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы.

Звучит голос «Цветка Счастья» - Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.

Вос- ль – Ребята, а что, если мы поможем этим жителям отыскать «цветок Счастья»? Это хорошее дело помогать друзьям?

А вот и первая сказка «Серая Шейка», присаживайтесь, ребята.

Д. Мамин -Сибиряк «Серая Шейка» Отрывок. Драматизация.

Автор –

Лес стоял особенно красивый. Некоторые деревья становятся лимонно-желтыми, а некоторые – оранжевыми. Осень все краски смешала. Дышалось там хорошо, заливисто пели птицы (поют свистульки). Но, не смотря на эту красоту, река, на которой осталась Серая Шейка, по утрам начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло лед, таял.

Неужели вся река замерзнет? - думала Серая Шейка с ужасом.

Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер. Где - же они сейчас? Благополучно ли долетели? Узнала она и что такое одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу. Серая Шейка решила пойти погулять, полюбоваться этой красотой, пощипать травку.

Сцена в лесу.

Заяц - Ах, как ты меня напугала, глупая! Как бьется сердце!

И что ты делаешь здесь? Ведь все утки давно улетели.

Серая Шейка - Я не могу летать, Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой.

Заяц – Ох, уж эта Лиса. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается.

Если бы у меня были крылья, как у птицы, так я бы, кажется, никого на свете не боялся.

Автор- Заяц пошел в лес по своим делам, и Серая Шейка отправилась на речку. На освещенных солнцем лесных полянах красовались золотые березки. Их листва переливается яркими красками. Легкий ветерок треплет листочки, играют в прятки солнечные зайчики, но скоро эта красота облетит и спрячется под снегом на зимний сон. Зайчик не забывал приходить в гости к Серой Шейке на озеро.

Заяц – Здравствуй Серая Шейка, как твое крылышко?

Серая Шейка – болит крылышко.

Заяц - ну ничего, обойдется.

Автор- по лесу бродила хитрая лиса.

Лиса – А а а а, старая знакомая, здравствуй! Поздравляю с зимой. Что же ты не улетела?

Серая Шейка – Нет, просто мне здесь больше нравится. Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать.

Лиса – охотится за Серой Шейкой, бегает вокруг воды, хочет поймать.

Заяц – Ах, как бьется сердце.

Лиса – ага, ныряешь, все равно не уйдешь. Ладно, недосуг мне с тобой возиться, До свидания!

(смена декораций зимы)

Автор- Наступила настоящая зима, морозы сковали реку. Вся вода замерзла. Бедной Серой Шейке негде было укрыться, но друг Заяц продолжал ее навещать.

Заяц –Как твои дела, Серая Шейка?

Серая Шейка - я не могу летать.

Заяц - Поешь бруснички, едва нашел в лесу.

Лиса – Ха, ха, ха! Что же ты не ныряешь?

Старается схватить Серую Шейку.

Заяц – не трогай ее. На помощь!

Закрывает собой. Серая Шейка прячется за деревом. Завет другого зайца. Два зайца убегают, лиса гонится то за одним зайцем, то за другим.

Лиса – Всегда так. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Вос-ль: Какое Лиса нарушила право?

Ребенок: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, какое право, нарушила лиса – плутовка, право уточки на жизнь и свободу.

Ребенок -

"Дети имеет право знать родителей и свою семью, рассчитывать на их любовь и защиту". В семье меня любят, потому что я родной.

.

Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они? Вспомните ссоры среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы ссоритесь, вы какими становитесь? А не лучше все отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки». А для этого два мальчика должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют)

Вос – ль: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в Игру «Омарал тастау», но для этогог нам нужно вспомнить слова о правах и обязанностях на казахском языке.

Игра - «Омарал тастау», «Брось платочек».

