«Кто в лесу живет, что в лесу растет». Конспект занятия по предмету «Окружающий мир»

Оксана Александровна Денисова
«Кто в лесу живет, что в лесу растет». Конспект занятия по предмету «Окружающий мир»

Тема: «Кто в лесу живет, что в лесу растет

Цель: знакомить с многообразием окружающего мира.

Задачи:

-познакомить с животными, обитающими в лесной полосе нашей местности;

-познакомить с понятиями «лиственные» и «хвойные» деревья;

-развивать речь, мышление; пополнять и обогащать словарный запас ребенка;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Организация.

1.1Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

1.2. Календарная страничка.

2. Актуализация знаний.

- -Ребята, сегодня у нас с вами занятие познаем мир, которое я предлагаю начать с загадки. Слушайте внимательно и попробуйте отгадать:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем.

- Что же это за дом, в котором можно увидеть чудеса?. лес

Тема нашего занятия: кто в лесу живет, что в лесу растет? Я приглашаю вас на прогулку в лес для того, чтобы познакомиться с его обитателями и посмотреть, что же за чудеса там можно увидеть.

- Готовы отправиться на прогулку в лес? Постройтесь, пожалуйста, паровозиком, по одному, для того чтобы нам не потеряться и не заблудиться в лесу.

--Смотрите, ребята, ручеек. Он и поможет нам отыскать дорогу в лес.

Игра «Ручеек».

Быстрый маленький ручей выбегает из ключей,

По лесу петляет, хвостиком виляет.

Вот он поле пересек, вот нырнул под мостик.

Невозможно ручеек удержать за хвостик.

(Дети идут «паровозиком», пытаясь поймать ленточку – ручеек.)

Музыка со звуками леса

3. Изучение нового материала.

3.1 Беседа

- Вот мы и в лесу.

Здравствуй, Лес Березович!

Здравствуй дуб и клен!

А тебе, боровичок,

До земли поклон.

(Выключить музыку).

-Давайте остановимся на этой полянке и присядем.

- Ребята, а что произойдет, если мы в лесу тихонько крикнем «Ау!»?

- Нам кто-то ответит тихонько «ау». Что же это такое, кто нам отвечает?

- Конечно же, это Дядюшка Ау или по другому – эхо.

-Давайте позовем Дядюшку Ау.

(Дети кричат «Ау».)

-Ребята, а вот и Дядюшка Ау. Вы его позвали, и он вам отозвался.

Эхо повторит за вами все, что скажите вы сами.

- Ребята, как вы думаете, наверное, интересно быть эхом? А хотели бы вы научиться отвечать как эхо? Давайте попробуем и поиграем в игру, которая так и называется «Эхо». Этой игре меня научил Дядюшка Ау. Я буду говорить что – нибудь, а вы как эхо отвечайте – повторяйте последний слог.

3.2. Игра «Эхо».

Собирайся детвора! Ра! Ра!

Начинается игра. Ра! Ра!

Да ладошек не жалей Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!

Сколько времени сейчас? Час1 Час!

Сколько будет через час? Час! Час!

И неправда: будет два. Два! Два!

Дума, думай, голова. Ва! ВА!

Как поет в селе петух? Ух! Ух!

Да не филин, петух? Ух! Ух!

Вы уверены, что так? Так! Так!

А на самом деле как? Как! Как!

- Как здорово быть эхом. Ребята, а хотели бы вы познакомиться с лесными жителями?

- Скажите мне, пожалуйста, знаете ли вы названия животных, живущих в лесу?

-Ой, смотрите, Дядюшка Ау нам волшебный сундучок приготовил. Он положил в сундучок загадки. Если разгадаете загадки, отгадки из сундучка появятся.

- Попробуем разгадать загадки Дядюшки Ау, а заодно и познакомиться с лесными обитателями.

3.3. Игра «Загадки Дядюшки Ау».

Прыгун – трусишка, хвост коротышка,

Глаза с косинкой, ушки вдоль спинки.

Одежда в два цвета на зиму и лето. Заяц.

- Заяц летом, какого цвета?

-К зиме он меняет свою окраску на белую.