Сидя в кругу. Водящий обходит круг и незаметно оставит платочек за спиной одного из игроков, а сам убежит. Играющий постарается догнать водящего, который захочет занять освободившееся место. Если ведущего догонят, он скажет любое слово на казахском языке, которое ему известно. Если не догонит, слово говорит догонявший.

.

Восп-ль: Молодцы. А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь.

Кукольный театр «Заюшкина избушка»

(Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение

лисы.)

Всех зверей я хитрей,

Шубка рыжая на мне.

Пышный хвост - моя краса.

Этот зверь лесной - я – лиса.

Автор – ребенок: - Ой, избушка, давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стук в домик).

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам.

Зайчик: - Как же мне быть, где я буду жить?

Автор – ребенок: - Зайчик, мы знаем о твоем горе.

Лиса: - Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти.

Автор – ребенок - А мы сейчас громко, громко захлопаем в ладоши, лиса испугается и убежит из дома зайчика.

(Лиса убегает с из избушки).

Лиса: - Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила.

Воспи- ль: Интересно, какое же здесь право нарушено?

Ребенок:

«Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища».

У каждого человека должно быть свое жилище, так же как и у животного.

Во – ль: - Мы с вами говорили о правах детей, а есть еще и обязанности. Предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

Игра «Ситуации»

Игра проводится в кругу

1 ситуация – Тебе поручено дежурство по столовой

а) Отложу все дела и займусь играми

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому ребенку

2 ситуация – Ты едешь в автобусе. Заходит пожилая женщина:

а) Уступишь место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как обижают твоего друга

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 тенге:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ребенок - Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом: уважать взрослых, защищать маленьких, слушаться родителей и воспитателей, хорошо заниматься на занятиях.

(На кресле сидит Бабушка Красной Шапочки и вяжет)

Бабушка: - Кто такие? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?

Восп-ль: Уважаемая бабушка, не сердись, пожалуйста, а лучше помоги нам отыскать «цветок Счастья».

Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется.

Бабушка – Да, я знаю где этот цветок,но на все права, которые записаны на лепестках, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника, а еще дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

Восп-ль: - Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Бабушка Красной Шапочки? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите.

Бабушка: - Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?

Восп-ль: - Это почему?

Бабушка: - Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей.

Восп-ль: - Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала бабушка?

Дети: - Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.

Бабушка: - Какие вы все умные, ладно так и быть отдам вам «цветок Счастья», если вы справитесь с еще одним испытанием. Дети, которые знают свои права и соблюдают обязанности –я попрошу пойти в гости к моей внучке Красной Шапочке, а кто не знает прав и не соблюдает обязанности – в Лесную школу.

Рефлексия - (дети подходят).

Спасибо вам добрые и смелые дети. Вы не побоялись отправиться в лес и помочь жителям страны Правдилии отыскать их цветок. За вашу помощь, я хочу вас наградить еще одним правом, правом на отдых.

Я дарю вам эту песенку веселых человечков - барбариков, которые живут в своей стране, знают все права и не забывают про обязанности

Дети исполняют песню «Разукрасим все планеты»

Воспитатель благодарит детей и взрослых за участие в занятии.

Публикации по теме:

Папка-передвижка — «Права ребенка» Знаете ли Вы, что в нашей стране и в мире большое внимание уделяется защите прав ребенка? Для этого вашему вниманию я предлагаю «папку.

Проект «Права ребёнка» Проект «Права ребёнка». Воспитатель: Музипова С. Р., РТ г. Лениногорск. Актуальность. Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект занятия по правовому воспитанию «Я — гражданин. Мои права и обязанности»
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 11:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дежурство в детском саду  (фотоотчет)
Одним из видов трудового воспитания является дежурство по столовой. Для этого у нас в группе организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое...
Проект «Собака — друг человека» в старшей группе
Проект «Собака друг человека» Цель проекта: расширить представления детей о роли собаки в жизни человека, проявлять заботу, пробуждать интерес к познанию...
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Коллективная работа «Зонтики»
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...