-Чем питается заяц?

-Заяц днем спит, а ночью выходит для того, чтобы поесть. Кору с деревьев он достает, вставая на задние лапы. Живет заяц в яме. Главная его особенность – он умеет запутывать свои следы, чтобы его не поймали.

- А еще про зайца нам расскажет Саша

Маленький хвостик похож на пампушку,

Мягкие, чуткие, длинные ушки.

Прыг-скок по лесу…Кто? Угадай-ка!

Кто там под елкой спрятался? Зайка.

- Следующая загадка от Дядюшки Ау.

Иголки лежали- лежали,

Да в лес побежали. Еж.

-Ребята, а кто-нибудь из вас видел ежика?

- Где вы его видели?

-А он действительно, колючий?

- А что вы еще знаете про ежика?

- Ежи питаются вредными для леса насекомыми. Они плохо видят и надеются на свой нюх, поэтому человек может близко подойти к ежу.

- О ежике нам расскажет Вика

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка.

Хоть колюч молчун лесной-

Ежик добрый, а не злой.

- Это действительно так. Иголки – это способ защиты у ежей. Когда он чует опасность, то сворачивается клубочком и выставляет свои острые и твердые иглы, на которых он носит свои запасы. У ежа очень короткие ноги и он очень неуклюжий, поэтому бегает он очень плохо. Осенью еж делает себе гнездо для зимовки. В зимней спячке еж проводит более шести месяцев.

- А знаете ли вы, кто зимой холодной бродит злой, голодный? Волк.

Про волка нам расскажет…

День и ночь по лесу рыщет,

день и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит волк молчком,

Уши серые - торчком.

- Волки- хищники, которые живут стаей, т. е. не по одному, а по несколько волков. У них очень чуткие носы, поэтому они чуют запах на больших расстояниях.

Летом стая волков охотится по ночам, а днем отдыхает. Зимой же, когда мало пищи, стая охотится и днем.

-Еще одна загадка. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. Белка.

Из всех наших грызунов белка самый резвый, непоседливый зверек. Летом шерсть белки рыжеватая по цвету и походит на сосновую кору. Гнездо свое белка сооружает на вершине ели. Летом, в сильную жару, и зимой в сильный мороз, белка совсем не выходит из своего жилища. Она спит.

- А сейчас про белку нам расскажет Артем

Тащит белка в погребок

То орешек, то грибок,

Чтоб зимой холодной

не остаться ей голодной.

- Чем же питается белка?

- Зачем белка делает запасы?

-Ребята, а знаете ли вы, что у белки может быть несколько домов, где она хранит свои запасы: грибы, ягоды, орехи. И все эти кладовые находятся на деревьях, потому что в лесу очень много деревьев. Давайте покажем белкам, какие красивые деревья выросли в нашем лесу. Давайте сделаем кружочек и поиграем в игру Дерево.

3.4. Физминутка «Дерево».

На полянке дерево росло, (постепенно поднять руки вверх)

Протянуло ветви к солнышку оно

Ветер прилетает, .(наклоны корпуса вправо и влево с поднятыми руками)

Деревце качает. (качают руками из стороны в сторону)

Ветер сильный прилетал, (энергичные наклоны)

Сильно дерево сгибал.

Тучи по небу бежали, (качают поднятыми руками)

Все листочки задрожали.

частый дождик льет и льет, (медленно опускают руки вниз)

Дерево водичку пьет

И растет, растет, растет.

3.5. Беседа

- Вот какие высокие деревья выросли. В нашем лесу растут лиственные и хвойные деревья.

- Давайте посмотрим, какие же деревья растут в нашем лесу. (Перейти на другое место)

- Кто знает, лиственные, это, какие деревья?

Лиственные – это те деревья, которые на зиму сбрасывают свои листья, хвойные всегда остаются зелеными.

-Какие деревья называются хвойными?

Как вы думаете, какие хвойные деревья растут в нашем лесу?

Назовите знакомые вам лиственные деревья.

Рассматриваем листья – картинки различных деревьев.

В лесу очень много деревьев, все они разные, все красивые, поэтому их, как и все живое нужно беречь. Нельзя ломать ветки и отдирать кору деревьев.

- Но иногда деревья болеют, поэтому есть доктор, который лечит деревья и он тоже живет в нашем лесу.

Не дровосек, ни плотник, а первый в лесу работник. Дятел

- Об этой птичке нам расскажет Даша

Дятел врач лесного царства.

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клены, ели,

Чтоб росли и не болели.

- назовите деревья, о которых говорится в стихотворении. Назовите только лиственные деревья; а теперь хвойное, которое тоже вылечил дятел.

- Дятел уничтожает большое число вредных насекомых. Своим клювом он определяет по звуку дерева, есть ли в нем насекомые и не успокоится, пока всех не выберет. Дятел продалбливает дупло, в котором могут поселиться птицы или летучие мыши. У дятла очень длинный и липкий язык, на который и прилипают насекомые.

-Давайте снова заглянем в сундучок Дядюшки Ау и посмотрим, кто из обитателей леса там притаился.

В длинной шубке гладкой,

С хвостиком- метелкой,

С ярко – рыжей челкой,

Острый носик, хитрый взгляд.

Избежать ее уловок

Каждый заяц рад.

(Показываю картинку лисы)

-Лисица - очень красивое и изящное животное.

у нее очень красивый шелковистый рыжевато- оранжевый мех, белая грудка и черные сапожки. Пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. Но на самом деле лисица совсем маленькое животное и весит 4-5 килограмм.

-Дядюшка Ау приготовил нам еще один сюрприз. (Перейти на другое место)

3.6. «Назови сказку».

- Ребята, лиса является героиней сотен сказок. Давайте вспомним название сказок, героиней которых была лиса.

(ответы детей, если затрудняются, показываю иллюстрации к сказкам).

(«Заюшкина избушка», «Кот лиса и петух», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Снегурушка и лиса», «Колобок».)

-Ребята, а в сказках лиса всегда какая?

-на самом деле в природе лиса такая же хитрая, но если ей все же не удается перехитрить врага, она от него убегает, потому что лисы очень быстро бегают.

- ребята, скажите, пожалуйста, с какими животными мы сегодня познакомились?

-Как всех этих животных можно назвать, одним словом?

-Животные, которые живут в лесу, называются дикими животными.

-Ребята, вы запомнили всех животных, с которыми нас познакомил Дядюшка Ау? Это мы сейчас проверим.

4. Закрепление

4.1 Дядюшка Ау приготовил для вас еще одно задание. Посмотрите на картинку, и скажите, какие животные здесь спрятались. Но назвать нужно только тех животных, с которыми нас познакомил Дядюшка Ау. Раскрасьте животного, которое вам понравилось больше других.

Включить музыку.

- Ребята, Дядюшке Ау пора идти по своим лесным делам, давайте поблагодарим его за то, что он познакомил нас с лесными жителями и подарим ему наши рисунки.

- Настало время нам возвращаться домой.

-Давайте закроем глаза и представим, как мы идем с вами по лесной тропинке, мимо ручейка, который привел нас в лес, идем, идем. Вот мы и дома. Открывайте глазки.

- Скажите мне, пожалуйста, как называются животные, которые живут в лесу?

-Вы запомнили всех обитателей леса? Сейчас проверим.

4.2. Игра «Доскажи словечко».

Клубком свернулся, ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий (Еж).

Кто стучит, как в барабан?

На сосне сидит (Дятел).

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая (Белка).

4. Подведение итогов.

- О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

-с какими животными познакомились?

Какое животное вам понравилось, почему?

Какие деревья растут в нашем лесу?

Публикации по теме:

«Едем в лес» ЦЕЛЬ: Обогащать знания детей о диких животных, пополнять и активизировать словарь названия животных: глаголы ходит, рычит, сидит, прыгает;.

Презентация «Путешествие в зимний лес» Путешествие в зимний лес непосредственно – образовательная деятельность по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
«Кто в лесу живет, что в лесу растет». Конспект занятия по предмету «Окружающий мир»
Опубликовано: 22 марта 2013 в 17:11
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...